Своеобразие архитектуры Великого Новгорода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:26, реферат

Описание работы

Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год; при этом основываются на поздней Никоновской летописи. При этом в самой летописи не сказано об основании города именно в этот год, однако под годом 6367 (859 год) приводится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины, что никак не может признаваться датой возникновения Новгорода. Автором официальной даты основания города стал историк М. Н. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 года, что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода. В то же время, исходя из археологических данных, известно о заселении словенами Приильменья как минимум с V века (древнейшее изученное поселение — Городок на Маяте в Парфинском районе Новгородской области, по данным раскопок 2005—2008 годов), которые создали в дальнейшем культуру новгородских сопок.

Содержание работы

1.История возникновения Великого Новгорода
2. Архитектура
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Своеобразие архитектуры Влеикого Новгорода.docx

— 52.49 Кб (Скачать файл)

Однако было бы ошибочно думать, что Новгород остался вне сферы действия монгольского ига. Оно имело существенные последствия и для развития новгородской культуры. Достаточно сравнить бурную строительную деятельность в Новгороде и его пригородах в конце XII и в первые десятилетия XIII века с мрачным затишьем, наступившим после 1240 года, чтобы понять, в какой мере тяжелый удар, обрушившийся па Русь, был ощутим и в Новгороде, не испытавшем прямого разгрома татарскими полчищами.

К тому же вскоре положение Новгорода стало еще более серьезным в связи с усилившейся опасностью, угрожавшей с Запада. Новгородские летописи, сообщавшие почти ежегодно о многочисленных постройках в течение второй половины XII — начала XIII века, с 1240 года до начала 90-х годов XIII века упоминают о постройке всего лишь трех, да и то деревянных церквей.

Несколько более оживленным было крепостное строительство той поры. Новгородцы дважды перестраивали деревянный острог вокруг своего города, поставили деревянный город в Порхове, деревянный же, а потом каменный город в Копорье. Нетрудно понять, что небывалое затишье в новгородском строительстве, прерывавшееся лишь срочными работами по укреплению западных рубежей Русской земли и частичному обновлению оборонительных сооружений новгородского острога, красноречиво говорит о тяжелой поре, наступившей в истории русского народа, которую переживал и Новгород.

Однако уже в 90-х годах XIII века и особенно в первые десятилетия XIV века положение резко изменилось. Нанеся сокрушительный удар сначала шведам, затем ливонским рыцарям, Новгород становится одним из крупнейших городских центров Руси. Международная торговля широкого размаха связывала Новгород с североевропейским союзом торговых городов — Ганзой.

Единственный из русских городов, сохранивший полностью памятники своей прошлой культуры и не растерявший, как многие другие города Руси, за время татарского лихолетья свои древние культурные традиции, Новгород вступил в полосу нового, яркого расцвета своей культуры. Опираясь на свои политические и культурные традиции, Новгород стоял несколько в стороне от национального объединительного движения, которое зародилось уже в начале XIV века в Твери, впервые поднявшей знамя решительного восстания против татар. Когда позднее господствующей силой объединительного процесса стала Москва, Новгород долго пытался отстаивать свою независимость от великокняжеской власти, используя соперничество Твери и Москвы.

Именно поэтому в зодчестве, как и в живописи, Новгород продолжал идти своим путем, не только развивая старые художественные традиции, но и подчеркнуто противопоставляя свое искусство тем новым художественным движениям, которые возникали в искусстве Твери и Москвы.

Строительство, вновь развернувшееся в последнее десятилетие XIII века и особенно в XIV веке, продолжается непрерывно вплоть до присоединения к Москве в конце XV века. В качестве строителей, как и в конце XII века, выступают представители крупнейших боярских фамилий, посадники, иногда корпорации купцов, нередко уличане; много церковных, гражданских и даже военных построек сооружает новгородский владыка. Дошедший до нас памятник самого конца XIII века — церковь Николы на Липне, выстроенная архиепископом Климентом в 1292 году, свидетельствует о том, что попытки переосмыслить старую схему церковного здания, намеченные строителями церкви Параскевы-Пятницы и особенно церкви Рождества богородицы Перынского скита, нашли свое дальнейшее развитие в конце XIII века. Исходя из старой композиции кубической, четырехстолпной, одноглавой постройки с квадратным планом, новгородские зодчие конца XIII века окончательно отказываются от старой системы посводного (по закомарам) покрытия.

Трехлопастное покрытие являлось отражением новой структуры сводов церкви.

Исходя из старой традиционной композиции храма, новгородские зодчие конца XIII века стремились переосмыслить ее как в отношении конструкции, вводя новые приемы, так, особенно, в отношении общего художественного выражения. В этом переосмыслении нельзя не заметить некоторой роли романского зодчества, откуда новгородские зодчие черпали отдельные конструктивные детали и отдельные элементы композиционного решения, отнюдь не разрушавшие новгородской традиционной схемы здания в целом.

Прочные экономические и культурные связи Новгорода с городами Прибалтики и севера Европы легко объясняют заимствования новгородскими зодчими отдельных элементов из опыта романских мастеров, тем более что в самом Новгороде издавна существовали две церкви — немецкая церковь Петра и «варяжская божница», выстроенные иноземными купцами на своих торговых дворах.

С другой стороны, не подлежит сомнению, что новгородское зодчество оказывало и обратное воздействие на архитектуру прибалтийских стран. Так, в ряде зданий Таллина, датируемых XV—XVI веками, мы встречаем трехлопастную обработку плоскости щипца, применявшуюся в новгородском зодчестве с XIII века. Интересна и некоторая общность приемов кирпичной орнаментации. Эти совпадения позволяют говорить об определенной культурной близости прибалтийских стран с Новгородом, а также о широком распространении новгородского влияния.

Из довольно многочисленных построек первой половины XIV века до нашего времени сохранились лишь две. Первая из них — церковь Благовещения на Городище, выстроенная архиепископом Василием в 1324—1343 годах на месте разобранной древней церкви 1103 года, не сохранила купола, старых сводов и верхних частей стен, что затрудняет задачу реконструкции ее первоначального облика. Однако, судя по плану и уцелевшим частям стен, это была постройка, повторявшая основную композицию церкви Николы на Липне. Выстроенная новгородским боярином Онцифором Жабиным в 1345 году, церковь Спаса на Ковалеве является одним из интереснейших памятников новгородского зодчества XIV века. Церковь Спаса — типичный памятник переходной эпохи, в архитектурном облике которого отразились новые искания и старые традиции.

Подобно храмам XII века, она имеет позакомарное покрытие, однако, как в Николе Липном, при отсутствии средних лопаток на фасадах. Подобно церкви Николы на Липне и церкви Благовещения на Городище, церковь Спаса имела одну апсиду, но в то же время, подобно церкви Параскевы-Пятницы, три притвора, один из которых был усыпальницей бояр-строителей.

Притворы Спаса, различные по форме и величине, больше напоминают «прирубы» деревянного храма и весьма далеки по своей композиционной роли от симметричных и связанных в единую систему с основным зданием притворов церкви Параскевы-Пятницы. Основными чертами этого переходного периода были незавершенность новых решений и нередкий возврат к старым формам.

Вместе с тем характерной особенностью мастеров конца XIII — начала XIV века было критическое отношение к старым, давно устоявшимся представлениям. Не все из этого критического переосмысления вошло в дальнейшем в арсенал художественных форм классического периода новгородского зодчества. Так, например, отказ от членения стены лопатками — прием, примененный впервые еще зодчими церквей в Перынском скиту и Николы на Липне, повторенный позже в церкви Успения на Волотове и в церкви Михаила на Сковородке и, при иной системе покрытия, в церкви Спаса на Ковалеве, — не привился впоследствии.

Трехчастное членение фасадов лопатками, как выражение четырехстолпной конструкции здания, станет характерной чертой новгородской архитектуры конца XIV—XV века в такой же мере, как это было в зодчестве конца XII— XIII века. Новгородские памятники конца XIII — первой половины XIV века, сохранившие старые композиционные приемы и отражавшие лишь некоторые новые черты в понимании внутреннего пространства, вместе с тем несомненно открывают новый период истории новгородского зодчества.

Новые элементы конструкций (применение полукоробовых сводов) привели к разработке новой системы завершения храма, делавшей внешний облик здания резко отличным от старого. Уничтожение боковых апсид придавало фасаду церкви новый, необычный характер. Наряду со старыми формами оконных проемов, в зодчестве этого периода впервые появляются окна со стрельчатым завершением.

Наконец, на этот же период падает отказ от старой системы кладки из плинфы и камня и переход к кладке из местной плиты. Многочисленные выходы волховской плиты, не требовавшей больших затрат на разработку и доставку, представляли неисчерпаемый запас строительных материалов для всех видов строительства. Именно этим было, по-видимому, вызвано сравнительно позднее освоение чисто кирпичной техники в новгородском строительстве.

Характер строительного материала накладывал отпечаток некоторой грубоватости, типичной для техники новгородского зодчества. 2.4. XIV в. В 1360 году новгородский посадник Семен Андреевич заложил на берегу Федоровского ручья церковь Федора Стратилата. В следующем году церковь была закончена. Церковь Федора Стратилата относится к классическим памятникам новгородского зодчества второй половины XIV века. Как и храмы первой половины XIV века, церковь Федора Стратилата представляет собой кубического типа четырехстолпную одноглавую постройку, в отношении пространственной композиции близкую к памятникам первой половины XIV века. Однако но сравнению с ними церковь Федора Стратилата — гораздо более законченное, зрелое художественное произведение.

Наиболее существенным новшеством был внешний облик храма. До недавней поры фасады храма завершались щипцами с многолопастной ползучей аркой под каждым щипцом. Исследование верхних частей церкви Федора Стратилата при восстановлении ее после войны привело к выводу о первоначальном трехлопастном завершении храма.

Многолопастная арка па фасадах была лишь декоративным убранством. В целом церковь Федора Стратилата — выдающийся памятник, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства. Исходя в основном из старых плановых и пространственных решений, в то же время внеся ряд новых черт, зодчий Федора Стратилата придал новый характер внешнему оформлению здания и обнаружил новую для новгородской архитектуры тенденцию к декоративности в трактовке стены, не нарушая при этом конструктивной логичности фасада.

Тенденция декоративности в значительно усиленном виде выступила в другой замечательной постройке — церкви Спаса на Ильине улице, выстроенной в 1374 году. Летопись под 1374 годом не сообщает, по чьему заказу строилась церковь. Однако четыре года спустя, в 1378 году, в летописном известии о «подписании» церкви сообщается, что церковь расписана «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы». Можно думать, что и постройка церкви была вызвана инициативой уличан Ильиной улицы, другими словами, церковь Спаса можно рассматривать как уличанский храм. Прекрасно сохранившимся образцом новгородского зодчества конца XIV века является церковь Иоанна Богослова в Радоковицах, выстроенная в 1384 году. Это исключительно стройное здание с узкими лопатками на фасадах, подчеркивающими его удлиненные пропорции. На южном фасаде сохранился заложенный портал.

Новый художественный облик новгородского храма, окончательно сложившийся к началу шестидесятых годов XIV века, помимо охарактеризованной выше серии прекрасно сохранившихся памятников 60—80-х годов XIV века, представлен и рядом других, значительно хуже сохранившихся, испорченных разновременными перестройками памятников.

Порой только незначительные отличия в пропорциях и в распределении тех или иных декоративных мотивов отличают одни памятник от другого. Ни новых пространственных, ни декоративных решений новгородские зодчие конца XIV века уже не дают. 2.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

XX в. Небольшим губернским городом встретил Новгород Великую Октябрьскую революцию, позже превратившись сначала в окружной, а затем в районный центр Ленинградской области. В конце августа 1941 года в Новгород ворвались фашистские варвары. Фашисты сожгли и разрушили почти все жилые, общественные и производственные здания, уничтожили все городское хозяйство: водопровод, электростанцию, телефон, телеграф, радиоузел и пр. С особой ненавистью они уничтожали древние постройки Новгорода.

После освобождения от фашистских захватчиков город, ставший вскоре областным центром, был заново отстроен. Под руководством А. В. Щусева были разработаны основы генерального плана восстановления. Исходное положение плана гласит: «Город Новгород восстанавливается как выдающийся город-памятник, сохранивший на своей территории большое количество древних сооружений русского зодчества, и как административно-хозяйственный, культурный и промышленный центр Новгородской области». Проект сохраняет в основном исторически сложившуюся систему улиц, вместе с тем осуществляя укрупнение ряда кварталов, особенно на Софийской стороне.

Разработка нового плана потребовала решения трудной, но важнейшей задачи включения в новые ансамбли многочисленных древних сооружений и увязки новой застройки с древними памятниками архитектуры. К сожалению, это важнейшее условие не всегда бесспорно соблюдалось. В ряде мест, где древние памятники сохранились достаточно кучно, встал вопрос о создании внутри города архитектурных заповедников, с запрещением строительства на этих территориях.

Вокруг одиноко стоящих памятников создаются охранные зоны, очищенные от малоценной застройки, благодаря чему появляются благоприятные условия осмотра и изучения древних памятников. С целью воссоздания древнего архитектурного облика детинца разработан проект планировки и благоустройства всей его территории и охранной зоны. Предположено очистить и освободить древний ров, ограждающий детинец.

Восстанавливается древний облик башен и стен. Начались работы по благоустройству Ярославова дворища, ансамбль которого имеет выдающееся значение в архитектурном облике Торговой стороны. Великий Новгород - уникальный город. Такого количества прекрасных памятников архитектуры XI - XVII веков больше нет ни в одном из древнейших русских  городов.  В 1484-1490гг. возведенные стены и башни новгородского кремля, называемого "Детинцем", располагаясь на берегу реки Волхов, великолепно сочетаются с его полноводным простором, и прекрасно вписываются в современный городской пейзаж.

Архитектура Новгорода представляет собой крупное явление общеевропейского искусства, оно выделяется ярким национальным своеобразием, выразительностью и художественной законченностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список литературы

1. Сайт  Wikipedia

2. Н. Кузьмина, Л. А. Филиппова. Крепостные сооружения Новгорода Великого.

3. Каргер М.К. Новгород; – Л.: Искусство

4. Кушнир И.И. Архитектура Новгорода

5. http://yourwo.com/2013/09/древнерусская-архитектура-древнего/

 

Информация о работе Своеобразие архитектуры Великого Новгорода