Сценическое волнение и способы его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:51, доклад

Описание работы

Находиться на сцене, реализовывать свои творческие замыслы и уметь заинтересовать зрителя и удержать его внимание – огромное мастерство. Константин Сергеевич Станиславский говорил, что труд – первое непременное условие в работе над собой. Такая работа должна трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – прекрасным. Дельсарт говорил так: «Тело – инструмент, актер – инструменталист». На сцене каждое малейшее движение ног, рук, фигуры, а также мимика лица – все это воспринимается зрителем, создавая имидж актера. Порой отчетливо видно, как неудачное действие исполнителя «ломает» весь его образ и разрывает те ниточки, которые соединяют его и зал. Поскольку на подмостках человеческая жизнь показывается в узком пространстве сценической рамки, от внимания зрителей не ускользнет ни одна малейшая деталь.

Файлы: 1 файл

Королева Алиса студентка колледжа ТИИ II курс академическое пение .doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

               Научно – практическая конференция

 

                «Актуальные проблемы музыкальной  педагогики на современном этапе»,  посвященная  Дню Науки.                                                                              Выбранная тема:                                                                                                                                                                                                                                             Сценическое волнение и способы его преодоления.

 

        Находиться на сцене, реализовывать  свои творческие замыслы и  уметь заинтересовать зрителя  и удержать его внимание –  огромное мастерство. Константин  Сергеевич Станиславский говорил,  что труд – первое непременное  условие в работе над собой. Такая работа должна трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – прекрасным. Дельсарт говорил так: «Тело – инструмент, актер – инструменталист». На сцене каждое малейшее движение ног, рук, фигуры, а также мимика лица – все это воспринимается зрителем, создавая имидж актера. Порой отчетливо видно, как неудачное действие исполнителя «ломает» весь его образ и разрывает те ниточки, которые соединяют его и зал. Поскольку на подмостках человеческая жизнь показывается в узком пространстве сценической рамки, от внимания зрителей не ускользнет ни одна малейшая деталь.   

        Так как на сцене от исполнителя  (неважно – выступает он один  или же в коллективе) зависит  очень и очень многое, за несколько  дней до выступления у музыканта  появляется беспокойство, которое не только не исчезает, но с каждым днем усиливается, достигая своего пика в день выступления. 

         По мере приближения выступления  многие исполнители в той или  иной степени начинают испытывать  некоторые болезненные ощущения, а иногда и значительные недомогания. Подобное состояние получило название «предстартовой лихорадки». Оно свойственно всем людям, кто связан с ответственными видами публичной деятельности (музыканты, спортсмены, ораторы и многие другие). Такая лихорадка вызвана существенными биологическими изменениями, протекающими в этот период в организме исполнителя и нарушающими его обычное рабочее состояние равновесия, что и воспринимается в сущности как болезнь.

         Признаков подобного состояния  множество: упадок сил, головная боль, нарушение сна и пищеварения, легкое головокружение, повышение температуры, озноб, потеря аппетита, боли в сердце, вялость мышц, раздражительность или же, напротив, апатия, нарушается способность концентрации внимания и прочее. В редких случаях появляется даже состояния эмоционально-вегетативного кризиса, приводящего иногда к нервным срывам, настоящей «эстрадной болезни».

         Попытки «заглушить» волевым  усилием подобное состояние нередко  приводят к обратной реакции  (поскольку не подавляют источник заболевания). Многие артисты считают такое состояние как бы платой за выступление. И ведь они отнюдь не симулируют; непреодолимый страх перед выступлением делает человека подлинно больным. Однако, преодолев себя и выйдя на сцену, такой «больной» не только не испытывает болезненных симптомов, но и после удачного выступления вообще забывает о своей болезни.

         Для снятия неприятных ощущений  и болезненного реагирования  на эстраду существуют некоторые  приемы аутогенной тренировки, дыхательные упражнения, упражнения на расслабления мышц. Другой прием – ослабление излишнего напряжения, которое в первую очередь охватывает мышцы лица, связанное нервными путями с мозгом гораздо активнее, чем тело и руки. Рецепторы органов чувств также находятся на лице. Поэтому специально выработанные навыки расслабления мышц лица могут наиболее эффективно способствовать успокоению нервной системы, снятию излишней зажатости тела и рук исполнителя.

        Режим дня в день исполнения  для каждого индивидуален; у всех музыкантов свои особенности организма. Например, кто-то в день концерта ест больше, чем обычно; кто-то не может есть совсем. Но, как говорится, каждому – свое. Мой организм в день выступления диктует мне следующее. Первым делом - небольшая зарядка (т.е. меньше упражнений, чем обычно), далее – средней температуры душ; завтракаю обязательно, поскольку не хочу, чтобы помимо боязни «как бы все правильно и с эмоциями спеть», ко мне не прибавился страх «как бы не упасть в голодный обморок на сцене» (поскольку такое очень вероятно). Кофе пью обязательно, потому что он хорошо бодрит и приводит мысли в порядок. Собственно, день стараюсь провести как обычно, поскольку «особенные приготовления» в качестве прогулок и дневного сна могут лишь усугубить моё неспокойное состояние перед выступлением.

         Перед выступлением не стоит  многократно повторять программу,  ибо это не позволяет создавать  и поддерживать то настроение, которое нужно и более всего  хочется показать на сцене.  Тем более при таких интенсивных  занятиях исполнитель по мере приближения выхода на сцену и усиления «предконцертной лихорадки» попадает в зону непривычных для него значительных психологических и физических перегрузок, к которым к тому же он и не готов. 

         Надо постепенно стремиться повышать «потолок» своих психических и энергетических возможностей, развивать умение управлять своими силами, концентрировать их именно на том отрезке времени, когда нужно «выходить в свет». Исполнитель всегда должен чувствовать наличие известного «запаса прочности», который распространяется и на такие вещи, как звучание,  выразительность, масштабность и прочее.

        Так же произведение должно  захватывать, волновать самого  исполнителя, тогда значительная  часть волнения непременно перейдет  с технологической стороны на  музыкальную. Всякое же достаточно узкое решение усиливает стрессовое состояние.

        Елена Образцова о волнении: «Я  замечаю, что волнуюсь все больше  и больше. Если раньше перед  выступлением я места себе  не находила при мысли, что  у меня может технически не получиться что-нибудь, то теперь мучаюсь от другого: смогу ли передать целиком и полностью то, что хочу, чем полна моя душа. Как в молодые годы, так и сейчас: ощущения перед выходом на сцену – будто бросаешься в пропасть. Или в омут… И чем все это кончится, никогда заранее не знаешь. Представьте себе: вы выходите из-за кулис, в лицо вам сразу же бьет ослепительно яркий свет прожекторов, вокруг себя вы почти ничего не видите, зал – как огромная черная дыра.

        Мне кажется, волнение – такая вещь, которая способна «подмять» под себя любого. И талантливого артиста, и бездарного. Возможно, первого даже скорее, нежели второго»

        Каждый исполнитель обязан ставить  психологическую оборону, психологический  запас для противостояния эстрадному стрессу; обязан знать свои сильные и слабые стороны. Кроме этого, нужна положительная всемерная стимуляция, максимум самых привлекательных сторон выступления, его творческой значимости для музыканта, что помогает «добыть» дополнительные силы, остановить свое внимание на достижение поставленной цели.

        Теперь немного о лекарствах. С одной стороны они могут  способствовать снятию болезненных  ощущений (чаще всего напряжения  и волнения). Но с другой –  прием лекарства как бы свидетельствует  о болезненном состоянии музыканта. Самое главное состоит в том, чтобы музыканту пережитое волнение не запомнилось чем-то непреодолимым и неизбежным, якобы всегда сопровождающее выступлению музыканта на эстраде и, как правило, серьёзно ему мешающее.

        Если спросить у любого представителя мира искусства – хотел бы он не волноваться? – ответ, скорее всего, был бы отрицательным. Несомненно, волнение несет с собой настоящие муки ада, оно сковывает, ведет к внутренним психическим зажимам; оно чревато техническим браком, провалами памяти, ошибками, - однако, без которых не обходится почти ни одно публичное выступление. Оно нередко мешает музыканту показать все свои самые лучшие творческие намерения. Но «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», ведь так? Если бы никто перед выступлением не волновался бы, в конце концов, никому не было бы интересно выступать. 

        «Во время выступления я должен  держать в поле зрения  очень  многое, тысячу самых разных моментов, связанных с техникой воссоздания  звукового образа, да к тому же еще и выглядеть внешне просто и естественно», - говорит Дмитрий Хворостовский. «Все это, как вы понимаете, возможно, лишь при условии постоянного и пристального самонаблюдения, строжайшего внутреннего самоконтроля. А когда я чрезмерно взволнован, этот контроль ослабевает. В молодости волнение артиста носит «физиологический» характер… Впоследствии оно становится более сложным, духовно содержательным, то есть действительно творческим по своему характеру. Что касается лично меня, то думаю, от такого волнения я никогда не избавлюсь, да и не хотел бы избавляться»                      

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. В. Григорьев «Исполнитель и эстрада»  - Москва, изд. Магнитогорск, 1998.
  2. С.Н. Варламова «Вопросы музыкальной педагогики» вып.7 – ТИИ, кафедра академ.пения, 2008.
  3. К. Станиславский «Работа актера над собой. Письма» - Москва, изд. Музыка, 1980.
  4. Е. Нестеренко «Размышления о профессии» -  Москва, изд. Искусство, 1985.
  5. Г. Цыпин «Психология музыкальной деятельности» - Москва, изд. Интерпракс, 1994.

Информация о работе Сценическое волнение и способы его преодоления