Сравнение и сопоставление примеров Сталинской высотной архитектуры в Москве с аналогичными постройками за рубежом конца 40-х нач. 50-х гг. Во

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Автор данной курсовой работы ставит перед собой цель рассмотреть проблему формообразования высотной архитектуры (или подобной ей) и ее появления за пределами Москвы, а именно на территории постсоветского зарубежья и стран бывшего соц. Лагеря. В данной работе будут рассмотрены:
• Гостиница «Украина» в центре Киева, расположенная на площади Независимости
• «Минские ворота», Ансамбль двух симметричных домов напротив железнодорожного вокзала в Минске
• Академия Наук в Риге, так же известная как «Дом Колхозника»
• Дворец Культуры и Науки в Варшаве
• Дом Свободной Прессы в Бухаресте

Содержание работы

Введение 2
Дворец Советов – прообраз 3
Формообразование высотных сооружений 8
Гостиница «Украина», Киев 9
«Минские ворота» 11
Академия Наук в Риге 13
Дворец Культуры и Науки в Варшаве 15
Каркасы и интерьеры высотных зданий 17
Факт возникновения, идея постройки

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Райвичер Михаил 2 курс.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

Российский Государственный  Гуманитарный Университет

 

Факультет истории искусства

 

 

Кафедра всеобщей истории искусств

 

 

 

 

      Райвичер Михаил Григорьевич

Курсовая работа

 по теме

«Сравнение и сопоставление примеров Сталинской высотной архитектуры в Москве с аналогичными постройками за рубежом конца 40-х нач. 50-х гг. Возникновение идеи построения высотных сооружений Проблема заимствования, идеологический фон»

 

 

студента 2 – ого курса очной формы обучения

специальности искусствоведение

специализации

«Кураторство художественных проектов»

 

 

 

 

Научный руководитель: доктор искусствоведения,

профессор Соколов Б.М.

 

Москва 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                            2

Дворец Советов  – прообраз                                             3

Формообразование  высотных сооружений                    8

Гостиница «Украина», Киев                                           9

«Минские  ворота»                                                           11

Академия  Наук в Риге                                                     13

       Дворец Культуры и Науки в Варшаве                     15

        Каркасы и интерьеры высотных зданий                   17

         Факт возникновения, идея постройки                          21

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

О высотной архитектуре СССР периода 40-50-х гг. ХХ века написано немало трудов, но редко где можно найти монографию, посвященную конкретно сравнению высотных зданий столицы с аналогичными постройками других городов СССР и стран бывшего социалистического лагеря.

Безусловно,  в научной литературе неоднократно рассматривались те или  иные постройки 40-50-х гг. по стилю и характеру напоминающие нам высотные здания Москвы, находящиеся при этом за ее пределами,  однако мне так и не встретилась ни одна монография, ни один научный труд в котором бы автор попытался проследить причины и характер появления подобных построек не только в Москве, СССР, но и за их пределами, сравнить их со столичными.

Автор данной курсовой работы ставит перед собой цель рассмотреть проблему формообразования высотной архитектуры (или подобной ей) и ее появления   за пределами Москвы, а именно на территории постсоветского зарубежья и стран бывшего соц. Лагеря. В данной работе будут рассмотрены:

 

  • Гостиница «Украина» в центре Киева, расположенная на площади Независимости
  • «Минские ворота», Ансамбль двух симметричных домов напротив железнодорожного вокзала в Минске
  • Академия Наук в Риге, так же известная как «Дом Колхозника»
  • Дворец Культуры и Науки в Варшаве
  • Дом Свободной Прессы в Бухаресте

 

Для изучения данного вопроса, автором работы был выбран формат курсовой работы, так как он подходит к размышлениям и соображениям автора по конкретному вопросу, к тому же позволяющий наиболее полно и объективно рассмотреть и решить поставленную задачу. Все мысли, сравнения, предположения и умозаключения будут опираться на доказанные и не вызывающие сомнений исторические факты, а вышеупомянутые памятники сравниваться, в первую очередь, с семью высотными зданиями  Москвы.

Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов непосредственно связанных  со строительством высотных зданий за рубежом и в Москве в послевоенный период, стоит обратиться к истокам идеи о возведении в столице СССР высотной архитектуры.

Идея строительства первого масштабного здания в Москве возникла у Сталина еще в 1922 году -  на 1 съезде Советов, принявшем декрет о создании Союза Советских Социалистических Республик, где были высказаны соображения по поводу возведения грандиозного комплекса, который сочетал бы в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, горкома партии, помещения для народного университета, музея социальных знаний, центральной радиостанции, астрофизической обсерватории, библиотеки, художественной школы, гимнастических залов, различных клубных помещений - Дворец труда в Москве.

Возведение этого Дворца планировалось  в центре столицы («Площадь для постройки здания Дворца Труда намечена на участке, ограниченном площадями Революции и Театральной, Охотным рядом и Тверской улицей, там, где сейчас находятся здания Московской гостиницы, ресторана Тестова, Континенталя, торговых помещений Охотного ряда и магазин быв. Германова. Указанная площадь для постройки Дворца Труда равна приблизительно 6.000 квад. саж.»)1. Был объявлен конкурс на лучший проект, программа конкурса была составлена не ранее сентября 1922 года, а сам конкурс завершался 5 февраля 1923 года, но строительство так и не было начато, а в 1933 году на этом месте начали строить гостиницу «Москва».

Несмотря на то, что строительство этого Дворца труда, объединяющего в себе функции общественного и культурно-просветительного центра не было осуществлено, советское правительство все еще грезило созданием грандиозного сооружения в центре Москвы. Возможно, что возведение Дворца труда и не было осуществлено по причине того, что просто не вполне отражало идею государственных верхов об идеальном Дворце в сердце столицы всего государства.  Поэтому, в 1931 году организовывается второй, уже более глобальный конкурс - Всесоюзный открытый конкурс на проект Дворца Советов, который должен был стать центром так называемой «Новой Москвы» и одновременно памятником В.И. Ленину. На конкурс было представлено 160 проектов, в том числе 24 проекта иностранных архитекторов и, кроме того, 112 проектных предложений от трудящихся.

По победившему окончательному проекту архитекторов Б. Иофана, В. Щуко и В. Гельфрейха, созданному в 30-х годах, Дворец в Москве с высотой 420 м и объемом 7500000 кубических метров стал бы самым высоким зданием мира. По проекту, Дворец Советов представлял собой высотную, многоярусную композицию, в которой зданию Дворца отводилась роль грандиозного постамента высотою свыше 300 м, несущего гигантскую стометровую скульптуру В. И. Ленина.

Располагаться Дворец должен был на месте храма Христа Спасителя, в  связи с чем, было принято решений  снести храм, улицу Волхонку и ряд соседних улиц решено было засыпать несколькими сотнями кубометров земли, отодвинув Музей изобразительных искусств на 100 метров, а огромные площади вокруг заасфальтировать и оборудовать стоянками на 5 тысяч автомобилей2. Строительство Дворца Советов прервала война, но и в дальнейшем этот проект остался нереализованным. Итого из запланированного успели только взорвать Храм Христа Спасителя, как бы не прескорбно это звучало.

Таким образом, подобная гигантомания в строительстве Дворца Советов  и его постаментообразные формы  могут свидетельствовать о том, что это сооружение мыслилось как вечный памятник двух эпох – Ленина, как идеолога и отца-основателя социалистического государства и Сталина, как его преемника, как Вождя, ведущего свой народ в чистое и светлое будущее: «Люди будут рождаться – поколение за поколением – жить счастливой жизнью, стареть понемногу, но знакомый им по милым книжкам детских лет Дворец Советов будет стоять точно такой же, каким и мы с вами увидим его в ближайшие годы. Столетия не оставят на нем своих следов, мы выстроим его таким, чтобы стоял не старея, вечно»3.  Это высказывание говорит нам о том, что Дворец Советов уже изначально мыслился и воспринимался советскими людьми, как своего рода, культурный памятник такого народа, как «советский» (если говорить об этом определении в контексте особого вида), наподобие, например, величественных памятников архитектуры народа доколумбовой Америки – майя.  Переход из одного столетия в другое, вечность существования этого сооружения не вызывала сомнения даже у инженеров-строителей: «Инженеры не привыкли строить такие сооружения, - сказал на первом съезде архитекторов заместитель председателя строительства Дворца Советов Г. Красин, - это сооружение должно строиться не только прочно на определенный срок, но должно быть долговечным навсегда, как долговечна идея создания всего нашего общества навсегда»4.

Идея строительства здания Дворца Советов  не оставляла Вождя с  начала 30-х годов вплоть до его смерти. Во время войны возведение сооружения, как уже упоминалось ранее, было приостановлено, но уже в конце сороковых годов  в архитектурных кругах знали, что Дворец не будет построен таким, каким его видел Сталин.

Вместо дворца Советов в Москве после войны было выстроено кольцо высотных домов, в основу проектов которых был положен проект монументального здания Дворца Советов, которое так никогда и не было построено: «Пропорции и силуэт зданий, - читаем в постановлении Совета Министров СССР "О строительстве в Москве многоэтажных зданий" от 13 января 1947 года, - должны быть оригинальными и своей архитектурно-художественной композициии, увязаны с исторической застройкой и силуэтом будущего Дворца Советов»5. Иными словами в высотных зданиях должны были сочетаться близость к традициям архитектуры Москвы с советскими представлениями о смелых стремлениях к новым образам, проникнутым мыслью о настоящем и будущем страны советов. Скульптурная законченность многоярусных уступчатых объёмов, живописность силуэтов, богатая пластическая обработка фасадов должна была сблизить Высотные здания  с историческими архитектруными памятниками Москвы. Между собой все здания должны были объединить характерные для них тенденции, а именно: общее для их архитектуры сочетание величавого спокойствия и уравновешенности масс со стремительной динамикой вертикального развития объёмов. Во всех Высотках с большим пафосом воплощались чувства советского народа-победителя, построившего социализм и уверенно идущего к созданию коммунистического общества.

 Подробно останавливаться на истории строительства каждого высотного здания не имеет смысла, так как цель данный работы – выявить истоки формообразования высотных сооружений сталинского времени и сравнить с аналогичными постройками на территории постсоветского зарубежья и стран бывшего соц. лагеря.

Все же, скажем несколько слов о  том, что первоначально планировалось построить восемь высотных зданий, количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы (праздновавшееся в 1947 году), однако строительство одного из зданий, которое велось на месте снесенного китайгородского района Зарядье, было прекращено после смерти Сталина, поэтому только семь высоток в Москве были выстроены:

 

    1. Главное здание МГУ на Воробьёвых горах, высота 240 м, этажность центрального объёма — 36. Выстроено в 1949—1953 годы, архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов
    2. Жилой дом на Котельнической набережной, центральный объём - 26 этажей. Выстроен в 1938—1940 и 1948—1952 годы, архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский
    3. Гостиница «Украина», центральный объём включает 34 этажа. Выстроена в 1953—1957 годы, архитектор А. Г. Мордвинов при участии В. К. Олтаржевского, В. Г. Калиша
    4. Здание Министерства иностранных дел России, центральный объём включает 27 этажей, высота здания — 172 м.  Построено в 1948—1953 годы, архитекторы профессор В. Гельфрейх, М. Минкус
    5. Дом на Кудринской площади (Назывался «Высотка на площади Восстания» т.к Кудринская пл. с 1925 по 1992 года именовалась площадью Восстания) построен в 1948—1954 годы по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского. Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем — 156 м) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих структурно единый массив, опирающийся на общий цокольный этаж.
    6. Административно-жилое здание возле «Красных ворот», здание состоит из 24-этажного центрального корпуса, высотой 138 метров. Было построено с 1947 по 1952 годы. Архитекторы: Алексей Душкин, Борис Мезенцев
    7. Гостиница «Ленинградская», 17 этажей и 136 метров высоты. Построена в 1949—1952 по проекту архитекторов Полякова Л. М., Борецкого А. Б.

 

 

 

Если перейти непосредственно к рассмотрению вопросов о формообразовании сталинских высотных домов, то здесь у автора данного текста возникает несколько версий.

 С одной стороны, Дворец Советов - ступенчатое сооружение, иерархическое, устремленное ввысь и увенчанное фигурой человека – послужило прообразом. Всеми этими чертами начинают наделяться построенные после войны высотные здания, символизирующие идущий в вечность народ-победитель, несущий знамя социализма и его идеалы. Семь высотных зданий (+5 за границей) установлены в разных местах, но стремление культуры выявить индивидуальность каждого места уже уступило ее восхищению перед совершенством композиции Дворца Советов, поэтому все высотные здания почти одинаково воспроизводят этот образец (заменяя фигуру шпилями). Московские удалены друг от друга на разные расстояния: дальше всех на юго-запад отнесен Университет.  Заграничные, разумеется, еще дальше, в Ригу, Варшаву, Киев, Минск, Бухарест (в точки, казалось бы, обладающие своей индивидуальностью), отнесены подобные москвским, высотные здания.

Теперь  остановимся на них подробнее.

 

 

Гостиница «Украина» в  Киеве

Высотка в центре Киева, изначально фигурировавшая под названием «Киев», до 2001 года носившая название «Москва» и впоследствие переименованная в «Гостиницу Украина». В свое время гостиница была высочайшим высотным зданием Киева и вторым (после Дома проектов в Харькове) на территории Украины. Строительство высотки началось в 1954 году по проекту авторского коллектива архитекторов   Анатолия Добровольского (руководитель), Авраама Милецкого, Бориса Приймака, В. Созанского, А. Косенко; инженеров-конструкторов А. Печенова и Л. Линовича.

На месте, где построили  гостиницу, в 1912—1944 годах размещался «небоскрёб Гинзбурга» — многоэтажный доходный дом «короля подрядчиков» Льва Гинзбурга, который до 1928 года был самым высоким зданием на территории УССР.

Архитектура здания решена в простых, лаконичных формах, что разнит ее с пышным и помпезным декором московских высотных зданий. Для облицовки фасадов использована светлая керамическая плитка, характерная для всей аналогичной послевоенной архитектуры СССР.

На самом деле, автор данной работы твёрдо уверен в том, что по своему архитектурному стилю отель «Украина» лишь напоминает «сталинские высотки», но никак не может быть пречислен к ряду таковых,однако поскольку в архитектурных и искусствоведческих кругах до сих пор идут споры на этот счет, автор курсовой работы счел наиболее уместным, сказать пару слов об этом нетипичном здании, сравнить его с остальными высотками, тем самым, не только высказать своё мнение касательно вопроса о принадлежности гостиницы, ныне именуемой «Украина», к типичным представителям сталинской высотной архитектуры, но и учесть мнение отличное от собственного. Причина сомнений заключается в том, что по первоначальным эскизам небоскреб должен был быть 21-этажным (не включая башню) и иметь 120—150 м высоты. Однако по приказу украинского руководства по борьбе с «архитектурными излишествами» проект гостиницы урезали, и высоту уменьшили до 66 метров. К тому же, со всремен СССР высотными прияно считать здания высотой более 75 метров или более 25 этажей.

Информация о работе Сравнение и сопоставление примеров Сталинской высотной архитектуры в Москве с аналогичными постройками за рубежом конца 40-х нач. 50-х гг. Во