Становление сценического искусства в Саратове в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Театральное искусство на протяжении многих столетий волновало и восхищало умы не только столичных жителей нашей страны, но и жителей глубокой провинции. Именно в провинции началась творческая жизнь многих знаменитых деятелей культуры и искусства. Хотя, далеко не везде, на территории Российского государства, театральная деятельность развивалась равномерно и интенсивно. Саратов, среди немногих городов занимал далеко не последнее место в становлении театрально-просветительской и творческой деятельности. Известно, что профессиональное сценическое искусство в Саратовской губернии зарождалось на рубеже XVIII-XIX вв. К большому сожалению, история саратовского театрального движения не получила обстоятельного исследования из-за скупых и отрывочных сведений, взятых из разноплановых источников.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 44.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Театральное искусство на протяжении многих столетий волновало  и восхищало умы не только столичных  жителей нашей страны, но и жителей  глубокой провинции. Именно в провинции  началась творческая жизнь многих знаменитых деятелей культуры и искусства. Хотя, далеко не везде, на территории Российского  государства, театральная деятельность развивалась равномерно и интенсивно. Саратов, среди немногих городов  занимал далеко не последнее место  в становлении театрально-просветительской и творческой деятельности. Известно, что профессиональное сценическое  искусство в Саратовской губернии зарождалось на рубеже XVIII-XIX вв. К большому сожалению, история саратовского театрального движения не получила обстоятельного исследования из-за скупых и отрывочных сведений, взятых из разноплановых источников.

В ряду источников по данной теме видное место занимают так называемые «путевые записки», «воспоминания».

Как один из источников можно  рассматривать труд педагога и писателя Гавриила Васильевича Геракова «Путевые записки по многим Российским губерниям». Лишь это произведение автора сохранило  своё значение по наличию в нём  фактических указаний, остальные  же, по мнению критиков, были вполне бездарны. Именно поэтому, следует более осторожно  относиться к запискам Геракова, как  к объективному источнику. Тем более, что сам автор, по свидетельству  современников, был известным выдумщиком и «вполне ничтожным человеком». 1

Саратов Гераков посетил  в конце июня - начале июля 1820 г. И  впечатления об этом времени остались у Гавриила Васильевича более  чем положительные. Он неустанно  нахваливал старания губернатора Алексея  Давыдовича Панчулидзева, связанные с обустройством и содержанием городского театра. Сам театр показался ему очень миленьким, хоть был и невелик. Освещение, по его словам – хорошее, оркестр – тоже на достаточно высоком уровне. По данным источника, в репертуаре саратовского театра были комедии князя А. А. Шаховского, опера под музыку Г. Гаво и другие произведения2. Гераков отмечал выдающуюся игру актрисы Грузиновой (вдовы) и считал, что она могла бы быть украшением Петербургского театра. Мужчины же, актёры, отставали, по его мнению, от актрис3. Доволен он остался почти всеми, хотя заметил слабую декламацию многих актёров. Интересными могут показаться и замечания автора о поведении и внешнем виде зрителей.

Но помимо таких благожелательных отзывов, есть и другие. Так, в своих  «Воспоминаниях о Саратовской губернии», В. И. Беккер даёт описание современного ему Саратова, а в частности, мест, для «общественных увеселений»4. Он посетил Саратовскую землю немного позже. Автор отмечает, что название площади, на которой построено здание «храма Талии и Мельпомены», носит громкое название – Театральная. Да и сама постройка не отличалась новизной и роскошью: «Внутреннее расположение отвечает наружности, музыка плоха, освещение слабо. Беда поместиться под люстрою: ненавистные сальные свечи окапают вас с головы до ног».5 Хотя, он отмечает, что у правительства были задумки о постройке нового здания. Что же касается самих постановок, Беккер утверждает, что некоторые пьесы игрались довольно неплохо. Несомненно, он указывает на различие мастерства столичных актёров и провинциальных, сетуя на отдалённость последних от «центра». В целом, эти замечания являются довольно-таки значимыми для исследователей.

Не менее интересные данные можно увидеть в мемуарах князя             И. М. Долгорукова6. Известно, что автор был достаточно близко связан с «бриллиантовым князем» Александром Борисовичем Куракиным, который являлся основателем первого театра в Саратовской губернии. Впечатления именно об этом театре с. Надеждино Сердобского уезда оставлены Долгоруковым. «Там музыка, там роскошь, нега, там пиршество отличного вкуса»7, - писал он об усадьбе. Другую окраску имеют слова о самом театральном представлении, а именно драме «Эмилия Галотти»: «Не говоря раздобрительно о сей забаве, довольно сказать, что без театра, музыки на чистом воздухе, актерами без искусства, во фраках, без театральной одежды игранная драма, да и печальная, да и при том предлинная, в немецком вкусе писанная, не могла доставить большого увеселения…»8.

К не менее важной категории  источников можно отнести статистические данные на выбранный период времени. А конкретно – «Статистическое  описание Саратовской губернии»  А. Ф. Леопольдова, краеведа, писателя, журналиста и первого редактора  саратовской газеты «Губернские  ведомости». В этой монографии дана комплексная характеристика края, включавшая описание географических условий, национального состава и занятий населения, его обычаи и фольклор9. К числу недостатков, свойственных всем его историческим работам, можно отнести описательный характер изложения. Им впервые использованы статистические данные по экономике губернии, но они должным образом не были проанализированы. Книга принесла А. Ф. Леопольдову известность. Рецензенты отмечали «полноту, верность и свежесть сведений». Для выбранной мною темы данный источник полезен по многим показателям, ведь число населения, его благосостояние, уровень грамотности и другие факторы неразрывно связаны с отношением к культуре общества вообще и к театральному искусству в частности.

Подобные источники позволяют  нам глубже исследовать данную тему и, в совокупности, субъективное мнение каждого из авторов поможет выявить  истинное положение в развитии театрального искусства Саратовской губернии в первой половине XIX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помимо источников, при  изучении данной темы, мною был рассмотрен и определённый список исследовательских работ.

В первую очередь, стоит сказать  о многотомном издании «Очерки  русской культуры». Оно представляет собой фундаментальное научное издание, посвящённое истории культуры России разных исторических эпох. Мною был использован том №6, который посвящен развитию художественной культуры XIX века, развитию живописи, архитектуры, музыки и, конечно же, театрального искусства. Этот труд позволяет комплексно проследить, как назревал потенциал преобразований в сценической практике, как обозначивались всё новые и новые тенденции в развитии актёрского мастерства, как эволюционировала театральная жизнь обеих столиц и как это могло отразиться на провинциальном театре10.

Хотелось бы отметить и семитомное издание коллегии авторов «История русского драматического театра». В данном труде предпринята попытка раскрыть динамику становления, борьбы, взаимовлияния и смены различных творческих методов и стилевых направлений в русском театральном искусстве11.

Введение к каждому  тому содержит характеристику общественно-политических условий, идейной проблематики и  художественных исканий театра в  определённый период.

В данной работе по истории  театра, провинциальный театр впервые  широко вводится в общую картину  развития русского театрального искусства12. Начиная со второго тома, провинциальному театру посвящены отдельные специальные главы.

Таким образом, перед читателем  предстает общая картина состояния  театрального дела в провинции в  каждый данный период, обрисовываются изменения в социальном составе зрителей, характеризуются некоторые формы и репертуар театральных трупп и т. д.

Разумеется, эта работа сыграла  свою роль в общих усилиях по изучению русской художественной культуры13.

Наиболее обширную характеристику истории конкретно саратовских  театров даёт Вячеслав Алексеевич Дьяконов14. Исследователь отмечает скудность и отрывочный характер источников, небольшое количество дореволюционных исследований и робкие попытки советских авторов осветить театральное прошлое Саратова15.

Вячеслав Алексеевич сделал попытку внести и свой вклад в  разработку и изучение истории cаратовского театра в его неразрывной связи с передовыми идейно-творческими традициями провинциальной и столичной сцены. Книга рассказывает об удивительной, более чем двухсот летней истории cаратовских театров, о творчестве их выдающихся представителей – драматических актёров, солистов оперы и оперетты, артистов балета и балетмейстеров, режиссёров и дирижёров.

 В книге В. Дьяконова  сделана попытка по-новому проследить  историю становления и развития  провинциального театрального движения  в России.

Автор повествует о первых любительских и крепостных театрах, появившихся в российской провинции  в XVII-XIX веках, о создании русского профессионального театра. Особое внимание было уделено творческим судьбам русских театральных предпринимателей, лицедеев, вокалистов, музыкантов, художников, чьи достижения обусловили создание русского профессионального театра.

Довольно содержателен раздел «Очерков Саратовского Поволжья», посвященный  драматическому театру. Там рассмотрена  роль крепостных театров в развитии русской театральной сцены и  краткое описание крепостных театров Саратовской губернии конца XVIII – начала XIX века. А именно, данные о театре А. Б. Куракина, В. И. Кожина, А. Бахметева, первом городском театре Г. В. Гладкова, деятельности страстного театрала А. Д. Панчулдзева и др.16

В издании «Старый Саратов  в воспоминаниях деятелей культуры», повествуется о славе Саратова именно как театрального города. Об этом свидетельствуют  все без исключения воспоминания актеров и режиссеров, имевших  отношение к саратовской сцене. Самые ранние впечатления о старом саратовском театре относятся к 1950 г. Они сохранились в воспоминаниях  П. М. Медведева, писавшего о низеньком  деревянном здании, покрытом зеленоватой  плесенью – это и был Храм Талии  и Мельпомены. Автора приятно поражала чистота и опрятность внутри, а  сама сцена определялась как «порядочная» 17.

На основании подобного  рода источников, в данном труде  описывается внутреннее и внешнее  убранство, состав трупп и репертуар  саратовского театра. Что позволяет  расширить этими скромными, но значимыми  замечаниями базу источников по данной теме.

На начальном этапе  изучения  развития театрального искусства  Саратовской губернии в первой половине XIX века, мною был рассмотрен небольшой, но довольно информативный список источников и литературы.

Несомненно, что в дальнейшем он будет пополняться и позволит мне полноценно исследовать данную тему.

 

 

 

 

 

 

Глава I 

§ 1. Саратов и его культурная среда в первой половине XIX века.

 

Попытаться окинуть взглядом культурную жизнь Саратова в первой половине XIX в. – задача не из лёгких. Ведь Саратовская губерния издавна была краем высокого уровня развития практически всех специальных видов  культуры: науки, изобразительного искусства, литературы и, собственно, театрального искусства.

Само понятие «культурная  среда» включает в себя институты и учреждения, которые оказывают прямое влияние на основные ценности, предпочтения и поведенческие нормы общества. Таким образом, культурную среду Саратова следует рассматривать через основные аспекты культурной жизни отдельно взятого периода нашей истории.

В первую очередь отмечу развитие образования и просвещения. В Саратове в начале XIX века было только одно учебное заведение (народное училище), преобразованное в 1820 году в мужскую гимназию. Здесь учились дети дворян, помещиков и крупных чиновников. Дети ремесленников, мещан, крестьян и других сословий не имели возможности получить образование.

В городе открываются частные  учебные заведения. В 1826 году их насчитывается 54. Обучение находилось на низком уровне. Требовалось улучшение всей системы  народного образования, без этого  невозможно было дальнейшее развитие страны18.

В Саратове ещё в 1794 году открывается типография, где, главным образом печатались распоряжения губернатора и губернских учреждений. Именно она положила начало печатному делу в губернии.

Начало первой городской  библиотеке было положено 19 февраля 1831 года. Она открылась при мужской  гимназии. Книжный фонд библиотеки строго контролировался царской  цензурой. Более полувека она влачила  жалкое существование и перекочевывала с места на место, так как не имела своего помещения.

Что касается печати, первый печатный орган губернии назывался  «Саратовские губернские ведомости». Газета начала издаваться в 1838 году. Выходила она раз в неделю, по субботам. Здесь печатались правительственные  указы, распоряжения губернских властей. Конечно, такая газета не могла возбудить  большого интереса у населения. Лишь после того, как к работе в газете стали привлекать передовую интеллигенцию, образованных людей, ученых и журналистов, она изменила свой облик, стала пользоваться спросом у местного общества. Кроме  официальных сообщений в ней  появился раздел, в котором публиковались  различные полезные сведения по сельскому  хозяйству, торговле, судоходству, медицине и другие разнообразные статьи.

Интенсивное развитие Саратовской  науки начинается ещё во второй половине XVIII века. В это время стали делаться первые шаги по изучению природы и природных богатств Нижнего Поволжья и Каспия экспедициями Российской Академии наук. В XIX веке исследование Саратовской губернии продолжилось.

Ещё одним показателем  культуры города и края вообще является развитие здравоохранения. В 20-е годы XIX века в Саратове имелись земская  больница, больница судовых рабочих, военный лазарет, частные и казенные аптеки.

Таким образом, культурная среда  Саратова была динамично и плодотворно развивающейся, многие её достижения важны для нас и на сегодняшний день. Проводя параллели в развитии самого государства и культурной среды той или иной области, мы с легкостью можем отметить все недостатки и пробелы общественного строя, существующего в данный период времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Значение театрального искусства для русского общества.

 

Не секрет, что актерские  действа на Руси известны издавна. Сначала  они были связаны с религиозными празднествами,  языческими обрядами.

Но постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами. Русские средневековые актёры скоморохи  известны с XI столетия. Среди них  были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в  первую очередь медведей). Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким  промыслом их заставляла нужда. Часто  они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое  и показывали свои таланты. Они стали  строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и  приема посетителей-зрителей — балаганы. И хотя официально: «В России первый балаган был связан с именем Петра I»19, народные представления на Руси известны издавна. Из театральных атрибутов скоморохи использовали кукол, маски, райки, первые музыкальные инструменты — гусли, дудки, жалейки и т. д.

Информация о работе Становление сценического искусства в Саратове в первой половине XIX века