Роль христианства в развитии культуры Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 17:38, реферат

Описание работы

В развитии культуры Русые проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности. Ее основа - самобытная культура восточнославянских племен. Принципиальным рубежом в развитии культуры стало принятие христианства. Значительным было влияние византийской культуры. В отличие от Западной Европы, на Руси государство не подпало под власть церкви, и, соответственно, в культуре светские элементы были сильнее.

Содержание работы

Введение…….………………………………………………………...………...…3
1. Роль христианства в развитии культуры Киевской Руси.......................….…4
2. Письменность, литература, научные знания и образование в Киевской Руси…….…………………………………………….…………………………….6
3. Искусство: архитектура, живопись, музыка в Киевской Руси………………………………………………………………………....…….12
Заключение……………………………………………………………….............17
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Реферат Мадине. Культура Киевской Руси.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

В накоплении математических знаний ведущую роль играли практические потребности. Это обусловило изучение четырех арифметических действий, вычисление площади круга. Причем в измерениях использовались средства, данные человеку от природы ладошка, пядь (расстояние между вытянутыми большим и средним пальцами), локоть, сажень (расстояние между вытянутыми руками).

Первыми медиками на Руси были всевозможные знахари,  против которых выступало духовенство. Но в XI—XII веках место знахаря занимает врач. Врачи были, как правило, из монахов. Приступая к лечению,  они обращались с молитвой к святому Пантелеймону защитнику медицины и врачей. В ХI веке в Печерскому монастыре лечили - Пресвитер и Агапит. 

Главными в арсенале их лечебных методов были настои и отвары из лечебных трав, в частности привезенных из Египта, а также молитвы и вообще влияние словом на больного. Агапит был прекрасным диагностом. Консультируя князя Владимира Мономаха, который находился в Чернигове, через систему курьерской  почты он сумел поставить правильный диагноз на расстоянии и дал рекомендации относительно лечения.

Итогом накопления данных в разных отраслях знаний стало создание энциклопедий. Первой энциклопедией на Руси стал «Изборник» митрополита Иллариона (в 1073  г.).

Нужно выделить такие принципы, характерные черты отечественного образования и науки времен которые рассматриваются. Это открытость к миру, активное заимствование и использование достояния других народов, что выражалось в употреблении греческого и латинской языков, широкой переводческой деятельности образовательных центров. Четко прослеживается европейская ориентация, привязка к христианским ценностям. В образовании рядом с доминирующими церковными существовали сильные светские компоненты. При высоком уровне историко-летописной, религиозно философской мысли сфера естественных наук еще не развитая.

 

3. Искусство: архитектура, живопись,  музыка в Киевской Руси

 

Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера имели свои стойкие, вековые традиции языческого искусства. Потому, восприняв много чего из Византии, они произвели самобытный, неповторимый стиль и создали настоящие шедевры искусства.

На протяжении столетий у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время как главный строительный материал использовалась, что была в достатке древесина.

Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичного строительству. С принятием христианства началось сооружение храмов, которые являют собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов.

Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. На центральной площади древнего Киева свели церковь Успения Богородице.  Церковь была прозвана Десятинной потому, что Владимир специальной грамотой отдал десятую часть великокняжеских прибылей. Судьба церкви сложилась трагически:  когда в Киев ворвались орды, она стала последним рубежом обороны и была  разрушена. В наши дни расчищен и сохраняется ее фундамент. 

Особенного значения предоставлялось куполу, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетичную, но и культовую функцию. Его назначение  концентрировать духовную энергию людей, «молитвенное горение» и направлять в небо. Считалось, если молитва отдельного человека может «не дойти» до Бога, то молитва многих людей, сконцентрированная куполом, будет обязательно услышана. Согласно с византийской традицией купола покрывали свинцовыми, позолоченными куполами. Оба цвета золотистый и зеленый считались в Византии священными.

Воплощением главных архитектурных достижений Руси стал Софийский собор, какой сохранился до наших дней, но в очень перестроенном виде. Он был построен при Ярославе Мудром на месте его победы над печенегами и задуманный как символ политического могущества Руси.

Памятником архитектуры мирового значения является и ансамбль Киево-печерской лавры. Сооружение главного собора  Успенская церковь  была важным этапом в развитии киевской архитектуры. С нее началось распространение однокупольных храмов, основного типа храма в период феодальной раздробленности. Церковь была разрушена,  но сегодня она восстановлена.

В целом в искусстве Киевской Руси, как и в искусстве Западной Европы, архитектуре принадлежало ведущее место.

Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были иконопись и книжная миниатюра.

Жанры монументального искусства фреска и мозаика  складывались на основе византийских школ. Фресками,  росписями водяными красками по сырой штукатурке укрывались стены православных храмов. Такая техника требовала от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения рисунка. Соответственно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня. Зато краски хорошо высыхают вместе со штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты составления красок держались в суровом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря прекрасным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временами. Значительной сложностью не только в художественном плане, но и технологическом отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения состояли из  смальты, секрет изготовления которой пришел из Византии и был потерян во время монголо-татарского ига. Цветовая гамма смальты насчитывала множество оттенков (например, зеленая  свыше 30, красная и синяя  по 20). При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую пластину вмещали между слоями прозрачного стекла.

Целый мир древнерусского искусства в единственном ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного и дошел до нас в Киевском Софийском соборе. И мозаики, и фрески выполнены единственным замыслом, в единственном стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде всего алтарь. Их палитра насчитывает 177 оттенков. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свеч объясняется тем, что мастера применяли такой прием: мозаичное цветное стекло вдавливалось в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры были прекрасно видно из любой части помещения и словно оживали, двигались, что исправляло и производит большое впечатление.

Главная мозаика  величественная и суровая фигура Христа-Вседержителя на своде центрального купола. Автор обнаружил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями. Наверно, наиболее знаменитая мозаичная Богоматерь - Оранта. Оранта  название в византийской традиции сюжета с изображением молящейся Богоматери. Все стены, столбы и своды Софийского собора укрывала фресковая живопись. Разработка тематики фресковых росписей собора была делом большой государственной важности, руководил ею один из наиболее приближенных к князю Ярослава людей митрополит Илларион. Росписи читаются как книга, складываются в три циклы: евангельские, библейские сюжеты и жития святых  заместителей княжеского рода. Башни, где располагается лестница, которой поднимался князь и его приближенные, не являются культовым помещением, потому их стены были украшены фресками, написанными на светские бытовые темы («Скоморохи», «Охота на медведя», другие).

На стене под арками хоров содержалась большая композиция с изображением Ярослава, который подносит Христу модель Софийского собора, и всей княжеской семьи. До наших дней наилучше сохранился портрет женщин великокняжеской семьи. Софийский собор донес к нам единственные во всей Европе образцы светской монументальной живописи ХI в.

В прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства. Иконы писались на досках. Доску покрывали особенным составом, потом наносили рисунок, по которому писали красками, растертыми на яичном желтке. Темы, композиции, цветовая гамма изображений на иконах подчинялись суровым правилам  канона. Мастера умели, наделять свои произведения неповторимыми индивидуальными чертами, наполняли свои изделия настоящими чувствами. В «Киево-Печерском патерике» описано житие знаменитого мастера Алимпия  Печерского. Самые давние из икон, которые сохранились до сих пор, датируются приблизительно временами Владимира Мономаха. Привезенная из Византии икона «Владимирская Богоматерь» послужила основой целого ряда икон, которые получили название «Восхищения».

Появление искусства книжной миниатюры совпадает с появлением самых давних письменных достопримечательностей. Рукопись с цветными иллюстрациями называлась «лицевой». Изображением трех евангелистов Иоанна, Луки и Марка  было украшено Остромирово Евангелие. «Лицевым» знаменит «Изборник» Святослава. Кроме сюжетных иллюстраций, книги много орнаментировались.

В жизни людей Киевской Руси значительное место занимали песни и танцы. Песня сопровождала разные, календарные праздники. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и танцоров. За этими изображениями, а также из, летописей мы знаем о музыкальных инструментах Руси –  рог и гудок.

 

Заключение

 

В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские и другие православные традиции, сумела создать искусство с высокими критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры. Дальнейшее влияние на свою культуру получила Русь с приходом татаро-монгольского ига, когда она пополнилась восточной культурой.

 

 

Список литературы

 

1)Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ГСЭ.Ф.О4 Культурология) / В.Г. Торосян. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 735 с.

2)История русской  культуры IX – XX веков: учеб. пособие / Л.В. Кошман [и др.]. – М. : КДУ, 2006. – 490 с.

3)Березовая Л.Г  Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч.1. – 400

4)Георгий Владимирович  Вернадский, Михаил Михайлович Карпович: История России – 2. «Киевская Русь».

5)История России: Учебник. – 2-е изд перераб. и доп./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 520 с.

6)Конспекты лекций.


Информация о работе Роль христианства в развитии культуры Киевской Руси