Сквозное действие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

В истории русской культуры есть немало имен выдающихся деятелей, ученых, мыслителей, художников, которые составляют славу и гордость нации. Среди них одно из самых почетных мест по праву принадлежит Константину Сергеевичу Станиславскому. Имя Станиславского известно всему миру как имя великого реформатора театрального искусства.

Содержание работы

Введение
Сверхзадача
Сквозное действие
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная сверхзадача.docx

— 36.13 Кб (Скачать файл)

Таким образом, для самого артиста сквозное действие является прямым продолжением линий стремления двигателей психической жизни, берущих  свое начало от ума, воли и чувства  творящего артиста. Не будь сквозного  действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и  веры и прочее прозябали бы порознь  друг от друга, без всякой надежды  ожить.

Когда актер понял сверхзадачу  пьесы, он должен стремиться к тому, чтобы все мысли, чувства изображаемого  им лица и все вытекающие из этих мыслей и чувств действия осуществляли бы сверхзадачу пьесы.

Возьмем пример из «Горя  от ума». Если сверхзадачу Чацкого, который является главным выразителем  идеи пьесы, мы можем определить словами  «хочу стремиться к свободе», то вся психологическая жизнь героя  и все его действия должны быть направлены к осуществлению намеченной сверхзадачи. Отсюда беспощадное осуждение  всего и всех, кто мешает его  стремлению к свободе, стремлению разоблачить  и бороться со всеми фамусовыми, молчалиными, скалозубами.

Вот такое единое действие, направленное к сверхзадаче, Станиславский  называет сквозным действием.

Константин Сергеевич  говорит, что «линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно  нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче»3.

Можно спросить: а какую же роль во всем этом играет неудавшаяся любовь к Софье? А это только одна из сторон борьбы Чацкого. Ненавистное ему фамусовское общество стремится отнять у него и любимую девушку. Борьба за личное счастье вливается в сквозное действие борьбы за свободу и усиливает сверхзадачу.

Если актер не будет  все свои поступки нанизывать на единый стержень сквозного действия, которое  ведет его к сверхзадаче, то роль никогда не будет сыграна так, чтобы об этом говорить как о серьезной  художественной победе.

Чаще всего творческое поражение ожидает актера, когда  он заменяет сквозное действие более  мелкими, несущественными действиями.

Представим себе, что актер, играющий Чацкого, скажет себе: — У  меня много стремлений. Я стремлюсь  отдохнуть на родине после скитаний, я стремлюсь повеселиться над  всякими чудаками, я стремлюсь  жениться на Софье, я стремлюсь вырвать  моего старого друга Платона  Михайловича из-под влияния его  жены и т.д. и т.д.

Что же получится? Роль разобьется на отдельные маленькие действия, и, как бы хорошо они ни были сыграны, от сверхзадачи, вложенной автором  в свое произведение, ничего не останется.

Борясь с таким, довольно частым явлением в театре, Станиславский  писал: «Вот почему прекрасные в отдельности  куски вашей роли не производят впечатления  и не дают удовлетворения в целом. Разбейте статую Аполлона на мелкие куски  и показывайте каждый из них в  отдельности. Едва ли осколки захватят смотрящего»4.

А вот попробуем взять  пример из русской живописи. Все, конечно, хорошо знают картину Сурикова «Боярыня Морозова». В этой картине изображен  героизм русской женщины, готовой  перенести любые муки и принять  смерть за свою правду. Это широкое  содержание до сих пор волнует  зрителя, невзирая на давно отжившую фабулу.

Брошенная на солому, закованная в цепи, увозимая на страшные мучения, боярыня Морозова не смирилась, не подчинилась. Глаза ее сверкают, бледное лицо выражает порыв и вдохновение, высоко поднята рука, пальцы которой сложены  для двуперстного крестного знамения. Все ее движения, весь порыв сводятся к одному сквозному действию: утверждаю  свою веру, хочу убедить в ней  народ.

И гениальный художник выразил  это сквозное действие с удивительной экспрессией.

А теперь представим себе, что  названное сквозное действие заменено другим. Например: еду на муки и хочу проститься с Москвой и с народом, или: хочу увидеть врага своего —  царя Алексея Михайловича, который  высматривает из решетчатого оконца церкви, или... Можно вообразить еще  много действий, но ни одно из них  не заменило бы сквозного действия, так глубоко и точно найденного Суриковым.

И я думаю, что самый  неискушенный зритель поймет, что, как  бы ни были замечательно написаны и  люди, и Москва XVII века, и снег, все равно картина не производила бы такого сильного впечатления, если б ее сверхзадача была нарушена.

Каждое сквозное действие в органическом художественном произведении имеет свое контрдействие, которое  усиливает сквозное действие.

Не отрываясь от приведенного примера в живописи, напомним смеющегося дьячка, который стоит в левой  группе народа и издевается над Морозовой. Он и окружающие его лица являются носителями контрдействия.

Или Фамусов, Скалозуб, Молчалин, все гости в доме Фамусова, мифическая княгиня Марья Алексеевна представляют собою противодействие, враждебное сквозному действию Чацкого, и тем  еще усиливают последнее.

Станиславский говорит: «Если  бы в пьесе не было бы никакого контрсквозного действия и все устраивалось само собой, то исполнителям и тем лицам, кого они изображают, нечего было бы делать на подмостках, а сама пьеса  стала бы бездейственной и потому несценичной»5.

Станиславский писал: «Если  вы играете без сквозного действия, значит, вы не действуете на сцене в  предлагаемых обстоятельствах и  с магическим «если бы»; значит, вы не вовлекаете в творчество самую  природу и ее подсознание, вы не создаете «жизни человеческого духа» роли, как того требуют главная цель и основы нашего направления искусства. Без них нет «системы». Значит, вы не творите на сцене, а просто проделываете отдельные, ничем не связанные между собой упражнения по «системе». Они хороши для школьного урока, но не для спектакля. Вы забыли, что эти упражнения и все, что существует в «системе», нужно, в первую очередь, для сквозного действия и для сверхзадачи. Разбейте статую Аполлона на мелкие куски и показывайте каждый из них в отдельности. Едва ли осколки захватят смотрящего».

Представьте себе идеального человека-артиста, который посвятит всего себя одной большой жизненной  цели: «возвышать и радовать людей  своим высоким искусством, объяснять  им сокровенные душевные красоты  произведений гениев».

Такой человек-артист будет  выходить на сцену, чтоб показывать и  объяснять собравшимся зрителям театра свое новое толкование гениальной пьесы и роли, которое, по мнению творящего, лучше передает сущность произведения. Такой человек-артист может отдать свою жизнь высокой  и культурной миссии просвещения  своих современников. Он может, с  помощью личного успеха, проводить  в толпу идеи и чувства, близкие  его уму, душе и прочее, и прочее. Мало ли какие возвышенные цели могут  быть у больших людей! Такие жизненные  цели человека-артиста называют сверх-сверхзадачами  и сверх-сквозными действиями.

Но горе, если по пути к  большой конечной цели, будь то сверхзадача  пьесы и роли или сверх-сверхзадача  всей жизни артиста, творящий больше, чем следует, остановит свое внимание на мелкой, частной задаче. Очень  часто, при стремлении к конечной сверхзадаче, артисты попутно наталкиваются  на побочную, маловажную актерскую  задачу. Ей отдается вся энергия  творящего артиста. Такая замена большой цели малой – опасное  явление, искажающее всю работу артиста.

Длинный ряд малых, средних, больших линий жизни роли направлены в одну сторону – к сверхзадаче. Короткие линии жизни роли с их задачами, логически последовательно  чередуясь друг за другом, цепляются  одна за другую. Благодаря этому  из них создается одна сплошная сквозная линия, тянущаяся через всю пьесу.

Большие, средние, малые задачи и небольшие куски жизни роли, направленные в разные стороны не могут создать сплошную прямую линию. При этих условиях сквозное действие уничтожено, пьеса разорвана на куски, разнесена в разные стороны, и  каждая из ее частей принуждена существовать сама по себе, вне всего целого. В  таком виде отдельные части, как  бы прекрасны они ни были, сами по себе не нужны пьесе.

В каждой хорошей пьесе  ее сверхзадача и сквозное действие органически вытекают из самой природы  произведения. Этого нельзя нарушать безнаказанно, не убив самого произведения. В случае введения в пьесу постороннюю, не относящуюся к ней цель или  тенденцию органически связанные  с пьесой сверхзадача и естественно  создающееся сквозное действие частично остаются, но им приходится поминутно  отвлекаться в сторону привнесенной тенденции: такая переломанная пьеса  не будет жить.

Когда к старому, монолитному, классическому произведению насильственно  прививают злободневность или другую чуждую пьесе цель, то она становится диким мясом на прекрасном теле и  уродует его часто до неузнаваемости. Искалеченная сверхзадача произведения не манит и не увлекает, а только злит и вывихивает. Насилие –  плохое средство для творчества, и  потому «обновленная» с помощью  злободневных тенденций сверхзадача  становится смертью для пьесы  и для ее ролей. Но случается, правда, что тенденция сродняется со сверхзадачей. Мы знаем, что к апельсиновому дереву можно привить ветку лимонного, и тогда вырастает новый фрукт, который называется в Америке «грейпфрут». Такую прививку удается сделать и в пьесе. Иногда к старому, классическому произведению естественно прививается современная идея, омолаживающая всю пьесу. В этом случае тенденция перестает существовать самостоятельно и перерождается в сверхзадачу. Графически это выразится в таком чертеже: линия сквозного действия, тянущаяся к сверхзадаче и к тенденции. В этом случае творческий процесс протекает нормально, и органическая природа произведения не калечится.

Нужно беречь сверхзадачу  и сквозное действие; надо быть осторожным с насильственно привносимой  тенденцией и с другими чуждыми  пьесе стремлениями и целями.

Всякое действие встречается  с противодействием, причем второе вызывает и усиливает первое. Поэтому  в каждой пьесе рядом со сквозным действием, в обратном направлении, проходит встречное, враждебное ему  контрсквозное действие.

Следует приветствовать такое  явление, потому что противодействие  естественно вызывает ряд новых  действий. Это постоянное столкновение необходимо: оно рождает борьбу, ссору, спор, целый ряд соответствующих  задач и их разрешения. Оно вызывает активность, действенность, являющиеся основой актерского искусства. Если бы в пьесе не было никакого контрсквозного действия и все устраивалось само собой, то исполнителям и тем лицам, кого они изображают, нечего было бы делать на подмостках, а сама пьеса  стала бы бездейственной и потому несценичной.

Линия контрсквозного действия складывается также из отдельных  моментов и из маленьких линий  жизни артисто-роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Сверхзадача - одно из самых  сложных методологических понятий, предложенных Станиславским. Сложность  заключается уже в самом термине, в надбавке «сверх» по отношению  к слову «задача», так как речь идет не просто о главной действенной  задаче роли, но о главном ее эмоционально-действеном устремлении, «непременно возбуждающем отклик в человеческой душе самого творящего артиста. Другими словами, сверхзадачу надо искать не только в роли, но и в душе самого артиста», - писал Станиславский. Сверхзадача  одной и той же роли, исполняемой  двумя артистами, должна находить в  душе у каждого свой эмоциональный  отклик, будь то стремление «сохранить любовь», «добиться власти», «обрести веру» и т.д. Во все эти устремления  актер должен вкладывать свои личные переживания, свой жизненный опыт, свои наблюдения, наполнить их своими образными  ассоциациями. Только тогда он может  сделать сверхзадачу своей собственной  и полюбить ее. (Несомненно, что любовь Ромео и Джульетты и стремление сохранить ее должны у разных актеров  наполняться своими эмоциональными нюансами). Только такая, ставшая личной, сверхзадача рождает у актера эмоциональные побуждения к действиям, необходимым для ее осуществления. Этот действенный путь к осуществлению  сверхзадачи Станиславский называл  «сквозным действием артисто-роли». Сквозное действие проходит через всю  пьесу, определяя задачу каждой отдельной  сцены и наполняя действия, необходимые  для ее осуществления, эмоциональным  содержанием. Без сверхзадачи и  сквозного действия и роль, и спектакль  распадаются на отдельные сцены, лишенные единого, объединяющего их замысла. Сквозное действие роли обязательно  сталкивается со встречным, препятствующим ему контрсквозным действием (как, например, любовь Ромео и Джульетты  сталкивается со взаимной ненавистью их семей). Это конфликтное столкновение вызывает еще большую активность сценического поведения, позволяющую  ярче и эмоциональнее выразить замысел  роли и спектакля в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использумоемой литературы:

 

  1. К. С. Станиславский «Работа актера над собой»

 

  1. Ершов П.П. «Технология актерского искусства»

Информация о работе Сквозное действие