Социально-культурная роль скульптуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, технологий социально-культурной деятельности. В каждой из национально-культурных общностей востребован особый, специфический тип специалиста социально-культурной сферы. Именно в связи с этим освоение зарубежного опыта требует не только избирательности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том, чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…4
Глава 1. Скульптура: виды и формы………………………………………..….6
1.1 История развития скульптуры……………………………………….….…..6
1.2 Формы скульптур.………………………………………………………...…14
Глава 2. Создание и назначения скульптуры…………………………….….…19
2.1 Виды назначений скульптуры……………………………………….….….19
2.2 Технология создания скульптурного произведения…………………...…26
2.3 Примеры скульптуры города Владимир…………………………..…….32
Заключение…………………………………………………………….…….….39
Литература…………………………………………………………….…….….41

Файлы: 1 файл

Скульптура 1.docx

— 84.92 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Технология создания скульптурного произведения

Материалы для изготовления скульптур

Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой, допустимость перевода одного и того же произведения в различные материалы. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале.

По большому счету скульптуры можно делать из чего угодно. Классическая скульптура – мраморная скульптура. Именно этот великолепный материал – роскошный внешне и удобный в обработке – использовали художники античности и Возрождения. Но времена меняются, и в начале ХХ века скульпторы принялись высекать свои творения преимущественно из гранита. Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли. Просто этот камень не выносит современной экологии и под воздействием окружающей среды неуклонно разрушается. Современная городская и парковая скульптура чаще всего высечена из гранита или же отлита из металла – в основном бронзы или других стойких к коррозии сплавов. Для русско-советских парков традиционны деревянные скульптуры во главе с национальным символом – косолапым мишкой. Скульптура благородна, стационарна. Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы. Это простейший способ получения отливок скульптур. Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала - пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы), из дерева, пластмассы, металла. Моделью может служить и сама скульптура; если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу.

Материалы для изготовления моделей скульптур:

1. Пластилин, гипс, пластик, дерево.

2. Воск, парафин, стеарин; технический  желатин, столярный клей.

3. Полистирол (пенопласт) - ячеистый  пластик. [3, с.26-29]

Для получения нескольких одинаковых моделей скульптуры из воска применяют эластичную форму. С целью тиражирования восковых моделей для отливки одинаковых скульптур или деталей художественных произведений, например литых украшений для художественной ограды, изготавливают резиновую пресс-форму. Скульптурные произведения из металла - цветного, черного или драгоценного как завершение всего процесса изготовления обязательно нуждаются в декоративной отделке. Причем она не только улучшает внешний вид скульптуры, ажурной или кованой решетки камина, чеканного рельефа или художественного литья, но и предохраняют произведение, созданные в любой технике, от воздействия внешней среды, продлевает их век. Известно немало рецептов нанесения тончайших защитных покрытий разного цвета, имеющих свою технологию. Выбор того или иного вида декоративной отделки металлического скульптурного изделия диктуется качествами самого металла, а также предназначением того или иного изделия. [3, с.26-29]

Цветовая гамма скульптур

Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза), или имеет естественный цвет материала, из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит). Мы так привыкли к тому, что скульптура одноцветна, что всякую попытку раскрасить ее готовы считать проявлением безвкусицы. Между тем не надо забывать, что древние греки раскрашивали свои скульптурные произведения. В эпоху эллинизма (III - I века до н. э.) еще продолжали применять расцветки. В древнем Риме можно было встретить сочетание белого и цветного мрамора, золоченого дерева и мрамора, хотя в основном римская скульптура стала уже одноцветной. В средние века, в эпоху Возрождения и барокко раскраска применялась в деревянной скульптуре. Отдельные попытки расцвечивать скульптурные произведения делались и в XIX веке. Так, например, великий русский художественный критик В. В. Стасов считал, что расцветка скульптуры усиливает ее реалистическую выразительность. Следует все же сказать, что к проблеме раскраски скульптурного произведения надо подходить очень осторожно, так как сложившиеся традиции одноцветной пластики воспитали в нас определенное понимание прекрасного в скульптуре. [5, с.72-75]

 

Процесс создания

Процесс создания скульптуры начинается с разработки форэскиза, понятие, которого подразумевает под собой разработку концепции, цветовой гаммы, общего представления о будущем облике произведения. Далее, на основе имеющихся наработок и графического материала, рисуется непосредственно сам эскиз, в котором наглядно показывается, как и в каком окружении будет находиться скульптура.

Эскиз в служит основой для изготовления рабочей модели в заданном масштабе из пластилина (или другого мягкого, пластичного материала, например, глины). Моделирование скульптуры позволяет оценить пропорциональность построения изображения, портретное сходство и эффект восприятия в объеме.

После утверждения рабочей модели создается скульптура в мягком материале в натуральную величину, соответствующую размерам конечного изображения. Вначале собирается деревянно-металлический каркас, который прокладывается глиной. Формируются основные черты фигуры, прорисовываются ключевые детали и элементы одежды. С получившегося изделия с помощью двухкомпонентного силикона и гипсового кожуха снимается «черновая форма», используемая для перевода глиняной модели в гипс.

Из высокопрочного скульптурного гипса изготавливается отливок. Полученная таким образом модель доводится художником-скульптором до готового состояния. Прорабатываются все элементы фигуры — мимические морщины, волосы, рельеф одежды, геральдические знаки, украшения и т.д., которые невозможно было отобразить в мягком материале.

С готовой скульптуры в твердом материале снимается «чистовая форма», используемая для отливки готовой скульптуры. Если выполняется гипсовый портрет, то после финишной доводки изделие грунтуется и красится или тонируется в выбранный цвет. Если в качестве материала выбрана бронза, то фигура в гипсе является промежуточной стадией работ.

Для перевода в бронзу по «чистовой форме» изготавливается восковка — модель скульптуры из смеси технического и пчелиного воска. Художественное литье по восковке позволяет передать точные формы изделия. Скульптура отливается частями, после очистки и доводки она сращивается на сварке. Благодаря использованию внутреннего литейного стержня бронзовый отливок получается полым с толщиной стенок 5-9 мм. Дефекты поверхности изделия, в том числе прибыли, литники, выпоры, раковины, окалины, доводятся путем обрубки. Художественная обработка с помощью чеканки позволяет добиться идеального качества рисунка.

Готовая бронзовая скульптура проходит процедуру химического патинирования (искусственного состаривания). Патина образует защитную пленку на поверхности металла, увеличивая, таким образом, не только художественный эффект, но и защиту изделия, предотвращая естественный процесс окисления.

Изготовление постамента для скульптуры:

  • гранит
  • бетон, облицованный гранитной плитой
  • мраморная крошка с гарнитом

И в завершение монтаж скульптуры на постамент.

 

 

 

 

 

 

 

Технология создания скульптурного произведения

Материалы для изготовления

Цветовая гамма

Процесс создания

  • Мрамор
  • Гранит
  • Металл
  • Дерево
  • Художественное литье скульптуры по моделям:

1. Пластилин, гипс, пластик, дерево.

2. Воск, парафин, стеарин; технический  желатин, столярный клей.

3. Полистирол (пенопласт) - ячеистый  пластик.

  • Однотонная
  • Ровно окрашенная:
  • Тонированный гипс
  • Патинированная бронза
  • Естественный цвет материала
  1. Создание форэскиза
  2. Разработка эскизного проекта скульптуры
  3. Создание рабочей модели скульптуры в мягком материале в заданном масштабе
  4. Создание модели в мягком материале в величину скульптуры:
  • Изготовление каркаса
  • Прокладка глины на каркас
  • Лепка модели из глины
  1. Снятие формы с модели
  1. Создание восковой модели скульптуры
  2. Создание скульптурного произведения в твердом материале
  3. Художественная обработка:
  • Чеканка
  • Шлифовка
  • Патинирование
  • Вощенние
  1. Изгтовление постамента
  1. Монтаж скульптуры на постамент

 
   

2.3 Примеры скульптуры  города Владимир.

Памятник Александру Невскому.

Возле стен Рождественского монастыря в сквере у Владимирского планетария находится памятник замечательному русскому полководцу князю Александру Невскому. Монументальный памятник был открыт 12 июня 2003 г. Это дань глубочайшего уважения потомков к великому князю Владимиро-Суздальской Руси, полководцу, политику Александру Ярославовичу Невскому. 
В 1252 г. Александр Невский становится Великим князем Владимиро-Суздальской Руси. Прожив в Орде в последнюю, четвёртую свою поездку зиму и лето, он заболел и на возвратном пути слёг. Приняв схиму под именем Алексия, он 4 ноября 1263 г. скончался в Городце Волжском.  
Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». Тело его было привезено и положено в Боголюбском монастыре. Сюда же прибыли из Владимира извещённые о его кончине митрополит Владимирский Кирилл со множеством духовенства и народ. Взяв гроб с телом благоверного князя, они с честью понесли его во Владимир, где отпели и погребли останки князя в храме Рождества Пресвятой Богородицы в мужском монастыре. В мае 1723 г., будучи в Лавре, царь Петр Великий «повелел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи Александра Невского перенести сюда». В 1723 г. мощи Невского по указу Петра I были перевезены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. В честь и память перенесения святых мощей князя Александра Невского торжества и празднества продолжались три дня. Петр I повелел ежегодно 30 августа во всех православных российских церквах праздновать перенесение мощей благоверного князя, а также ежегодно выводить в этот день к монастырю свой «Ботик» для торжеств. Тогда же он намеревался учредить и орден в честь Александра Невского, но намерение это в 1725 г. исполнила уже его супруга - Екатерина I.

Памятник равноапостольскому князю Владимиру Святому и святителю Федору.

Памятник святителям Владимирской земли, основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору, установлен на смотровой площадке парка имени Пушкина. Памятник был торжественно открыт 28 июля 2007 г. во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир.  
Скульптурная группа придумана московским скульптором, заслуженным художником России Сергеем Исаковым.

Памятник Лебедеву-Полянскому

Памятник Лебедеву-Полянскому П.И., установлен в 1959 г. в сквере перед зданием ВГГУ. Жизнь и деятельность этого революционера и крупного советского литературоведа тесно связаны с Владимиром. Памятник представляет собой гранитный бюст, поставленный на четырехгранный гранитный постамент. Он удачно вписался в небольшое свободное пространство возле Золотых ворот.

Бюст Танееву

Бюст Танееву установлен рядом с концертным залом носящим его имя. Сергей Иванович Танеев (1856-1915 гг.) - уроженец Владимира, композитор и педагог. Памятник изготовлен из бронзы, высота вместе с постаментом 5,6 метра. Первоначально бюст был установлен в 1967 г. в сквере, недалеко от дома Танеевых. В 70-х гг. памятник был демонтирован и установлен вновь на нынешнем месте в 1994 г.

Памятник Гоголю

Памятник писателю Н.В. Гоголю установлен в самом центре Никитского бульвара. Имя его автора неизвестно. Данный бюст Гоголя не представляет ни художественной, ни исторической ценности и не состоит в реестрах общества охраны памятников. Бюст выполнен из так называемого временного материала. Сам Н.В. Гоголь во Владимире никогда не был.

Скульптура у главного корпуса ВлГУ

Скульптура расположенная у входа в главный корпус Владимирского государственного университета выполнена неизвестным автором. В народе скульптура получила название Студентка. Еще одно народное название этому памятнику – «Наука». Адрес: ул. Горького, д. 87

Скульптурная композиция Серп и молот

Скульптурная композиция Серп и молот находится у входа в здание администрации города Владимира. Серп и молот это главная государственная эмблема Советского Союза, а также символ союза рабочих и крестьян.

Автор скульптурной композиции неизвестен.

Адрес: ул. Горького, д. 36

Памятник Ленину на площади Ленина

Один из нескольких памятников Владимиру Ильичу Ленину во Владимире установлен в центре одноименной площади. Памятник был торжественно открыт 24 августа 1958 г. Общая высота монумента 12 метров, высота фигуры - 6 метров. Скульпторы: Д.Б. Рябичев, В.Е. Долецкий, архитекторы: А.Н. Душкин, Е.А. Архипов. Памятник Ленину Памятник Ленину расположен у здания банка России лицом к Соборной площади города Владимира. Первоначально на этом месте стоял памятник царю Александру II, который был торжественно открыт 24 августа 1913 г. Однако 5 июля 1925 г. на том же самом постаменте, из красного финляндского гранита, скульптуру Александра II сменила фигура Владимира Ильича Ленина, работы скульптора А.Л. Котихина. Памятник из венской бронзы был отлит на московском литейно-скульптурном заводе. Двуглавые орлы на постаменте были заменены на серпы и молоты. Интересно, что ночью 28 апреля 1950 г., скульптура Ленина была заменена на аналогичную работы скульптора Шильникова. Теперь правая рука Ленина, до этого указывающая на Успенский собор, опущена. Общая высота монумента - 6 метров 16 сантиметров, высота фигуры Ленина - 2 метра 10 сантиметров.

Информация о работе Социально-культурная роль скульптуры