Роль декоративно-прикладного искусства в формировании предметной среды человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:25, реферат

Описание работы

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывавшие поэтическое представление мастера об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила отражение родная природа.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа
1.1 Особое место декоративно-прикладного искусства…………………..6
1.2 Философия декоративно-прикладного искусства……………………..8
2. Роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе…11
3. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих……14 способностей детей
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

эстэтика.docx

— 39.14 Кб (Скачать файл)

Вариант №2

Тема: Роль декоративно-прикладного искусства в формировании предметной среды человека.

 

 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………2

 

  1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

 

1.1 Особое место декоративно-прикладного искусства…………………..6

 

1.2 Философия декоративно-прикладного искусства……………………..8

 

  1. Роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе…11
  2. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих……14 способностей детей

Заключение……………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек издавна  стремился украсить свое жилище и  все, с чем ему приходилось  сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота  и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых  материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывавшие поэтическое представление  мастера об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила отражение  родная природа. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные  фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия  в яркий и выразительный орнамент. Обычный ковш в руках резчика  принимал красивую и удобную форму  утицы, а охлупень, венчавший крышу  крестьянской избы, скульптурно обрабатывался  в виде крутогрудого коня.

Народное  искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты  мастерства передавались от отца к  сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя  каждое изделие своей личностью  и талантом. Оттого каждое изделие  народного мастера как бы хранит тепло его рук. 

 

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о  прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо  копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с  учетом конкретного материала, его  декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Как уже отмечалось, красота и польза неотделимы, они  органично сливаются в каждом подлинном произведении декоративно-прикладного  искусства. Представьте себе, что  мастер, желая сделать красивой чайную чашку из фарфора, украсил ее ажурным  прорезным орнаментом. Разумеется, пить из такой чашки не только неудобно, но и невозможно, ведь достаточно ее наклонить, как чай тут же хлынет из прорезных проемов. Это один из  характерных примеров, когда бездумное украшательство приводит к подобным курьезам.

При изготовлении любого предмета мастер уделяет большое  внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета  практического назначения изделия. Не задумывались ли вы над тем, почему обычный молочный кувшин всегда имеет  широкую горловину, в то время  как у других сосудов, предназначенных  для кваса, меда или пива, горлышки чаще всего узкие? Секрет, оказывается, прост. Молоко, в отличие от других жидкостей, образует на стенках кувшина  нерастворимые осадки. Удалить их можно только механическим воздействием, то есть мыть стенки молочных сосудов  нужно обязательно с помощью  тряпки или мочалки. Значит, горловина  у них должна быть такой, чтобы  в нее свободно проходила рука человека. И это должен учитывать  гончар, формующий кувшин для молока. Всякое уменьшение диаметра горловины  ведет к тому, что сосуд нельзя будет использовать по прямому назначению.

Большое значение имеет декоративная отделка изделий, которая не только усиливает выразительность  формы. Например, глазурование улучшает внешний вид гончарной посуды, делая ее более привлекательной. Одновременно керамическая посуда становится влагонепроницаемой и гигиеничной.

Художник-прикладник должен уметь видеть тончайшие оттенки  цвета в различных материалах, так же как их видит живописец  в природе. Скромная древесина сосны  или березы может быть не менее  привлекательна, чем более эффектная  древесина грецкого ореха или  красного дерева. Надо только умело  выявить скрытую красоту этих материалов и найти им такое применение, где все их достоинства могут раскрыться с лучшей стороны. Даже самый простой естественный материал всегда лучше, чем грубая подделка под более дорогой. Антихудожественно и безвкусно будет выглядеть деревянное изделие, раскрашенное масляными красками «под орех». Бесконечным разнообразием отличаются окраска и рисунок широко распространенных камней. Даже обычный кремень поражает богатством тончайших цветовых оттенков, не говоря уже о поделочных камнях, цветовое разнообразие которых безгранично. Множество цветовых оттенков различают мастера-косторезы в таком, казалось бы, ахроматическом материале, как кость. Известен особый вид инкрустации, в которой из тонких пластинок, имеющих самую разнообразную естественную окраску, выкладывают многоцветную композицию. А металл! Положите рядом латунный, медный и стальной листы. Медь имеет красный цвет, латунь — желтый, а сталь? Приглядитесь к стали внимательнее, сравните ее с медью и латунью, и вы, конечно, заметите, что она отливает чуть голубоватым или зеленоватым цветом. Если металлурги делят металлы на цветные и черные, то для художников все металлы цветные. Это хорошо знают инкрустаторы, гармонично сочетая вставки из различных металлов, подобранных по цветовому признаку, например в насечке по дереву.

В произведениях  декоративно-прикладного искусства  большое значение имеет также  фактура материала. Одни материалы, такие, как кость и рог, требуют  обязательной полировки. В других предпочтительна  матовая поверхность. Довольно часто  декоративная выразительность достигается  контрастным противопоставлением  матовых и блестящих поверхностей. Например, в среднеазиатской резьбе ислими полируют только выступающие  элементы орнамента, оставляя матовым  фон. Народные мастера хорошо знают  и тонко чувствуют материал, в  процессе работы немедленно реагируя на малейшие изменения его свойств. Изучение приемов художественной обработки  различных материалов, выработанных на протяжении многих столетий народными художниками, может быть настоящей школой для современных мастеров.

С каждым годом  растет интерес к декоративно-прикладному  искусству, в том числе и к  народному. Огромную заботу о сохранении и развитии художественных промыслов  и ремесел проявляют партия и  правительство. Яркое тому свидетельство  — постановления ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974) и «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного  художественного творчества» (1978). В  Конституции СССР подчеркивается, что  в нашей стране «всемерно поощряется развитие  профессионального  искусства   и  народного  художественного творчества»

Каждая выставка народного искусства — это  всегда открытие,   открытие   мира   красоты   и   мудрости.   Изделия,   сработанные  старыми  и  современными  художниками,   неизменно  вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров. Поэтому возникают вопросы: как делается туесок или щепная птица? Какие нужны инструменты и материалы? И    т. д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль декоративно-прикладного  искусства в жизни народа

1.1. Особое место декоративно-прикладного  искусства

Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально  вторгается этническая проблематика, пересортировывая уже более или  менее установившиеся понятия и  раскрывая в них новое содержание. В самом деле, внешне наблюдаемые  синкретизм и эвристичность этнической действительности не могут оставаться не замеченными теми разделами человековедения, которые претендуют на систематичность. Наряду с исследовательскими задачами раскрытия общего и особенного в  культурном обиходе различных этнических общностей существует острая, во многих случаях неотложная необходимость  поиска народных обычаев, и оперативного решения практических психологических  задач по установлению минимальных  культурных средств.1

Особое место в ряду этих средств занимает декоративно-прикладное искусство (ДПИ), которое теснейшим  образом связано, точнее, органично  вырастает из привычного, укоренившегося бытового уклада народа. ДПИ народов, в частности справедливо рассматриваются  ныне не как отживающие свое время  предметы ведения хозяйства, а как  полифункциональные, конституирующие  одновременно менталитет (по Л.Февру) и  утилитарное пользование, как красивые, мастерски и сообразно назначению выполненные вещи, в которых проявились народные таланты и художественная культура, технология и самосознание этноса, личность автора и общественная норма. ДПИ никогда не ограничивало свои функции только утилитарно-оформительскими (декоративными). Какую бы сторону  жизни славянских племне ни рассматривать, везде можно увидеть два взаимовлияния: жизни на искусство и искусства  на жизнь. В этом «вдыхании и выдыхании» искусства ощутимо прослеживаются ритм мышления народа, его магичность и «пралогичность», мировоззрение  и система межличностных отношений, воспитательные устои и этические  приоритеты. То, каким образом эти  прошедшие горнило художественного  осмысления знаки воздействуют на становящееся поколение этнической общности, и составляет объект нашего исследования.

По мысли Г. В. Ф. Гегеля, «если речь идет о всеобщей, а  не случайной цели искусства, то, принимая во внимание его духовную сущность, эта конечная цель может носить лишь духовный и притом не случайный, а  коренящийся в самой природе  цели характер. В отношении назидания  эта цель могла бы состоять лишь в том, чтобы посредством художественного  произведения доводить до сознания существенное духовное содержание. Искусство действительно  стало первым учителем народов». К  этому следует добавить, что тождество  народа и его культуры означает его  самореализацию, инобытие его духа, развернутость и внешнюю представленность в виде продуктов культуры его  мышления. Художественный образ, сопутствующий  произведению ДПИ, не только определяется назначением вещи или материала, из которого она изготовлена, но и  является истоком, средством и итогом семиотической деятельности, знаком и посланием одновременно. Поэтому  применительно к народам с  первозданно сохранившимся ДПИ  можно утверждать, что ребенка  с самого рождения начинают воспитывать  немые до поры до времени посланники культуры. Какой бы предмет ни брал в руки ребенок, он с раннего возраста сталкивается с необходимостью распредмечивания этого послания, поскольку нет  такой области обихода, тем более  у народов, чей уклад пока не очень  восприимчив к идеалам массовой европейской или азиатской культуры (где наряду с массовостью нарастает  отчужденность), куда не проникали бы изделия художника «быта». Общая  задача психологического исследования может, таким образом, быть ориентирована  на определение действительной роли ДПИ в детском развитии народа, поскольку даже самое предварительное  наблюдение за устоявшимися формами  воспитания указывает на глубокую включенность ДПИ во все культурные обстоятельства детской деятельности.

У славян, продолжающих жить в контексте природы (деревни, хутора и т.д.) и сохраняющих свой привычный  уклад, это воспитание происходит при  помощи окружающего мира, оформленного не только в «понятиях», как у  техногенного общества, но и в знаково-символическом  пространстве – своеобразном преломлении  через декор, орнамент и мозаику, заложенные в предметах обихода, в одежде, в укладе жизни, в вечно  живущих и бережно хранимых заповедях, которые передаются из века в век  не в виде наставлений и советов  «как жить», а через традиции совместного  изучения, использования, изготовления предметов ДПИ. По словам Д.Лукача, «украшая орудия труда, человек уже в незапамятные времена овладевал отдельными предметами, которые и практически, и технически уже давно являлись своего рода продолжением его субъективного радиуса действия, делал их составной частью своего «я» в широком смысле». В самом  деле, ДПИ у славян – это язык общности, начальные признаки освоения которого можно обнаружить и у  детей. Этот язык не формировался специально, но в условиях национального интерната  – своеобразной границы двух культур: внешней и внутренней, своей, –  он становится одной из наиболее развитых систем средств, которыми готов распорядиться  ребенок в новой для себя ситуации.2

1.2. Философия декоративно-прикладного  искусства

Сочетание этнографических, историко-культурных и психологических  методов является, по мнению И. С. Кона, необходимым для корректного  изучения психолого-философского феномена. Именно поэтому в исследовании функции  и роли ДПИ в формировании средств  адекватной ориентировки детей в  окружающем мире мы рассматриваем ДНИ  как самостоятельное явление, пытаясь  на первых шагах определить его границы  и в общих чертах представить  его философскую феноменологию. Иными словами, острие нашего исследования обращено к феномену ДПИ таким  образом, чтобы за формами игрового поведения и мышления ребенка, улавливаемыми в решении им специальных задач, раскрыть общее значение ДПИ для детского развития.

Исследования культурно-философского характера (Дж.Фрэзер, Э.Б.Тайлор, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс и др.) раскрывают для  нас особое пространство существования  мысли «натуральных» славян (до сих  пор поддерживающих особое отношение  с природой). Это пространство исполнено  духа (мышления) народа, рагзграфлено его  традициями, обрядами, этническими  стереотипами, насыщено магичностью, партиципированностью, пралогичностью и др. ДПИ – существенная и неотъемлемая часть, момент этого  духа; одним из наиболее существенных его свойств является адресованность каждому вновь зарождающемуся поколению  этнической общности. Именно в этой форме (наряду с оформленной или  оформляющейся письменностью) языком костюма и орнамента, узора и  обряда, декора и цвета народы сохраняют  связь времен и передают от деда к внуку свои этнические нормы. Этот процесс передачи скрыт от посторонних  глаз; он интимен, хотя и повседневен, несистематичен, хотя и регулярен; он задан культурным обиходом, но осваивается  личностным образом.

Информация о работе Роль декоративно-прикладного искусства в формировании предметной среды человека