"Серебряный век" русского театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 00:50, доклад

Описание работы

«Серебряный век» — одно из проявлений духовного и художественного ренессанса в русской культуре конца ХIХ — начала ХХ в. Совпавший с господством стиля модерн в других областях искусства — живописи, архитектуре, дизайне. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

Файлы: 1 файл

Новый этап в развитии искусства России условно.docx

— 14.24 Кб (Скачать файл)

Новый этап в развитии искусства  России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». 
«Серебряный век» — одно из проявлений духовного и художественного ренессанса в русской культуре конца ХIХ — начала ХХ в. Совпавший с господством стиля модерн в других областях искусства — живописи, архитектуре, дизайне. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

«Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время  духовных поисков и блужданий, значительно  обогатило все виды искусств и  философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные  основы жизни, порождая крушение старой картины мира.

Иными словами, в конце XIX – начале XX веков произошла  переоценка ценностей с позиций  европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища  предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете. Поистине, это  была самая творческая эпоха в  российской истории, полотно величия  и надвигающихся бед святой России.

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой, а также представителями символизма. В. Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э.Мейерхольда-родоначальника метафорического театра.

В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской, репертуар  которого отражал устремления демократической  интеллигенции. Режиссерское творчество Е.Б. Вахтангова отмечено поисками новых  форм, его постановки 1911-12 гг. носят  радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром  его имени (1926). Один из реформаторов русского театра, основатель московского  Камерного театра А.Я. Таиров стремился  к созданию «синтетического театра»  преимущественно романтического и  трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.  

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.П. Павлова. Русское искусство получило мировое признание.

Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы  явилась его опера «Царская невеста» (1898). Он, будучи профессором петербургской  консерватории по классу композиции, воспитал целую плеяду талантливых  учеников: А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и другие.

В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим  проблемам. Наиболее полное выражение  это нашло в творчестве гениального  пианиста и дирижера, выдающегося  композитора С. В. Рахманинова; в  эмоционально напряженной, с резкими  чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые  современные музыкальные формы.

 

Особый расцвет переживал  русский театр. Будучи в основе своей  синтетическим, театральное искусство  вбирало в себя влияния, шедшие из литературы (драма), музыки (опера и  балет). Через сценографию он был  связан с новыми художественными  тенденциями. К оформлению драматических, оперных и балетных спектаклей обращались такие художники, как А.Бенуа, Бакст, М.Добужинский, Н.Рерих. Как и другие искусства, театр отказывался от диктата жизнеподобия.

 


Информация о работе "Серебряный век" русского театра