Развитие художественного творчества школьников в процессе обучения основам декоративной композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Для современного урока изобразительного искусства характерно слияние познавательной и художественной сторон творческого процесса. Он помогает не только постичь культурный уровень своей страны, но и формирует вкус: обостряет художественное зрение, воспитывает чувство цвета, ритма и т.п.
Курс на обновление социального и экономического развития общества ставит сложные задачи кардинальной перестройки общественного сознания, нравственного очищения духовной атмосферы жизни, коренного улучшения психологического климата в общении людей. К решению этих задач в определенной мере призвано и изобразительное искусство, представляющее собой одно из наиболее универсальных средств духовного, нравственного и интеллектуального становления подрастающего поколения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
Глава I. Средства развития художественного творчества детей среднего школьного возраста……………………………………………………………..
Понятие художественного творчества………………………………….
Особенности развития художественного творчества у детей среднего школьного возраста………………………………………………………
Развитие личности ребенка на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………………..

Глава II. Обучение школьников основам декоративной композиции……………………………………………………………………..
Понятие «декоративная композиция» и ее особенности…………………..…………………………………………..
Реализация творческого потенциала при обучении основам декоративной композиции…………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая методика.docx

— 77.88 Кб (Скачать файл)

Пензенский государственный университет

Пензенский педагогический институт им. В.Г.Белинского

Факультет педагогики, психологии и социальных наук

Кафедра изобразительного искусства и культурологии

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Развитие художественного творчества школьников в процессе обучения основам декоративной композиции»

 

 

 

Проверила преподаватель:                                           Выполнила: студентка

Терлецкая О.В.                                                                  группы 11НПИ1

                                                                                            Таланина О.В.

 

 

 

 

Пенза 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

Глава I. Средства развития художественного творчества детей среднего школьного возраста……………………………………………………………..

  1. Понятие художественного творчества………………………………….
  2. Особенности развития художественного творчества у детей среднего школьного возраста………………………………………………………
  3. Развитие личности ребенка на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………………..

 

Глава II. Обучение школьников основам декоративной композиции……………………………………………………………………..

  1. Понятие «декоративная композиция» и ее особенности…………………..…………………………………………..
  2. Реализация творческого потенциала при обучении основам декоративной композиции…………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для современного урока изобразительного искусства характерно слияние познавательной и художественной сторон творческого процесса. Он помогает не только постичь культурный уровень своей страны, но и формирует вкус: обостряет художественное зрение, воспитывает чувство цвета, ритма и т.п.

Курс на обновление социального и экономического развития общества ставит сложные задачи кардинальной перестройки общественного сознания, нравственного очищения духовной атмосферы жизни, коренного улучшения психологического климата в общении людей. К решению этих задач в определенной мере призвано и изобразительное искусство, представляющее собой одно из наиболее универсальных средств духовного, нравственного и интеллектуального становления подрастающего поколения.

Общение с изобразительным искусством, элементарное рисование благотворно действует на психические и мыслительные процессы подростка, обогащает его внутренний мир, побуждает к самопознанию и самовыражению, формирует способности к творчеству, импровизации и экспериментированию. Развитие художественно-творческих способностей

становится неотъемлемой частью личности, ее культурно-нравственной ценностью.

Однако преобладающий в настоящее время подход к проблеме развития ценностных ориентации подрастающего поколения в области художественной культуры не способствует раскрытию его художественно-творческих способностей. Поэтому так актуальна задача поиска наиболее эффективных путей развития изобразительной деятельности подростков, вопрос о роли художественного творчества в процессе их формирования.

В настоящее время в педагогической практике выявился ряд противоречий при рассмотрении процесса приобщения подростков к изобразительному творчеству.

С одной стороны, возрастает потребность социума во всесторонне развитых членах общества, с другой - недостаточно эффективны результаты приобщения подростков к прекрасному, формирования у них художественно-творческих интересов, В таких условиях возникает необходимость применения новых подходов, идей, форм и способов обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

Многие исследователи (А.Н.Леонтьев), решая вопросы развития художественно-изобразительного творчества детей, искали «особый» подход к обучению: «…задача состоит в том, чтобы овладеть процессом активного формирования способностей. Она, хотя и неотделима от задачи собственно обучения, образования, т.е. от формирования знаний, умений и навыков, но прямо не совпадает с ней, требует особого внимания, особого подхода и внесения известных изменений в педагогические методы». Реализацию данного подхода они видели в тесной связи обучения школьников умениям и навыкам на занятиях по изобразительному искусству с развитием их образного мышления, воспитанием художественного воображения, зрительной памяти, культуры эмоций, с формированием эстетического отношения к действительности.

О роли художественно-творческой деятельности во всестороннем эстетическом развитии подрастающего поколения писали многие ученые, философы, психологи, искусствоведы; Б.В.Асафьев, Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, ВАСухомлинский, К.Юнг и другие. Значительный вклад в разработку теории и практики эстетического воспитания внесли классики советской педагогики А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Большое внимание роли художественного процесса уделяла в своих исследованиях Н.А.Ветлугина. Проблеме приобщения к изобразительно-творческой деятельности подрастающего поколения, роли искусства во всестороннем развитии современного подростка посвящено крупное исследование В.С.Щербакова. О формировании художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности рассказывает в своих работах Г.В Лабунская.

Актуальность исследования обусловлена изменениями, происходящими в настоящее время в системе общего образования, необходимостью теоретического обоснования и практической реализации гуманистической парадигмы обучения и воспитания, предполагающей обращение к сущностным основаниям человека, развитие его творческих способностей, духовно-нравственное возвышение, формирование свободной, гуманистически ориентированной личности.

          В данной работе будет изучена проблема развития художественного творчества детей-подростков в процессе обучения основам декоративной композиции.

Необходимо изучить, как развивается художественное творчество у подростков на уроках изобразительного искусства, отметить особенности этого развития.

Цель работы –развитие художественного творчества детей-подростков на уроках изобразительного искусства.

В ходе исследования были выделены следующие задачи:

- изучить уже имеющуюся литературу по искусствоведению;

- проанализировать психолого-педагогическую литературу;

- изучить, как развивается личность ребенка, а именно подростка во время творческого процесса на уроке изобразительного искусства;

- выполнить творческую  работу.

Объектом исследования являются учащиеся среднего звена.

 Предмет исследования - процесс развития художественного творчества детей.

Методологической базой исследования явились философско-культурологические, эстетико-искусствоведческие, педагогические, психологические теории и позиции ученых, о сущности художественного творчества и его специфики; идеи и концепции художественного обучения и воспитания в учебных заведениях с разной направленностью образовательных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Средства развития художественного творчества детей среднего школьного возраста.

  1. Понятие художественного творчества

Творчество является атрибутом человеческой деятельности. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Под общим названием творчества объединяются разные его виды: техническое, художественное, педагогическое, этическое и т.д. Все эти виды психологически неравноценны, например, техническое и художественное творчество по-разному соотнесены с теоретическим мышлением. Но кое-что их объединяет: это способность человека «действовать в неопределенных ситуациях».

Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин.

Более подробно стоит рассмотреть такой вид творчества, как художественный. Именно его необходимо развивать на уроках изобразительного искусства в школе.

 Художественное творчество  — это процесс создания произведения искусства, художественная ценность которого всегда содержит в большей или меньшей степени элемент новизны. Художественное творчество предполагает участие различных психических функций, процессов и состояний (воображения, памяти, эмоций и т. д.), таким образом помогая развитию личности ребенка, формированию у него своей точки зрения.

Посредством художественного творчества ребенок может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своим внутренним Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности развития художественного творчества у детей среднего школьного возраста.

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как учёных-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Развитие творческих способностей школьников - процесс долгий и трудоемкий. Начиная с самого первого дня обучения и до последнего, они осваивают и изучают все виды изобразительного искусства, существующие на сегодняшний день. Развивать творческое начало в каждом ученике необходимо, неважно станет ли тот великим художником/скульптором/архитектором, это возможность овладеть высшей системой ценностей и стать одним из носителей глубинной культуры.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка, акт не всегда вполне осознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъемом всех нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен. Для того чтобы достичь положительного результата в ходе творческой работы необходимо организовать работу учителя и учеников. Поэтому в работе можно выделить два основных блока:

- условия, благоприятствующие реализации  педагогики творчества; пути создания  таких условий;

- методическое пособие для учащихся (учитель, разумеется, также придерживается  этого пособия), в котором разработаны  конкретные учебные материалы нестандартного типа, рассчитанные на высокую активность школьника и его самостоятельность.

Создание благоприятной атмосферы на уроке, доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности – это все залог успешной работы на уроке.

Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо различных заданий, которые даются всему классу. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех. Учитель должен всегда внимательно выслушивать ученика, видеть в каждом индивида с особыми возможностями и дарованиями. Известный американский психолог Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для проявления детских дарований нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Существую следующие пути развития творчества подростков:

  1. стимулирование ученического творчества с помощью системы оценивания, учитывающей специфику творческой деятельности;
  2. использование в учебном процессе творческих учебных задач;
  3. создание проблемных ситуаций творческого характера;
  4. организация учителем творческой деятельности, в которой он сам выступает творцом, сотрудничающим с учениками и направляющим их творческую активность;
  5. организация самостоятельной творческой работы учащихся.

Информация о работе Развитие художественного творчества школьников в процессе обучения основам декоративной композиции