Сувенирные куклы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - дать характеристику сувенирным куклам в декоративно-прикладном искусстве.
Цель дипломной работы обусловила постановку следующих задач:
дать характеристику основным понятиям работы
провести теоретическое исследование истории и современности куклы;
изучить характерные особенности русского народного костюма;
освоить приемы мастерства изготовления народной куклы;
выполнить декоративное оформление этнографической куклы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность  дипломной работы обусловлена тем, что интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Декоративно-прикладное искусство - это искусство, служащее для художественного оформления быта, жилого и общественного интерьера, костюма. Произведения декоративно-прикладного искусства создаются как отдельными художниками в индивидуальном порядке, так и коллективами художников и мастеров-исполнителей на предприятиях художественной промышленности, таких, например, как заводы художественного стекла, фарфора, керамики, текстильные фабрики, выпускающие декоративные красочные ткани для платьев и блузок, обивки мебели, для занавесей и портьер, ковровые комбинаты, выпускающие ворсовые и гладкие ковры и дорожки, фабрики ювелирных изделий и украшений. [4]

Народным декоративно-прикладным искусством называют искусство, пришедшее  к нам из глубины веков, из глубины  поколений, искусство преимущественно коллективное, сформировавшееся в народной, крестьянской среде - в среде хлеборобов, хлопкоробов, овощеводов, скотоводов, а также в среде городских и посадских мастеров-ремесленников, изготовлявших вручную или с минимальным применением простейших приспособлений посуду и утварь из различных материалов, детские игрушки и предметы конского убора, орудия труда и военное снаряжение, одежду, обувь и украшения. В своем последовательном историческом развитии народное декоративное искусство проходит долгий эволюционный путь от так называемой домашней промышленности до современных предприятий и коллективов народных художественных промыслов.

Исходя из вышеперечисленных  фактов, мы сформулировали тему нашего дипломного исследования: «Сувенирные куклы в декоративно-прикладном искусстве».

Объектом нашего исследования является декоративно-прикладное искусство.

Предмет исследования - сувенирные куклы в декоративно-прикладном искусстве.

Цель исследования - дать характеристику сувенирным куклам в декоративно-прикладном искусстве.

Цель дипломной работы обусловила постановку следующих задач:

  • дать характеристику основным понятиям работы
  • провести теоретическое исследование истории и современности куклы;
  • изучить характерные особенности русского народного костюма;
  • освоить приемы мастерства изготовления народной куклы;
  • выполнить декоративное оформление этнографической куклы.

Дипломная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы сувенирных кукол в декоративно-прикладном искусстве

1.1. Что такое кукла

История человечества с  древнейших времен до наших дней –  это и история народа кукол, который  на протяжении тысячелетий оставался  неизменным спутником людей.

Что же такое «кукла»? В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова  объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других ученых – археологов, искусствоведов, – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. По-японски кукла – «нинте», что так и переводится – «образ человека». Таким образом, куклой называется любая скульптурка, фигурка, которая изображает человека и служит для игры – ритуальной или детской.

С давних времен кукла была традиционной игрушкой любого народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным  атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во - первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы - обереги  на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных играх  дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении  четко выражалась в игрушке. Она  была одним из тех веками проверенных  средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в  самых бедных крестьянских семьях с  давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей  забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки  юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок  тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной  белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или  карандашом наводили, а в более  ранних куклах - угольком. Обязательно  приделывали косу и ленту в  нее вплетали, если шили девку, а  если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут  и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали  взрослые. Кукла рассматривалась  как эталон рукоделия, часто на посиделки  вместе с прялкой девочки-подростки  брали повозку с куклами. По ним  судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли  на улице, не разбрасывали по избе, а  берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и  на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах  проигрывались почти все деревенские  праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный  и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девочка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле  предпочитали женский образ, даже в  детских играх, если нужна была кукла-жених  или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка  давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы  нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла  безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли  это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Первобытные люди сделали  себе изображения богов – кумиров, идолов,  истуканов – и стали им поклоняться, просить милости и защиты от непонятных явлений природы. Это и были самые первые куклы, которые облегчили жизнь человеку. Потом они спасли множество человеческих жизней, заменив людей в обрядах жертвоприношения. Потом служили оберегами от болезней, несчастий и других неудач. Потом стали добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками. А также яркими сувенирами – игрушками для взрослых. Но с самых древних времен и до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.

Проследив историю развития куклы, можно выделить несколько  важных функций, которые выполняла  кукла в жизни людей. Виды кукол  по назначению:

- ритуальная (обрядовая);

- берегиня (оберег);

- игрушка;

- театральная;

- сувенирная;

- этнографическая;

- коллекционная.

 

1.2. Виды кукол: традиции и современность

Ритуальная  кукла (рис. 1). Самая древняя функция фигурок, изображающих живых существ, – ритуальная. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Им поклонялись, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам. Первыми ритуальными куклами были примитивные фигурки из сучьев и корней. Позже – из обожженной глины. Брать в руки изображения людей дозволялось только старейшинам рода, посвященным во все тонкости магических обрядов.

У многих древних народов  был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков – древних  славян. Долгие годы они приносили  женщин в жертву Великой матери природы. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живой женщины куклу. Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан. Так кукла спасла человека. А отголоски мрачного обычая сохранились в сказках, где от драконов откупаются прекрасными девушками.

Информация о работе Сувенирные куклы