Смысл баланса: анатомия и не только

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:41, доклад

Описание работы

Практика асан — это постоянное балансирование самих себя. На первый взгляд, баланс — физический уровень, но он предполагает также приведение в состояние равновесия мыслей и сознания. Асана, по Патанджали, — комфортная, неподвижная поза, удобная для сосредоточения. Это и есть баланс.
Физический баланс нашего тела зависит от следующих факторов:
1. Вестибулярный аппарат в нашем внутреннем ухе
2. Глаза
3. Сенсорные импульсы, поступающие от мышц

Файлы: 1 файл

Смысл баланса.docx

— 396.58 Кб (Скачать файл)

Смысл баланса: анатомия и не только

16.11.2012

Практика асан —  это постоянное балансирование самих  себя. На первый взгляд, баланс — физический уровень, но он предполагает также приведение в состояние равновесия мыслей и  сознания. Асана, по Патанджали, — комфортная, неподвижная поза, удобная для  сосредоточения. Это и есть баланс.

Физический баланс нашего тела зависит от следующих  факторов: 
1. Вестибулярный аппарат в нашем внутреннем ухе 
2. Глаза 
3. Сенсорные импульсы, поступающие от мышц

А теперь немножко сложных слов и анатомии. За баланс в вестибулярном аппарате отвечают органы с интересными названиями: полукружные каналы и овальный мешочек  ушного лабиринта (утрикулюс).

Полукружные каналы реагируют на вращательные движения тела, а овальный мешочек включается в работу, когда наше тело линейно  ускоряется. Функционирование вестибулярного аппарата зависит от ускорения, скорости движения. Чем сильнее скорость и  импульс, тем сложнее находить баланс. Когда скорость движения низкая, равновесие достигается быстрее, вестибулярные  органы стимулируются меньше.

Осознание своей  головы и других частей тела в пространстве осуществляется за счет овального мешочка (утрикулюса). Этот орган вестибулярного аппарата стимулируется в положении  вниз головой или под наклоном.

Глаза тоже очень  важны для нахождения баланса. Церебральная кора головного мозга получает сигналы  от глаз, и тело выстраивается в  позу на основе поступившей информации.Координация  обоих глаз с движениями тела активизирует церебральную кору. Наиболее активно  церебральная кора включается в работу в момент входа в позу и выхода из неё. Глаза контролируют равновесие и скорость движения тела. Вот почему так важна работа глаз, например, в стойке на руках.

Рецепторы всех мышц тела неустанно посылают сигналы  церебральной коре. Эти сигналы работают, даже если глаза закрыты. Но иногда сигналы нас подводят, поэтому  а работе участвуют ещё и глаза. Попробуйте выполнить какой-нибудь сложный баланс в перевёрнутом положении с открытыми и закрытыми глазами, и вы сразу поймёте, какова роль глаз при нахождении равновесия.

Практика йоги улучшает функционирование всего механизма  в нашем теле, отвечающего за равновесие. Чем больше мы практикуем асаны на баланс, наклоны и перевёрнутые позы, тем быстрее и равномернее  обрабатываются нервные импульсы в  нашей церебральной коре, вестибулярные  органы также привыкают к стимуляции и работают лучше.

Не стоит забывать, что йога подразумевает контроль дыхания и работу над состоянием ума. Управление дыханием и концентрация ума изменяет способ работы церебральной коры. Автономное функционирование церебральной коры снижается, и управление осуществляется больше нашей волей. Таким образом  мы получаем контроль за работой ума  и тела. В дальнейшем это помогает нам находить баланс не только в  асанах, но и вне коврика: мы становимся более стабильными и сфокусированными, даже процесс думания обретает некий  контроль и баланс.

Так что практика йоги приводит в состояние баланса  не только тело, но и ум. Чем осознаннее и настойчивее мы практикуем, тем  более совершенным и сбалансированным становится наше тело и ум. Успехов  в практике вам, друзья! Ом!

Ты помнишь, как в  детстве, лежа на солнечной поляне лицом к небу, отец поднимал тебя на ноги, и  ты парил в воздухе, раскинув руки и представляя себя птицей или самолетиком? Оказывается, в тот момент ты занимался акройогой!

Мы предлагаем каждому вспомнить свои детские ощущения, познакомившись поближе с этой увлекательной практикой. Для этого не нужно быть гимнастом или акробатом, не нужно обладать недюжинной физической силой или гибкостью гуттаперчевого мальчика. Акро-йога позволяет любому человеку окунуться в  атмосферу доверия и радости, испытав состояние полета и взглянув на мир, перевернутый вверх ногами.

Возникнув на основе творческого синтеза элементов парной йоги и акробатики, акройога превратилась в бесконечно разнообразную практику. В ней есть и  мудрость йоги, и энергия акробатики, и творчество танца, и мягкость массажа. Ты  можешь найти в акро йоге, то что нужно именно тебе, постоянно открывая что-то новое и неизменно получая всегда новую радость.

Акройога  – это доверие!

Являясь парной практикой, акро йога невозможна без взаимопонимания  между участниками. Каждая поза или  движение – это твоя работа внутри себя, которая делает тебя единым целым с твоим партнером. Доверять, откликаться, нести ответственность – вот чему учит эта практика. Достигнув идеального баланса со  своим партнером в акройоге, ты научишься той степени доверия и ответственности, которые помогут тебе сохранять баланс в социальной жизни.

Акройога  – это творчество!

Творческий потенциал  акро йоги безграничен. Графичные позы, невесомые поддержки, неожиданные  переходы – все это существует в развитии и не является чем-то раз и навсегда заученным. Поняв основные принципы и освоив базовую технику акройоги, ты сможешь постоянно привносить в собственную практикучто-то новое, раскрывая все новые возможности своего тела. И тогда акройога станет для тебя не просто «зарядкой», а прекрасным способом творческого самовыражения.

Акройога  – это терапия!

Основной механизм терапевтической  составляющей акро йоги – это сила гравитации. Когда ты висишь вниз головой, расслабившись, на руках и ногах твоего партнера, в твоем теле изменяется характер циркуляции основных жидкостей – крови и лимфы. Расслабление тела в состоянии «полета» раскрывает позвоночник – наш главный энергетический канал. Происходит это очень мягко, ведь инструментом воздействия является сила тяжести твоего собственного тела. После этой практики, благодаря снятию внутренних зажимов, восстановлению нормальной циркуляции энергии и активизации многих жизненных процессов, ты будешь чувствовать себя сильнее и моложе. 

День первый  -  знакомство и полёты

 

    Мастер класс проходил в уютном и просторном зале СурьяРам. Пятница  вечер, за окном минус пятнадцать. После работы чувствуется небольшая  усталость,  а от морозов —  аморфность и окаменелость  частей тела.  Захожу в зал. Наш учитель Пау — испанец с лучезарной улыбкой и светлыми глазами —  играет на гитаре, кто-то ещё на джамбее. Сразу становится приятно и тепло на душе. Начинается церемония круга. Церемония круга, которая проводится в начале и в конце каждого занятия, направлена на то, чтобы все размялись, расслабились, подружились и  почувствовали контакт. 
 Каждый присутствующий рассказывает о том, кто он такой и чем для него является акройога. Оказывается, для большинства пришедших акройога — это особый способ взаимодействия между людьми и веселая игра с терапевтическим эффектом для тела и ума. 
   Не выходя из круга мы выполняем небольшую йоговскую разминку, во время которой Пау также даёт элементы из тайского массажа. 
После разминки   учимся летать (ура!). Мы делимся на тройки (база, летчик и страховщик)  и пробуем выполнить простые полёты. Сначала практика даётся непросто. Мешает страх. Как-то не верится, что можно  удержать в воздухе настоящего живого человека и не уронить его. Немножко получается, но стоит только на долю секунды позволить себе усомниться в своих силах, как руки и ноги подгибаются,  а бедный летчик падает в мои объятья.  Хорошо, что учитель и   партнёры, очень помогают, подбадривая и в сотый раз объясняя, что нужно делать. Пау легонько стучит  меня лбу: «Это всё в уме, не так ли?». Ох уж этот ум, вечно с ним   договариваться нужно. 
   Эти два часа  дались мне нелегко, но это был очень полезный опыт. Интересно было отследить, как малейшие движения ума воздействуют на то, что происходит с телом (роняешь человека, стоит только позволить себе мысль об этом). Было приятно общаться, играть, поддерживать друг друга — это то, чего зачастую не хватает  в повседневной жизни. 
 
 
 
 

День второй -  массаж и терапия 

 

  Суббота. Светит солнце. Круг ширится: пришло еще больше людей, а на улице  тем временем   сильнее похолодало. На всех шерстяные носки и счастливые лица. День  посвящен знакомству с тайским массажем.  Конечно, за эти несколько часов мы успели лишь мельком почувствовать вкус тайского массажа, зато появился интерес, и в будущем захотелось пройти подробный курс.   
 
Пау учит нас  отдавать и принимать энергию, а также быть полностью вовлеченными в процесс, когда мы делаем массаж другому. Принимая массаж, мы стараемся расслабиться, позволяя партнёру работать с нашим телом. Также Пау рассказывает нам про основные принципы тайского массажа, такие как: использование веса тела, присутствие здесь и сейчас, работа с дыханием, идеально подобранное положение (perfect fit), недопустимость зажима кожи, и конечно же Метта — сострадательная любовь, которой мы делимся друг с другом.     Вторая часть занятия — терапевтические полёты. Здесь уделяется внимание тому, чтобы с помощью полетов помочь партнёру вытянуться, расслабиться, снять мышечное напряжение. Важная часть —  leg love  (любовь для ног) — восстановление энергии партнёра после полёта. Летчик держит ноги базы и выполняет особые движения (видимо, также заимствованные из тайского массажа), которые способствуют расслаблению ног и спины базы. Leg love длится столько же, сколько и сам полёт. Таким образом лётчик благодарит базу за то, что у него была возможность полетать. 
    Занятие проходило в легкой и непринуждённой атмосфере. Это был познавательный урок по терапии с большим объёмом теории и практики. Всё  завершилось мантрами подгитару  и чудесной шавасаной в кругу.   
 

 

 

 

 

День третий —  акробатические полёты

 

   Воскресенье началось  с пробежки по залу. «Мы делаем  так только тогда, когда температура  на улице меньше восемнадцати  градусов» — говорит Пау. Готовимся  к полётам: делимся на пары  и учимся делать стойки на  руках и на голове, предварительно  укрепив нужные мышцы с помощью  разных упражнений, которые учат  держать тело в тонусе (например, отжиманий: из упора и из  собаки мордой вниз). 
 
    Но как выясняется при выполнении акробатических полетов, сила мышц — это только полдела. Самое главное — поймать баланс. Во время полётов  мы отстраиваем прямые линии, которые позволяют удерживать равновесие, снимая нагрузку с мышц. При правильно отстроенном балансе нагрузка приходится не на мышцы, а на кости. Как известно, человеческие кости очень крепкие и могут выдержать колоссальное давление (около тонны). И база, и летчик должны следить за тем, чтобы все вертикальные линии (например, когда вы держитесь за руки) во время полёта были прямыми. 
   Мы учим основные акробатические позы, которые называются одинаково по всему миру, чтобы акробаты из разных стран могли понимать друг друга. Например, «так» и «пайк». Так – ноги вместе, колени согнуты и прижаты к груди, при этом руки либо обхватывают ноги, либо просто прижаты к телу. Пайк — это  наклон к бёдрам, ноги вместе и прямые в коленях. 
    Для полётов мы делимся на тройки, поскольку важная роль отводится страховщику, который располагается таким образом, чтобы в случае падения подхватить летчика.  Страховщик должен всегда быть начеку, при этом  не мешая базе и лётчику.  Быть рядом, но быть незаметным,  это — тоже важный навык, который нужно освоить. 
    Мы выполняем акробатические полёты, более сложные и динамичные, чем терапевтические. Пау рассказывает нам, что хороший акробат  должен уметь быть и лётчиком, и базой, но, как ни крути, все акробаты по своей конституции либо  деревья, либо  и эльфы.  Деревья — крупные и сильные, они выполняют роль базы. Эльфы — легкие и маленькие, они летают на деревьях. Под конец занятия Пау делит всех присутствующих на 2 группы: деревья и эльфы. Некоторые удивляются тому, в какой группе они оказались. Видимо, эльф и дерево — не только свойство комплекции, но ещё и состояние души.    
    Мы разбиваемся на четвёрки (два эльфа и два дерева) и выполняем уже более сложные полёты. Под конец семинара я (в роли эльфа) уже оказываюсь в каких-то абсолютно немыслимых, с точки зрения моих представлений о гравитации, положениях. Это очень захватывает. 
    Занятие прошло очень динамично и весело. День пролетел совершенно незаметно. Мой былой страх как рукой сняло. Откуда-то приходит чувство необыкновенной умиротворённости и любви ко всем окружающим людям. Хочется, чтобы это длилось вечно: полёты, синхронное дыхание, взгляд друг другу в глаза,  концентрация и ощущение полного присутствия в настоящем моменте. 
 
    Огромное спасибо «Школе полётов» за организацию этого чудесного семинара. Кстати, следующий большой мастер-класс по акройоге состоится в конце апреля в Питере и  в начале мая в Москве. Как только появится подробная информация, обязательно напишу.


Информация о работе Смысл баланса: анатомия и не только