Специфические свойства и отличительные особенности массовых зрелищ, представлений, праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. На основе изучения и анализа материалов, изданий, методических разработок рассмотреть основные отличительные особенности массовых зрелищ, представлений, праздников - выявить их специфические свойства.
Поставленная цель, предусматривает решение следующих задач: изучить и проанализировать существующую литературу по данной теме;
вывести понятие «массовое зрелище, представление, праздник», для определения основных характеристик данного явления;
выявить специфические свойства и отличительные особенности понятий: зрелище, праздник, представление;
изучить особенности драматургии и режиссуры массовых зрелищ, представлений, праздников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Сущность массового праздника………………………………………....6
1.1 Особенности сценария массового праздника………………………..7
1.2 Особенности режиссуры массового праздника……………………..9
2.Театрализованное представление……………………………………..12
2.1 Основные признаки театрализованного представления…………...12
3.Специфические особенности драматургии массовых зрелищ………14
Заключение……………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………24

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.Сущность массового праздника………………………………………....6

1.1 Особенности сценария массового  праздника………………………..7

1.2 Особенности режиссуры массового  праздника……………………..9

2.Театрализованное представление……………………………………..12

2.1 Основные признаки  театрализованного представления…………...12

3.Специфические особенности  драматургии массовых зрелищ………14

Заключение……………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. На протяжении многих тысячелетий человечество создавало определенные формы художественного осмысления мира. Мировосприятие через систему зрелищных символических образов переходило из поколения в поколение. Некоторые из зрелищных форм под влиянием социальных изменений мобильно трансформировалось, аккумулируя в себе код этносов, в основном их культурную программу. Потребность людей быть причастными к художественному процессу освоения мира продолжается и сегодня. Это является условием существования человечества. Среди всех видов и жанров искусства, которые, как известно, являются формой осмысления жизненного пространства человека, основное место занимают зрелище, праздник, представление. Долгая история их существования  доказывает их жизнестойкость и требует дальнейшего многогранного осмысления и исследования.

Зрелищная культура воспитывает каждую личность и весь коллектив, учит умению выражать чувства солидарности людей. Можно сказать, что зрелищная  практика, как и вся общественная практика, раскрывает «человеческие сущностные силы». Зрелище, праздник поднимает настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Аккумулируя человеческие эмоции, раскрывает истинные, идеальные устремления людей. В зрелище, представлении каждый человек - исполнитель и зритель, творец и участник особой жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленного обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами.

Интерес к зрелищу, празднику со стороны разных специалистов подчеркивает их значимость и в то же время помогает выявить свой собственный аспект исследования. Он заключается в необходимости активного внедрения их в жизненное пространство человека. Восприятие зрелища, представления участие человека в нем тесно связаны с реализацией художественно-творческой стороны этого массового театра, особенно с режиссурой. Неадекватная точка зрения на некоторые важные моменты режиссерской работы, ее практическая и теоретическая неосмысленость выдвигают проблему профессионализации режиссуры массового зрелища и других видов и жанров массового театра.

Все вышеизложенные положения обусловливают  определение актуальности исследования. В связи с этим выбранная нами тема «Специфические свойства и отличительные особенности понятий: зрелище, праздник, представление» продолжает быть актуальной для научных исследований.

Цель и задачи исследования. На основе изучения и анализа  материалов, изданий, методических разработок рассмотреть основные отличительные особенности массовых зрелищ, представлений, праздников - выявить их специфические свойства.

Поставленная цель, предусматривает  решение следующих задач: изучить и проанализировать существующую литературу по данной теме;

вывести понятие «массовое  зрелище, представление, праздник», для определения основных характеристик данного явления;

выявить специфические свойства и отличительные особенности понятий: зрелище, праздник, представление;

изучить особенности  драматургии и режиссуры массовых зрелищ, представлений, праздников.

Объект исследования. Развитие режиссуры  массовых зрелищ, представлений и праздников на современном этапе в единстве с теоретическими и практическими обоснованиями творческой концепции искусства.

Предмет исследования. Массовые зрелища, представления и праздники в их историческом развитии.

Гипотеза. Развитие режиссуры массовых зрелищ, представлений и праздников. Их взаимосвязь и взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность массового праздника.

Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны  с его своеобразием, которое в  первую очередь состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет глубокие социально-психологические корни, полностью исключает элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен тогда, когда этого хочет тот или иной организатор, то или иное учреждение. Он проводится лишь тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация. Массовый праздник предполагает одновременное возникновение многочисленных очагов действия, причем участники сами выбирают интересный для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном определенном объекте, имеющем в данный момент решающее значение. ПРАЗДНИК- это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между серьезным и игровым, строго определенным и произвольно свободным. Если в обыденной жизни практическое и игровое действие разделены между собой, то праздник такого разделения не знает, так как в нем всегда есть условный, символический, обрядно зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил наиболее существенных, переломных моментов человеческой жизни". Является совершенно бесспорным, что главным художественным порождением революции всегда были и будут народные празднества. Настоящий праздник должен быть организован как все на свете, что имеет тенденцию произвести высоко эстетическое впечатление. Для праздника нужны следующие элементы. Во-первых, действительный подъем, действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое празднуется. Во-вторых, известный минимум праздничного настроения. В-третьих, талантливые организаторы. Социальная сущность праздника в первую очередь проявляется в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

1.1 Особенности сценария массового праздника.

Сценарий массового праздника  сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино  работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора. Тема - это круг жизненных явлений, отобранных сценаристом и режиссером. Идея- это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема обычно задана в самом начале праздника, а к идее как к общему главному выводу сценарист и режиссер должны подвести собравшихся зрителей. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. В драматургии массового зрелища вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массового зрелища, действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, " сбор-кеб" разнородных эпизодов, номеров и "аттракционов". Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество- драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей. Нельзя особенно в массовом празднике, имеющем в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о войне, вообще о пятилетке и т.д. Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического - к музыке, от музыки - к слову и т.д. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение. Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода, являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля, кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников. В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.

Следующая часть композиций - основное действие, т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий  столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчиняться следующим основным требованиям:

1) Строгая логичность  построения темы.

2) Нарастание действия.

3) Законченность каждого  отдельного эпизода.

4) Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к  наивысшей точки в развитии действия. После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.

1.2 Особенности режиссуры массового праздника.

Это весьма важная часть композиции. Приступая к созданию постановочного плана, режиссёр строит его на основе сценария массового представления. Здесь в работу непосредственно вступают композитор, дирижер, балетмейстер, хормейстер, режиссёр спортивных эпизодов и номеров оригинального жанра.

Большое внимание уделяется работе с художником, потому что образно - пластическое решение массового представления во многом определяет его идейно - художественную силу. В решении этой задачи участвует и художник по свету, и режиссёр - монтажёр киноматериала, и звукооформитель (подготовка и запись фонографии). Одна из трудных проблем - нахождения верного темпа-ритма массового эпизода. Здесь многое может прояснить музыка. Точно найденный характер звукового ряда является важным компонентом в нахождении нужного темпа-ритма и образного решения массовых сцен. К сводным репетициям основные эпизоды и номера должны быть отрепетированы. Режиссёр обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцепы. Работу режиссёра при постановки театрализованного представления можно определить как творчески - организаторскую.

Массовый праздник имеет разновидные средства эмоционального воздействия. Это прежде всего живое слово, создающие образы, речь ведущего, занимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды, поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей, а также средства искусства (музыка, песня, художественное и документальное кино, живопись, хореография, спорт, свет, звук...), которые эмоционально настраивают участников массового праздника, усиливают воздействие происходящего на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперёд

Отличительной особенностью драматургии  и режиссуры массовых представлений  является то, что они построены  на действии смены людей. Человек  в ситуации массового праздника  должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской разработки предусмотреть пути его активизации, каналы по которым может развиваться активная деятельность нужного участника во время праздника. Специфичность драматургии и режиссуры массового праздника заключается в представлении собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько организацию действия аудитории, силой массы участников. А также во внесение в массовое действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. Сущность общей методике технологии режиссёрской деятельности заключается в процессах отбора и разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей в организации форм типов постановок:

* создание эпизодов  и их художественная организация  в комплексную форму целостной

досуговой программы;

* использования определённых  методов режиссуры "театрализации", "иллюстрирования",

"игратизации";

* сочетание различной  видов деятельности: творческой, исследовательской, педагогической, драматургической, исполнительской и других различных условиях

(театрально-сценических,  семейно-застольных, масштабно-открытых, природно-площадных и т.д.);

* организационные работы  с различными категориями людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельными коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых действий;

* использования в постановках  разнообразных эмоциональных выразительных  средств (художественных, документальных, игровых, технических, живого слова и зрелищных эффектов, действия, пластики, музыки, изобразительных и выразительных); использования в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контрастного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, интермедийных и др.).

 

 

 

 

 

 

2. Театрализованное представление.

Театрализованное представление - это сценическое эстрадно-театральное действие, объединенное единой авторской мыслью, в котором монтажно сплавляются все виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть посвящено историко-политическим датам, общественным праздникам, творчеству поэта, художника, известного деятеля. В зависимости от темы и задач автора могут доминировать какие-то виды искусства, изобразительные приемы. Широко распространены публицистические представления, эстрадные юмористические представления, представления-ярмарки, представления-концерты и другие. В одних из них преобладает агитационное начало - агитпредставления, цель которых вызвать интерес публики к социальной или политической ситуации или, например, эстрадное представление-капустник, цель которого - развлечь людей, заострить в юмористической форме внимание на знакомых бытовых или социальных моментах.

2.1 Основные признаки театрализованного представления:

- зрелищность,

- синтетичность,

- экспрессивность,

- идейно-художественная  целостность.

Способ построения сценария - монтажный. Характер конфликта - тот же, что в литературно-музыкальной композиции: взаимодействие и диалогичность побочных тем, мотивов, ведущих к основной авторской мысли.

Информация о работе Специфические свойства и отличительные особенности массовых зрелищ, представлений, праздников