Ренуар - поэт повседневной жизни Парижа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:33, реферат

Описание работы

Цель реферата проанализировать творчество Пьера Огюста Ренуара, а также подробно изучить произведения художника, их характерные особенности, стилевые направления, технику написания картин. Немало важно также изучение такого направления в живописи, как импрессионизм, поскольку творчества Ренуара тесно связано с импрессионизмом.

Содержание работы

Введение 3
1 глава. Периоды творчества Пьера Огюста Ренуара. 4
1.1. Выбор жанров и борьба за признание. Энгровский период. 4
1.2. «Перламутровый» и «Красный» периоды творчества Ренуара. 6
Глава 2. Произведения Пьера Огюста Ренуара. 7
Заключение. 10
Список используемых источников. 11
Приложение А. 12
Приложение Б 15

Файлы: 1 файл

СИДНЕВА ДАША.docx

— 932.14 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 глава. Периоды  творчества Пьера Огюста Ренуара. 4

1.1. Выбор жанров  и борьба за признание. Энгровский  период. 4

1.2. «Перламутровый»  и «Красный» периоды творчества  Ренуара. 6

Глава 2. Произведения Пьера Огюста Ренуара. 7

Заключение. 10

Список используемых источников. 11

Приложение А. 12

Приложение Б 15

 

 

Введение

Реферат посвящен теме: «Ренуар - поэт повседневной жизни Парижа».

 Задачи реферата включают в себя изучение периодов творчества Пьера Огюста Ренуара, таких как выбор жанровой принадлежности, период борьбы за признание. Задачи включают в себя также изучение энгровского, «перламутрового» и «красного» периодов творчества художника и более подробное изучение таких его произведений как «Ложа», «Качели», «Лягушатник».

Цель реферата проанализировать творчество Пьера Огюста Ренуара, а также подробно изучить произведения художника, их характерные особенности, стилевые направления, технику написания картин. Немало важно также изучение такого направления в живописи, как импрессионизм, поскольку творчества Ренуара тесно связано с импрессионизмом.

Методы исследования, используемые при создании реферата: теоретический анализ, изучение литературных источников, статистический метод.

Реферат выполнен на 16 страницах, включая введение и заключение, а также приложения А и Б. 

1 глава. Периоды творчества Пьера Огюста Ренуара.

Глава посвящена изучению периодов творческого развития Пьера Огюста Ренуара - французского живописца, графика и скульптора, одного из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан.

1.1. Выбор жанров и борьба за признание. Энгровский период.

Огюст Ренуар относился к рисованию не только, как к работе - оно стало его любимым занятием, лучшей формой отдыха и, прежде всего, самой сильной страстью.

Ренуар был на редкость плодовитым художником. За время своей  долгой творческой жизни, продолжавшейся без малого шестьдесят лет, он успел  написать около шести тысяч картин, или в среднем две работы в неделю.

Долгий жизненный путь Огюста Ренуара может быть разбит на несколько периодов. 1862 – 1873 года искусствоведы определяют, как период выбора жанра в творчестве художника.

В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств в Париже. Он начинал профессиональную жизнь как подмастерье в мастерской по росписи фарфора Марка Габриэля Шарля Глейра -  швейцарского художника и педагога, представителя академизма. Ренуар в совершенстве овладел техникой письма, а во многих поздних его работах очень сильны как декоративная, так и коммерческая стороны[1].

Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Вскоре они подружились с Сезанном и Писарро, так сложился костяк будущей группы импрессионистов.

В ранние годы Ренуар находился  под влиянием творчества барбизонцев - французских художников-пейзажистов: Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе. Художники барбизонской школы опирались на традиции, заложенные голландскими (Якоб ван Рейсдаль, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема) и французскими (Никола Пуссен и Клод Лоррен) пейзажистами.

В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Ренуар начал писать свои первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Её приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил.

Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж — «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сцены — «Лягушатник» (1869) (Приложение А, рисунок 1), «Понт Неф» (1872), натюрморт — «Весенний букет» (1866), «Натюрморт с букетом и веером» (1871) (Приложение А, рисунок 2), портрет — «Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870), обнаженная натура — «Диана-охотница» (1867) [2].

В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».

1874—1882 года стали для мастера периодом борьбы за признание.

Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (Приложение Б, рисунок 1) (обе — 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты». Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876) (Приложение А, рисунок 3), «Обнаженная» (1876), «Обнажённая в солнечном свете» (1876) (Приложение А, рисунок 4), «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1877) [3].

Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Он продолжил писать новые полотна — в частности, ставшие знаменитыми «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881), «На террасе» (1881) [2].

Период с 1883 года по 1890 год – известен, как «энгровский период». Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Ренуар написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи[3].

Открывается так называемый «энгровский период». Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы» (1884/1887) (Приложение А, рисунок 5). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определенными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее.

1.2. «Перламутровый» и «Красный» периоды творчества Ренуара.

Период с 1891 года по 1902 год  получил название «перламутрового». В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников — картина «Девушки за фортепьяно» (1892) (Приложение А, рисунок 6) была закуплена для Люксембургского музея.

Ренуар ездил в Испанию, где познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи.

В начале 90-х годов в  ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым».

В это время Ренуар написал  такие картины как «Яблоки  и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901). Он путешествовал в Нидерланды, где интересовался полотнами Вермеера и Рембрандта[2].

«Перламутровый» период уступил  место «красному» (1903 – 1919), названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов.

Ренуар по-прежнему писал  солнечные пейзажи, натюрморты с  яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создал «Прогулку» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908), «Габриэль в красной блузе» (1910) (Приложение А, рисунок 7), «Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной» (1919) [3].

 

 

 

Глава 2. Произведения Пьера Огюста Ренуара.

Глава посвящена описанию таких произведений живописи Пьера Огюста Ренуара, как «Лягушатник»,  «Ложа», «Качели». В данной главе приведена информация об истории написания картин, их особенностях.

 «Лягушатник» (фр La Grenouillère) (Приложение А, рисунок 1) — картина французского художника Пьера Огюста Ренуара, написанная в 1869 году.

«Лягушатник» представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок. В этом месте на Сене между Шату (фр. Chatou) и Буживалем к северо-западу от Парижа была целая группа островов, куда парижане приезжали на отдых. Эти места подробно описаны братьями Гонкурами («Манетт Саломон»), Эмилем Золя и Мопассаном[4].

«Лягушатник» получил  своё название благодаря тому, что  здесь в большом количестве собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки», приезжавшие сюда в сопровождении  мелких хулиганов и проходимцев  из предместья. Иногда они приезжали  в одиночестве, в надежде поймать  клиента, для наживки используя  вызывающие, крикливые наряды.

В августе 1869 года Ренуар и  Моне работали бок о бок, используя идентичные сюжеты, причём в очень близких друг другу стилях. Оба художника написали по картине, изображавшей «Лягушатник», где кафе показано практически с одной точки. Однако если Моне больше заинтересован пейзажем и природой, то Ренуар увлечён изображением людей. На картине Моне посетители второстепенны, а у Ренуара наряды написаны особенно тщательно[4].

«Ложа» (фр. La Loge) (Приложение Б, рисунок 1) — картина, написанная Ренуаром в 1874 году. Размер картины — 80 × 63.5 см, размер рамы 106.6 × 91 × 12.3 см. Также используется название «Ложа в Опере».

Картина «Ложа» является частью художественного собрания Института искусства Курто в Лондоне.

Картина была представлена публике  на 1-й выставке импрессионистов  в Париже в 1874 году, и она является одним из самых известных полотен  Ренуара середины 1870-х годов. Несмотря на то, что картина получила неплохие отзывы, Ренуар смог продать её только в 1875 году за относительно небольшую сумму в 475 франков [5].

На картине изображены женщина (на переднем плане) и мужчина (на заднем плане), сидящие в ложе оперного театра. Для этой картины позировал родной брат Ренуара — журналист Эдмон Ренуар (Edmond Renoir) — и монмартрская натурщица Нини Лопес (Nini Lopez).

Картина выполнена в бело-жемчужных, жёлтых и чёрных тонах. Женщина одета в чёрно-белое платье, а на мужчине чёрный фрак и белая рубашка. Жемчужное ожерелье на шее женщины изображено мелкими выпуклыми белыми сверкающими точками. Женщина смотрит прямо на зрителя, её театральный бинокль опущен и находится в её руке. В то же время мужчина через бинокль смотрит в другую сторону — по видимому, на сцену Оперы [5].

 «Качели» (фр. La balançoire) (Приложение Б, рисунок 2) — картина, написанная в 1876 годуфранцузским художником Пьером Огюстом Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir, 1841—1919). Размер картины — 92 × 73 см, размер рамы — 111 × 92 см.

Эта картина была выставлена на 3-й выставке импрессионистов в 1877 году (вместе с картиной «Бал в Мулен де ла Галетт»). С 1877 года картина «Качели» находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта (Gustave Caillebotte). После его смерти в 1894 году она перешла в собственность государства и была передана в Музей в Люксембургском саду. С 1929 года картина находилась в собрании Лувра, а с 1947 года она выставлялась в национальной галерее Же-де-Пом (фр. Jeu de Paume). В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор [6].

На картине изображена молодая женщина в бело-синем  платье, стоящая на качелях, держась  руками за их верёвки. Спиной к зрителю, по-видимому, беседуя с этой женщиной, стоит мужчина в синем пиджаке  и соломенной шляпе. В левой части  картины, у дерева, стоит другой мужчина, а также маленькая девочка. Сквозь листву пятнами пробиваются солнечные  блики — аналогичный эффект был использован Ренуаром в картине «Бал в Мулен де ла Галетт».

Картина «Качели» была написана в саду мастерской Ренуара. Женщину, качающуюся на качелях он писал, по-видимому, с Маргариты Легран (Marguerite Legrand) — натурщицы, с которой он познакомился в 1875 году, и которая также позировала для картины «Бал в Мулен де ла Галетт»(она умерла от оспы в феврале 1879 года)[6].

 

 

Заключение.

В результате проделанных исследований были изучены произведения художника Пьера Огюста Ренуара, включая периоды творчества мастера, такие как  выбор жанровой принадлежности, период борьбы за признание, энгровского, «перламутрового» и «красного» периодов творчества художника. 

Полученные результаты при  изучении творчества художника, позволяют утверждать, что талант Ренуара - столь яркое воплощение французского стиля, галльского духа, такого искреннего и динамичного, что невольно прощаешь художнику и излишнюю сладость, сентиментальность и даже откровенное «сюсюканье» поздних произведений, исполненных в старческом возрасте. Снобы прозвали все это «ренуарами вкусовых извращений». В сравнении с другими, более глубокими французскими живописцами, Ренуар действительно слишком часто слащав, иногда примитивен по цвету с «открытыми» зелеными, красными и розовыми тонами. Но все его творчество объединено улыбкой и парижским шармом.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: Ренуар ярко и вдохновенно умеет видеть и изобразить прелесть и очарование повседневности, на своих картинах и многочисленных портретах. Его творчество освежает наши глаза и чувства, оно заставляет нас по-новому, восхищенно и влюбленно, взглянуть на людей и природу, оно учит нас видеть красоту в любом мгновении нашей жизни.

 

 

Список используемых источников.

  1. М.С. Лебедянский,  Портреты Ренуара. — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.;
  2. П. Бонафу, Ренуар. — М.: Молодая гвардия, 2010. (серия "Жизнь замечательных людей");
  3. Н.В. Бродская, Огюст Ренуар, СПб – Бурнемут, Аврора – Паркстон, 1996 (157стр, мн.ил, 9 авт. листов текста) (рус., нем., англ., фр. яз.);
  4. Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863—1883. — М.: Молодая гвардия, 1999. — 301 с.; 
  5. Жиль Нере Ренуар. — Taschen / Арт-Родник, 2009. — 440 с.;
  6. Жан-Поль Креспель Повседневная жизнь импрессионистов. 1863—1883 / перевод с французского Е. Пуряевой. — Москва: Молодая гвардия, 1999. — 301 с. 

Информация о работе Ренуар - поэт повседневной жизни Парижа