Развитие шекспировской трагедии в трагедиях Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Сопоставление двух великих художников – вещь сложная и рискованная. Для того чтобы оно не было произвольным, нужно подойти к нему исторически. Пушкина отделяют от Шекспира не просто два столетия. Это люди разных эпох. Их сформировали разные национальные условия. Они представляют различный уровень общественной мысли, опираются на разные художественные традиции.
Шекспир – поэт заката Возрождения, когда в жестокой драматической борьбе столкнулся уходящий феодально-патриархальный мир и складывающаяся абсолютистская цивилизация, чреватая уже многими пороками нарождающегося буржуазного общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЧТО ОТДЕЛЯЕТ И ЧТО СБЛИЖАЕТ ПУШКИНА С ШЕКСПИРОМ?...........................................................................................5
ГЛАВА 2. “БОРИС ГОДУНОВ” И ПРОБЛЕМА НАРОДНОЙ
ТРАГЕДИИ………………………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………............................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..……………...…..28

Файлы: 1 файл

Курсовая по теории драмы 1.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

     Различные обстоятельства  раскрывают разные стороны его  характера.  Это чисто шекспировский принцип изображения.

     Но характеры Пушкина  строятся иначе, чем  характеры  Шекспира.  В  этом  отразилась связь Пушкина с принципами классицизма.

     Вот характер Бориса Годунова.  Борис  представлен  в  немногих  сценах. Обычно каждая сцена изображает его на новом этапе его развития, уже иным.

     В первый раз он  предстает перед нами сразу  после избрания  на  царство,  торжествующим и умиротворенным. Действие следующей  сцены  происходит  через шесть лет. Борис уже разочарован в результатах своего правления и не верит в возможность склонить на свою сторону симпатии народа.

     Промежуточное звено - все развитие его, происходившее  между этими двумя сценами, - от нас скрыто. Такое изображение отдельных  ступеней  в  развитии характера  связано  с  эпической  композицией  трагедии,  действие   которой экстенсивно,  распадается  на  ряд  коллизий,  охватывающих  в  совокупности довольно большой промежуток  времени.  Наоборот,  Шекспир  дает  постепенное накопление  новых  черт  характера,  а  потом  решительный  взрыв,  меняющий характер человека. Постепенно нарастающее раздражение  Лира  против  дочерей приводит его к решительному взрыву, возмущению, характер его резко меняется.

     Как и Шекспир, Пушкин  пишет некоторые сцены прозой, другие – стихами. Таким образом, он,  по  его  собственному  выражению,  нарушил  и  четвертое единство трагедии классицизма – единство слога.

     Но внешняя форма  трагедии Пушкина  отделана  с  большим  совершенством, более закончена и отшлифована, нежели внешняя форма пьес Шекспира. Говоря  о народности Шекспира, Пушкин,  как  известно,  отмечал  в  качестве  слабости великого поэта  небрежность  внешней  отделки.  Эта  небрежность  составляет характерную черту не только Шекспира,  но  и  всей  литературы  Возрождения.

Высекая в  своих  произведениях  характеры  гигантским  резцом,  Шекспир  не останавливался на шлифовке деталей и отделке внешней формы. Эта отделка внешней  формы,  как  мы  уже  отмечали,  была  завоеванием  классицизма XVII в.

  Пушкин стоял на уровне его достижений.

  Трагедия Пушкина твердой, строгой и отчетливой линией очерчивает старую русскую жизнь, характеры и ситуации старой Руси. Задумав произведение в духе Шекспира, Пушкин  создал  историческую  драму,  отмеченную  печатью  высокой оригинальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении отметим, что великие трагики обращаются к истории или мифологии, не ограничиваясь только воспроизведением сюжетов. Иногда они отклоняются от канонически зафиксированных событий. Ведь поэты интерпретируют ответственные решения личностей, а не гипнотизируют своих зрителей или читателей нагромождением механических представлений героев. В их драмах пульсирует органика жизни со всеми искушениями и падениями, горькими раскаяниями и трагической рекапитуляцией.

Вот по этим причинам их художественная активность уникальна и находит свое единство в слиянии вины и ответственности. Мельком прикоснувшись к тематике совести и власти у авторов столь различных культур и эпох, мы удостоверились в пульсации единого творческого импульса у Шекспира и Пушкина. Наш долг очищаться с помощью их произведений не только от страха и сострадания — как у Аристотеля с его "старыми сетями", но и от фаталистической веры, что уколы совести нас не коснутся. Как раз богобоязненность и сострадание завещаны нам великими предшественниками. И мы должны быть признательны за их мудрые предупреждения, прислушиваться к которым — наш долг и наше спасение!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Шекспировские чтения. Под редакцией А. А. Аникста, М., "Наука",  

     1977

  1. Сахаров В. И. Еще о Пушкине и В. Ф. Одоевском // Пушкин Исследования и материалы. Т. IX. М.; Л.: Наука, 1979. С. 225.
  2. Трубачев С. С. Пушкин в русской критике 1820–1880. СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1889. С. 268.
  3. Анненков П. В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. М.: ТЕРРА–Кн. клуб, 1999. С. 206.
  4. Пушкин А. С. А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. СПб.: Академический проект. 1998. Т. 2. C. 233.
  5. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1985.
  6. Винокур Г.О. Язык «Бориса Годунова» // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.,1991. – С.94-225.
  7. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя. – Л., 1983. – С. 111–136.
  8. Филиппова Н.Ф. «Борис Годунов» А.С.Пушкина. Книга для учителя. – М., 1984. – 95 с.
  9. Фомичёв С.А. Драматургия А.С.Пушкина // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. – Л., 1982. – С.261-295.

 


 



Информация о работе Развитие шекспировской трагедии в трагедиях Пушкина