Стилистические особенности русского культового зодчества конец 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:52, реферат

Описание работы

Цель моего реферата выявить стилистические особенности русского культового зодчества конца 17 века
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
- ознакомится с культурой 17 века
- выявить приобретенные черты культового зодчества в данный период
- рассмотреть особенности культовых построек
- на основе проделанной работы сделать вывод, выявив характерные стилистические особенности русского зодчества периода конца 17 века

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1
Общая характеристика русской культуры XVII века 5-8
Глава 2
Приобретенные черты культового зодчества в конце 17 века 9-10
Глава 3
Отражение стилистических черт в культовых постройках 11-20
Заключение 21-22
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

оеферат по истории искусств.docx

— 2.31 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный  технический университет им. И.И. Ползунова» (АлтГТУ)

 

 

Кафедра «Теории и истории архитектуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «История архитектуры, градостроительства и дизайна»

на тему:

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  РУССКОГО КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА КОНЕЦ 17 ВЕКА

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил 

студ. гр. ДАС-01                                                                              Воронова Н.С.

Проверил                                                                                           Пойдина Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

 

Содержание:

Введение               3-4

Глава 1

 Общая характеристика  русской культуры XVII века                             5-8

Глава 2

 Приобретенные черты культового зодчества в конце 17 века              9-10

Глава 3

Отражение стилистических черт в культовых постройках                  11-20

Заключение                                                                          21-22

Список используемой литературы              23

 

 

Введение

XVII век – период, завершающий  русское средневековье. Многое  в этом столетии можно назвать переломным: Россия, через влияния, созвучные внутренним культурным процессам, приобщается к культуре Нового времени, выбирая европейский путь развития – несомненно, что этот путь был во многом предопределен всей русской историей, также как и все бесконечные споры о своеобразии русского пути, начатые при Иване III, с созданием "московского царства".

  В конце XVII столетия светское начало все глубже проникало в культовую архитектуру, неуклонно прокладывая себе путь сквозь дебри религиозного мракобесия. Реакционная церковно - феодальная культура все еще тормозила общественное развитие, но уже не могла сдержать поступательный ход истории. Расширялся кругозор населения, особенно посадских людей. Воссоединение в 1654 г. украинского народа с русским, возвращение белорусских земель способствуют культурным связям трех братских народов. Украинские ученые-богословы пишут свои труды в России; белорусские резчики, хорошо знакомые с западноевропейскими архитектурными формами, тщательно вырезают колонны в иконостасах московских храмов; идет обмен зодчими между Москвой и Киевом, взаимно обогащая архитектуру.

Цель моего реферата выявить стилистические особенности русского культового зодчества конца 17 века

Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:

- ознакомится с культурой 17 века

- выявить приобретенные  черты культового зодчества в  данный период

- рассмотреть особенности культовых построек

- на основе проделанной  работы сделать вывод, выявив  характерные стилистические особенности  русского зодчества периода конца  17 века

 

 

Глава 1. Общая характеристика русской культуры XVII века.

XVI и XVII века – время  развития единого русского государства  во главе с Москвой – "московского царства".Россия в XVII в. сделала первые попытки расстаться со стариной, осуществить реформы, способные вывести страну на современные, с точки зрения европейской, позиции. Неудивительно поэтому, что XVII в. оказался переломным и в истории русской культуры, для которой становилось характерным "обмирщение", усиление интереса к личности человека, а также намечающееся сближение с западной культурой.

Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события Смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и радициями.

Опричное разорение стало  причиной долгого запустения многих земель. Постепенное восстановление начинается с воцарением Федора Иоанновича, при фактическом правлении Бориса Годунова, впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г. Царя занявшего русский трон и мечтавшего об основании новой династии. "Годуновский" период отмечен новым расцветом архитектуры, усвоившей "итальянизирующие" приемы кремлевских соборов начала века, и созданием тончайших произведений декоративно-прикладного искусства, в чем, возможно, участвовали европейские и греческие мастера-ювелиры, которых, видимо, было немало при годуновском дворе.

Однако планам о годуновской династии не суждено было сбыться. Напрасно была построена исключительная по размерам и фортификационной мощи крепость с Смоленске – она была сдана без боя польским войскам под предводительством "Димитрия" - человека, объявившего себя спасшимся от смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С коронации Лжедмитрия и его убийства (почти ровно через год) начинается период внутренних войн, разбоя и интервенции; частая смена царей и последующее "междуцарствие" привели к невиданному ранее разорению страны.

Смута заканчивается с  избранием и венчанием на царство  Михаила Федоровича Романова, однако войны и последующее восстановление страны затянулись более чем на десятилетие.

Сочетанием "старины  и новизны" отмечены архитектура  и изобразительное искусство. Основным строительным материалом оставалось дерево, в то же время возрастало число каменных построек. Одна из наиболее известных деревянных построек второй половины XVII в. - царский дворец в подмосковном селе Коломенское.

 Увеличивается число  общественных зданий государственного  и торгового назначения. Каменные палаты начинают строить бояре.

В деревянном церковном зодчестве  преобладали шатровые храмы, приобретавшие все большую декоративность. Стремление к внешней красоте и нарядности свидетельствовало об усилении светского начала в архитектуре. Для украшения каменных храмов использовали новые строительные материалы: изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным (узорочье). Проникновению светских начал в культовое зодчество сопротивлялось духовенство. Однако, несмотря на

попытки запретить строительство  каменных шатровых храмов, они продолжают возводиться (московские церкви Рождества в Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге). В то же время по инициативе патриарха Никона в традиционном монументальном стиле сооружаются ансамбли подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, Иверского на Валдае и др.

В конце XVII в. в церковном строительстве возникает т.н. нарышкинское или московское барокко, характерными чертами которого были:

- многоярусность,

-строгость пропорций

- пышность убранства зданий

 Появляются церкви  нового типа

– центрические, высокие, увенчанные звонницей, вписанной в силуэт храма и

украшенные изысканным резным белокаменным декором, также имеющим белорусско-североевропейское происхождение. Одна из наиболее известных построек в этом стиле - московская церковь Покрова в Филях, возведенная по инициативе дяди Петра Л. К. Нарышкина.

Несмотря на строгую церковную  регламентацию тем и способов письма, процесс обмирщения затронул и живопись. Реалистические тенденции отчетливо проявились в творчестве Симона Ушакова, в течение 30 лет фактически возглавлявшего живописное дело. Живые, одухотворенные человеческие лица глядят на нас с его икон "Спас нерукотворный", "Вседержитель", "Троица". В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр (фрески ярославских мастеров, на которых изображены обыденные явления мирской жизни), парсуна (портретные изображения), пейзаж, служивший фоном для икон. В 1672 г. появился первый

придворный театр, в котором  разыгрывались пьесы на библейские и исторические сюжеты.

Для столичной иконописи  времени Михаила Федоровича характерно дальнейшее развитие т.н. "строгановской школы", берущей начало в годуновских придворных мастерских – изящная, тонкая живопись, внимательная отделка деталей делают ее одной из жемчужин поздней русской иконописи. Качество живописи контрастирует с некоторой грубоватостью ранней романовской архитектуры, также продолжающей

"годуновские" традиции и ориентированной на сознательное оспроизведение

прототипов конца XVI века.

С середины 1630-х годов  в архитектуре складывается направление, получившее название "узорочья" (что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной мелкой кирпичной и изразцовой декорацией) - его источниками стали раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие и северо-европейские влияния, привнесенные иностранными мастерами,  работавшими в 1620-е гг. для Михаила Федоровича в Кремле (имеются в виду Христофор Галовей, украсивший шатром Спасскую башню Кремля и Джон Талер, построивший церковь Екатерины в Кремле). К 1635-36 гг. относится строительство Теремного дворца в Кремле на основании старого дворца Ивана

Одним из важнейших образцов для многочисленных "узорочных" церквей стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.

В XVII веке было построено  больше церквей, чем за всю предыдущую историю русской архитектуры.

Возникает феномен провинциального  зодчества, по-своему с запозданием интерпретирующего столичные моды.

      

Глава 2. Приобретенные черты культового зодчества в конце 17 века.

Русские каменных дел мастера глубже знакомятся с ордерными формами и начинают проникать в тектоническую сущность ордерной системы. В Приказе каменных дел и Оружейной палате увеличивается количество прикладных руководств по архитектуре. Они уже выдаются мастерам для более технически совершенного выполнения строительных работ; так, Семену Ремезову в 1698 г. была дана «строения печатная книга фряжская в пример».

Обусловливаемые жизнью принципы рационализма все активнее проникают  в архитектуру, сочетаясь с праздничной  декоративностью, что придает произведениям  конца XVII в. особую привлекательность  и неповторимость.

 Возникают новые требования  к культовым зданиям. Рост городского  населения вызывает необходимость  увеличения вместимости храмов, а веяния времени отражаются  на более регулярной организации  объемно-пространственной структуры  и увеличении освещенности. Невысокое  затесненное и слабо освещенное  пространство храма уже не  отвечало запросам прихожан и  их эстетическим вкусам. Сила  светских реалистических тенденций  заставляла увеличивать размеры  бесстолпных храмов, устраивать несколько ярусов оконных проемов, расчленяя стену на своего рода этажи со строго симметрично расположенными большими окнами. Значительная высота и пролеты бесстолпных храмов приводят к совершенствованию их сводчатых покрытий. Для большей пространственной жесткости в обычных сомкнутых сводах делаются глубокие распалубки.

Интерьеры храмов начинают терять свою замкнутость, отрешенность от реального мира. Высокие просторные помещения, залитые светом, с многоярусными сверкающими позолотой ордерными иконостасами и многоцветной иконописью, включающей бытовые сценки, уже далеки от средневекового облика церкви.

Меняется также фасадное убранство храмов. Праздничный декор  подчиняется законам симметрии  и приобретает большую торжественность, увеличивается количество западноевропейских архитектурных деталей; четкий метрический строй ордерных форм объединяет в единое художественное целое все разнообразие богатой пластической и цветовой отделки.

Выделившиеся  черты:

- ордерные формы

- рационализм и праздничная декоративность

- увеличение вместимости храмов

- увеличение освещенности

- более регулярная организация  объемно-пространственной структуры  храма

- в сомкнутых сводах  делаются глубокие распалубки

- интерьер начинает терять  замкнутость

- убранство ближе к  человеку

- праздничный декор подчиняется законам симметрии, торжественность

 - увеличивается количество западноевропейских архитектурных деталей

- четкий метрический строй ордерных форм объединяет в единое художественное целое все разнообразие богатой пластической и цветовой отделки 

Глава 3. Отражение стилистических черт в культовых постройках.

Искусство периода заката древнерусского зодчества и зари русской классической архитектуры, как и вся эпоха на рубеже XVII столетия, полно противоречий, что нашло отражение и в обилии различных типов храмов.

   В Соликамске Троицкий собор (1685—1697 гг.) сохраняет традиции посадских храмов середины века ; его крыльцо — плод поразительной народной фантазии и мастерства.(рис.1)

 

рис.1 Крыльцо Троицкого собора (1685—1697 гг.) в Соликамске

Продолжают возводиться  и четырех-столпные соборного типа храмы, в которых также отражаются идейные столкновения канона нового времени.

Особую группу составляют каргопольские церкви. Так, белокаменный двухэтажный храм Благовещения 1692 г. сочетает лаконичность массивного кубического объема с хрупкостью и утонченностью резного узорочья (рис.2). Изящная, словно вышитая, аркатура покрывает апсиды церкви; прекрасные по рисунку и мастерству наличники четко выделяются на глади стен. Тончайшая каменная резьба выполнена под воздействием кирпичных орнаментальных мотивов середины XVII в.

 

Рис.2 Фрагмент церкви Благовещения (1692 г.) в Каргополе (фото А. А. Тица)

Совершенно в ином художественном плане исполнен собор Иосифо-Волоко-ламского монастыря (1688—1692 гг.). Обычная схема четырехстолпного храма с галереей и пятью главами «одета» в ордерный наряд, как бы воскрешая систему членений Архангельского собора.

 Но особенно красочно  и своеобразно убранство церкви Николы «Большой Крест» (1680—1688 гг.). Ее симметричный центральный объем, поставленный на подклет и вытянутый по вертикали, гармонично расчленен на четыре уменьшающихся вверх яруса (рис. 3).

Информация о работе Стилистические особенности русского культового зодчества конец 17 века