Синтез искусства и информационных технологий в музее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена изучению современных технологий и как они применяются в музее. В настоящее время новые технологии вытесняют традиционные методы работы в музее. Эра компьютеров захватывает всё новые отрасли человеческой деятельности. Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью более детально изучить как влияют современные технологии на развитие музея. Данная область исследования, хотя и имеет достаточную источниковую базу и массу научных изысканий, все-таки изучена не до конца и требует дополнительного рассмотрения.
Основным объектом исследования в данной работе является музей. В процессе работы были рассмотрены музеи России и мира.

Содержание работы

Введение
Глава первая: основные направления деятельности музейной сферы.
1.1 Социальные функции музея: Общие тенденции развития
1.2. Организация музейного дела в изменившихся политических и социальных условиях 1991–2010 гг.
Глава вторая Информационно-коммуникационные технологии в музейной сфере.
2.1 . Экспозиционная и выставочная деятельность музеев с помощью ИКТ
2.2 Новые информационные технологии в научно-фондовой работе
2.3. Проблемы информационных технологий в современном музее
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

готовая за 5 курс.docx

— 52.59 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет искусств

Кафедра истории отечественного и зарубежного искусства

 

 

 

 

Синтез искусства и  информационных технологий в музее.

(курсовая работа за  5курс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

6 курса, 1372 (з) группы

Мальцева А.В.

 

Научный руководитель:

Брагина Л.А.

 

Оценка_________________

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

 

Содержание:

Введение 

Глава первая: основные направления  деятельности музейной сферы.

1.1 Социальные функции  музея: Общие тенденции развития

1.2. Организация музейного  дела в изменившихся политических  и социальных условиях 1991–2010 гг.

Глава вторая Информационно-коммуникационные технологии в музейной сфере.

2.1 . Экспозиционная и выставочная  деятельность музеев с помощью  ИКТ

2.2 Новые информационные  технологии в научно-фондовой  работе

2.3. Проблемы информационных  технологий в современном музее

Заключение

Литература 

 

Введение.

 

Настоящая работа посвящена  изучению современных технологий и  как они применяются в музее. В настоящее время новые технологии вытесняют традиционные методы работы в музее. Эра компьютеров захватывает  всё новые отрасли человеческой деятельности. Актуальность темы данного  исследования определяется необходимостью более детально изучить как влияют современные технологии на развитие музея. Данная область исследования, хотя и имеет достаточную источниковую базу и массу научных изысканий, все-таки изучена не до конца и требует дополнительного рассмотрения.

Основным объектом исследования в данной работе является музей. В  процессе работы были рассмотрены  музеи России и мира.

В начале моей работы был  изучен библиографический указатель, который составлен в помощь студентам  для занятий по ряду курсов специальности  «музеология». В этот сборник включены монографии, авторефераты диссертаций, стать из сборников и периодических изданий, а также другие публикации на русском языке.

Активно использовалась в  работе книги «Компьютерное образование  музейных специалистов», «Применение  ЭВМ в музеях», «Информатизация  в музеях 1990 - 1995: международный опыт», «Информационные технологии в деятельности музея»,  «Компьютерные технологии в музее» автор Ноль Л.Я. и книга  Барри Лорда «Менеджмент в  музейном деле».

В книге Барри Лорда  раскрываются научные основы и практический опыт менеджмента в музейном деле. Рассматриваются задачи управления музеем, структура музейных организаций  и методы управления ими. Характеризуются  управления музейными фондами, экспозиционными  программами, недвижимостью и финансами. Приводятся служебные обязанности  – работников музея и квалификационные требования к ним. Книга зарекомендовала  себя как наиболее авторитетное и  широко используемое в мире учебное  издание по вопросам управления музеями. Книга будет полезна студентам  обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Искусствоведение», «Музеология», и специальностям искусствоведение, музеология, музейное дело и охрана памятников, менеджмент организации. Может использоваться в системе самообразования и дополнительного образования специалистов музейного дела.

Было использовано учебное  пособие для ВУЗов Юреневой Т.Ю. «Художественные музеи Западной Европы: история и коллекции». Данное издание – первое в отечественной  практике учебное пособие, в котором  систематизированы и изложены основные сведения об истории создания знаменитых художественных музеев Западной Европы, об их выдающихся коллекциях и шедеврах. Книга иллюстрирована, снабжена глоссарием и аннотированным именным указателем.

Так же была использована ещё  одна книга Юреневой Т.Ю. «Музееведение». Книга является первым учебником, в  котором излагаются не только теоретические  основы музееведения и методика музейной работы, но и история музеев мира. На обширном фактическом материале  автор анализирует причины и  обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея  как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются  социальные функции музеев, их научно-исследовательская  работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга. Книга иллюстрирована, снабжена именным  и предметным указателем, а её содержание соответствует ГОСТу Министерства образования РФ.

Сборник «Очерки культурной жизни провинции» посвящен проблеме сохранения единства культурного пространства России. Здесь исследуются, в частности, такие её аспекты, как влияние  культурных событий – театральных  фестивалей, музейных проектов и прочих мероприятий – на художественную жизнь страны, деятельность провинциальных театров как часть современного театрального процесса. Сборник во многом основан на результатах исследований, которые были проведены в рамках Федеральной целевой программы  «Культура России (2001-2005)»: «Провинциальные театры на культурном пространстве России» (2002), «Роль региональных театральных фестивалей, творческих конкурсов и художественных выставок в культурной жизни провинции» (2003). Книга состоит из предисловия, трёх разделов. Содержит таблицы и примечания после статей.

О том как живут, развивается и модернизируется музеи написано очень мало. Это еще раз подтверждает актуальность темы.

Объектом исследования являются современные технологии музейного  дела России на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии музея

Цель исследования состоит  в рассмотрении обеспечения информационными  технологиями современного музея. В  соответствии с поставленной целью  определены следующие задачи исследования:

1. Определить характерные особенности организации использования информационных технологий в экспозиционной и выставочной деятельности музеев.

2. Показать пути и источники информатизации комплектования, учета и хранения музейных коллекций....

3. Выявить обеспеченность музеев Сибири информационными технологиями...

Хронологические рамки работы охватывают период с 1991 по 2010гг.

 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЙНОЙ СФЕРЫ

1.1 Социальные функции  музея: Общие тенденции развития

Вопрос об общественном предназначении музеев имеет давнюю историю. Однако теоретическая разработка проблемы социальных функций музея стала  возможной лишь на определенном этапе  развития музееведения. В России эту  проблему впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х —  начале 1970-х гг. A.M. Разгон, а в последующие  десятилетия она стала предметом  исследования Д.А. Равикович, Ю.П. Пищулина, А.Б. Закс.

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически  сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место  и роль музея в обществе и культуре — функцию документирования и  функцию образования и воспитания.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.

Функция образования  и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

По мнению ряда исследователей, например Д.А. Равикович, помимо этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.

 

1.2 Взаимодействие искусства  и технологий: перспективы развития.

По заключению исследователей проблемы взаимодействия искусства  и техники, в настоящее время  все более ощутима несогласованность  в отношениях между областями  искусства и миром технологий.

На протяжении всей истории  человечества искусство и наука  повсеместно и многогранно взаимодействовали. Существуют области, когда именно искусство  воздействует на технологию и производство, а так же области, где процесс  такого взаимодействия выглядит более  чем естественно (примером такого взаимодействия служат дизайн и архитектура). От того, что техника и искусство находятся  в непрерывном развитии, их взаимодействие всегда остаются динамичными.

Искусствоведы выделяют несколько  периодов в истории, когда природа  подобного взаимодействия качественно  изменялась. К недавнему периоду  относится мгновенная реакция и  рефлексия сферы искусства на технологические события и их значения. Так дело обстоит с использованием некоторых технологий, с целью  создания новых форм искусства. Например, фотография.

Очевидно, что в течение  последних двух десятилетий мы переживаем одно из фундаментальных изменений. Если рассматривать перспективы  использования технологий для создания новых форм искусства, то прогресс в  компьютерных технологиях предлагает гораздо больше возможностей даже по сравнению с такими революционными событиями, как изобретение фотографии или кино. Интересным аспектом новых  перспектив является то, что если в  процессе фотографирования трудно прогнозировать многие нюансы самого результата творчества, то при использовании компьютерных технологий существует достаточно большой  технологический промежуток, который  должен быть преодолен вначале творческого  процесса. Это подтверждается тем  фактом, что многие люди, способные  стать сетевыми художниками, используя  в своем творчестве новые технологии, традиционно уклоняются от технического образования и пока еще не достигают  того уровня технической компетентности, который необходим для реализации собственного художественного потенциала посредством новых технических возможностей. Очевидно, что определенное количество новых творческих возможностей может быть почерпнуто из этой, стремительно развивающейся, области, но прежде необходимо затратить достаточное количество усилий для образования и поддержки художников, стремящихся освоить новое и полученные художником навыки, должным образом отразятся в творчестве.

Как отмечают историки современного искусства, на сегодняшний день, в  России сложилась уникальная ситуация для процветания компьютерного  искусства. В первую очередь (сравнивая  с опытом Запада), процент профессиональных художников, имеющих за плечами хорошую  школу подготовки, по отношению к  населению России непропорционально  велик. В отличие от западного  стиля образования, где человек  с художественными наклонностями  может заниматься исключительно  гуманитарными предметами с юного  возраста, не утруждая себя изучением  технических дисциплин, в России предусмотрен большой процент учебного времени для изучения точных дисциплин, по крайней мере, до конца средней  школы. Наконец, несмотря на открытость российского общества и доступность  различного рода информации о технологиях  с Запада, население России находится  в состоянии повышенного внимания к технологическим и компьютерным новинкам, по сравнению со своими коллегами  на Западе. В результате этих факторов художники в России представляют группу, идеально подходящую для «поглощения» новых технологий и использования  новых методик в своих работах.

 

Глава 2: Информационно-коммуникационные технологии в музейной сфере.

2.1. Экспозиционная и выставочная  деятельность музеев с помощью ИКТ.

Современный музей насыщен средствами отображения информации. Число персональных компьютеров может превосходить количество музейных сотрудников, ибо  значительная часть техники предназначена  для посетителей. Уже 20 лет компьютеры используются как вспомогательные  средства:

· Облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС);

· Поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);

· Зачастую непосредственно предъявляющие  хранимый музеем материал (например, показ  кинофрагментов в Музее кино) и  т.п.

Музейные web-сайты и CD-ROMы заняли свое место наравне с традиционными изданиями на бумажном носителе.

В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый  подход к использованию современных  средств отображения информации.

Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа  в художественных экспозициях, когда  программа является составной частью представленного объекта. Например, в 2003 году Музей этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными  рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало  эффект воздействия графических  листов. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с более радикальным  подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем  рядом мониторе автор демонстрирует  свое творение и произносит по его  поводу некоторый текст. Это выступление  неверно было бы назвать "комментарием", т.к. в рамках эстетики постмодернизма оно оказывается равноправной частью произведения, не менее значимой, чем  сам предмет, созданный руками художника. Более того, в данном случае материальный и мультимедийный объекты неотторжимы друг от друга и не могут быть предъявлены зрителю по отдельности.

Информация о работе Синтез искусства и информационных технологий в музее