Русская вывеска и афиша

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:03, реферат

Описание работы

В истории вывески можно выделить несколько этапов, непосредственно проявившихся в многообразии этого вида рекламного творчества. Известны такие виды вывесок, как предметно-знаковая, живописная и шрифтовая. В России, подобно другим странам Европы, они были повсеместно популярны.

Файлы: 1 файл

Русская вывеска и афиша.docx

— 22.61 Кб (Скачать файл)

Русская вывеска

В истории вывески можно выделить несколько этапов, непосредственно проявившихся в многообразии этого вида рекламного творчества. Известны такие виды вывесок, как предметно-знаковая, живописная и шрифтовая. В России, подобно другим странам Европы, они были повсеместно популярны.

В России, так же как и в Европе, первой формой вывески была предметно-знаковая.

Российские  вывески были достаточно разнообразны. К концу XVII века в России появились плоскостные настенные живописные вывески лубочного типа, характеризующиеся яркими красками, контрастными цветовыми сочетаниями, примитивизмом изображений, несоразмерностью фигур и самобытными надписями.

В начале 18 века большинство вывесок надписей вовсе не имело. Грамотных людей было мало, поэтому текст почти не использовался. Вместо этого на кронштейнах закреплялись изображения продаваемого товара. На воротах домов и торговых помещений вывешивалиcь предметы сбыта или ремесленного производства: пук соломы обозначал постоялый двор, обруч – бондаря, кожа – сыромятника.

История живописной вывески в России берет свое начало в XVIII веке. Именно в это время  европейские вывески начали испытывать влияние живописной станковой картины, и рядом с лаконичными вывесками-эмблемами  в городах стали появляться вывески, написанные маслом. Свободная от канонов  вывеска могла быть нарядной или  сдержанной (в зависимости от товара), одиночной или «ордерной» (ритмичный  ряд вывесок, объединенных горизонтальной надписью), то есть оригинальной и самобытной.

Большое влияние  на формирование стиля русской вывески  оказали цеховые знамена, учрежденные  при Екатерине II в связи с активизацией цеховой деятельности. Именно геральдика на знаменах определяла проникновение  эмблематики на вывески цеховых мастеров и гарантировала покупателям, заказчикам и клиентам узнаваемость товара или вида услуг. 

В XVIII веке в  России образовался живописно-малярный цех, объединявший ремесленников, регламентировавший их деятельность и охранявший их права. Чтобы получить звание мастера живописного  ремесла, необходимо было десять лет проработать подмастерьем и затем сдать экзамен. Для каждого заведения сложился определенный стереотип вывески. Например, на вывесках парикмахерских изображались завитые женские головы и напомаженные мужские. На вывесках табачных лавок были изображены араб в чалме и с трубкой или негр с сигарой. Рекламные вывески булочных и кондитерских лавок содержали два геральдических льва, поддерживающих золотой крендель.

     В России для изготовления вывесок  использовалась уникальная технология воронения железа. Поверхности металла  придавали матовый оттенок, смазывали  льняным маслом и наносили очень  тонкий слой краски, в результате чего работа приобретала вид акварели. Также при изготовлении вывесок  использовали позолоту. 

     В 19 веке правительство несколько  раз издавало и отменяло указы, запрещающие  изображения предметов на вывесках. За это время появились некоторые  традиции в вывесочном ремесле. Так, у магазинов, продающих очки, над  входом висело гигантское пенсне с  синими стеклами в железной оправе. Иногда, на стеклах изображались зрачки. Часовые магазины часто размещали  вместо вывески огромные карманные  часы из жести или дерева, на их циферблате значилась фамилия владельца магазина. Шляпные магазины выставляли плоские жестяные цилиндры или котелки. Эмблемой мастерских химической чистки была вырезанная из дерева перчатка со сложенными пальцами. Над перчаточными магазинами вешали почти такую же, но плоскую. Над обувными магазинами часто вешали позолоченные ботинки и сапоги. Колбасные лавки тоже имели свою эмблему - это окорок с позолоченной шкуркой и с разрисованным срезом. Свои особые эмблемы имели ремесленники, располагавшиеся на окраинах городов. Эмблемой у сапожников был высокий сапог из жести, выкрашенный в черный цвет, а у портных ножницы. 

     Дореволюционная городская улица поражала обилием  вывесок. Их вешали над магазинами, между этажами домов, на балконах, между дверями и даже на брандмауэрах (глухих стенах домов). Многие вывески делались в одном стиле. Особенно, если они рекламировали схожие товары. Люди, имеющие несколько магазинов, заказывали одинаковые вывески для всех. Иногда даже фасад отделывали в стиле вывески. Так, например, все многочисленные молочные магазины “Чичкин” в Москве и “Бландова” в Петербурге имели фасады, облицованные белым глазированным кирпичом.

     Многие  известные живописцы занимались расписыванием вывесок. Достаточно вспомнить Нико Пиросманишвили или Л. Бакста.

     Однако  чаще всё же встречались текстовые  вывески, т. к. живописные вывески стоили дороже и в различные периоды истории запрещались. Обычно вывески писались маслом на кровельном железе, набитом на подрамник.

     Надписи на вывесках также были весьма самобытными. На питейных заведениях можно было обнаружить следующее: «Эко пиво!» или «Веселое убежище братьев Филимоновых». А на одной из петербургских табачных лавок размещался следующий стихотворный шедевр: «Оставь вино – кури табак, Ты трубочкой разгонишь всю кручину! Клянусь, что раскуражит так, Как будто выпил на полтину!». 

     Во  второй половине XIX века в России появились  шрифтовые вывески, выполненные на высоком профессиональном уровне и ни в чем не уступающие зарубежным аналогам.

     Реже  встречались вывески, написанные на стекле. Они размещались между  витринами и дверьми. Иногда встречались  фасадные стеклянные вывески. 

     Художники, работавшие над вывесками, постепенно отошли от натурализма и начали создавать  четко выверенные, графически безукоризненные  шрифтовые композиции. В Санкт-Петербурге стали создаваться живописные мастерские, специализирующиеся на вывесках, –  своего рода первые рекламные агентства  России.  
 
   Согласно общепринятым правилам, вывески размещались на фасадах, между витринами магазина и по сторонам от входа. Вывески с большими надписями висели высоко, а с маленькими символами и изображениями помещались ниже с тем, чтобы вместе они создавали полный, законченный ансамбль. Таким образом, весь первый этаж фирмы как бы исчезал под декоративно-художественным оформлением, которое становилось непосредственной частью архитектуры. Так, некоторые улицы превращались в своего рода живописные галереи.

     Изобретение электрической лампочки произвело революцию в рекламе. Новое развитие получили вывески. Их стали делать из светящихся букв. Каждый ряд лампочек окрашивался в разный цвет.

   Таким же способом устраивали и различные рекламные надписи на стенах 
                                                                                                               и крышах домов. 
  Сегодня есть огромное количество разнообразнейших технологий изготовления вывесок, помогающих выгодно выделяться среди конкурентов.
 

  Так же в XIX веке помимо живописных вывесок широко распространяются театральные шрифтовые афиши, отличающиеся строгостью и детальным описанием предстоящего представления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Русская афиша 

     В 17-18 веках в России стали появляться афиши. Рекламировались обычно частные  и правительственные мероприятия. С 12 июня 1783 года по 19-ое марта 1883 года право  производства афиш принадлежало государству. Афиши печатались по заказу театров и театральных трупп в типографии департамента уделов, при казенной администрации дела.1

     В 18 веке многие дворяне обзавелись собственными театрами. Актерами в них были крепостные крестьяне. Афиши с анонсом подобных зрелищ можно найти в музеях и архивах.

           Старые русские афиши обычно подробно излагали содержание спектакля и перечисляли действующих лиц.

Профессиональные  живописцы также участвовали  в процессе создания афиш. Например А. Агин создал афишу рекламировавшую подписку на его 100 рисунков к “Мертвым душам”.

   После 1883 года государство лишилось монополии на производство афиш. Афиши стали производить многочисленные частные типографии. Однако вскоре монополию на производсво афиш получил актер русской драматической труппы Рыкалов. Его утвердили единственным распространителем и производителем афиш в Санкт-Петербурге и в Москве. Рыкалов печатал все афиши, а так же объявления, программки и билеты. Дирекция императорских театров не только не оплачивала их производство и разносчиков, но сама получала от Рыкалова 5000 рублей в год. Рыкалов брал с подписчиков на афиши по 10 руб. в год. Причем расклейка по городу афиш была запрещена. Они вывешивались только у театров. Те же афиши, которые распределялись по подписчикам, рекламировали не один спектакль, а сразу несколько. Фактически они содержали информацию о репертуаре театров за какой-либо период времени. 

В 1897 году в  Санкт-Петербурге была проведена первая выставка афиш и плакатов. На ней  было собрано более 700 листов из разных стран.

Афиши и плакаты  отличались в XIX веке яркостью, даже броскостью красок и детальностью прорисовки. В 1890-е годы происходит переход типографий на фотомеханические способы воспроизведения.

    С появлением интернета, сложно представить сеть без сайтов, которые расскажут вам о том, что посмотреть в кино, куда сходить поужинать, где поиграть, к примеру, в бильярд или боулинг, а так же на какой концерт или вечеринку вам сходить. Определенно, афиши играют в нашей жизни очень важную роль.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербургский Государственный Университет Технологии и Дизайна

                         Факультет: «Институт Графического  Дизайна» 

                                      Кафедра: «Дизайн рекламы» 
 
 
 
 
 

«Русская  вывеска и афиша.

История.

17,18,19 век».

                                

                                Реферат выполнила:             

                                                                                                студентка группы  5-ГД-2

                                                                                                Захарова Е.А.

                                                                                                Проверила:

                                                                                                Натус Н.И. 
 

Санкт-Петербург 2011 г.

                                                                                         

                                                                                        
 
 

Информация о работе Русская вывеска и афиша