Предмет и задачи эстетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:38, курс лекций

Описание работы

Исторически сложился целый ряд определений эстетики, которые, отражают развитие ее содержания.
1. Эстетика – учение о красоте и об искусстве. Это простейшее определение. Красота существовала всегда, восприятие ее человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Искусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ритуальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество. Однако термин «эстетика» в научный оборот ввел немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен 1750 г.

Файлы: 1 файл

Лекции по эстетике.docx

— 121.03 Кб (Скачать файл)

Возвышенное представляет высокую эстетическую ценность, и  это сближает его с прекрасным. Однако оно менее гармонично и достигается благодаря победе духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями.

Соотносительной категорией возвышенного является категория низменного. Низменное – эстетическая категория, характеризующая чрезвычайно негативную ценность явлений, которые таят в себе угрозу для общества и личности. Низменному в сильной степени присущ этический аспект: оно напрямую связывается с силами зла, которые по традиции располагаются в Аиде, в аду, т.е. в «низменном» месте. Если возвышенное переживается как сфера, где человеческий дух возобладал над внешними силами, то низменное – свидетельство социальной или психической зависимости человека, ничтожности человеческого, уничтожения человечности. Низменное (по схеме) трактуется как привязанность к материальному (физиологическому) и пренебрежение духовным, разгул чувственности и унижение разума, господство эгоистической субъективности над объективными ценностями. Низменное схоже с безобразным, однако сопровождается отрицательными нравственными чувствами: негодованием и брезгливостью.

В качестве ярких  проявлений низменного можно рассматривать  насилие, разврат, цинизм, нигилизм, подавление личности, а также алкоголизм и  наркоманию как формы саморазрушения. Тесная связь низменного со злом находит отражение и в художественном творчестве. Обычно художественное произведение указывает на низменное в реальности, чтобы духовно преодолеть его силой добра. Если же само произведение низменно, оно может считаться допустимым только в среде малокультурных людей, жизнь которых сама по себе соответствует категории низменного.

Трагическое и комическое

Трагическое – категория эстетики, отражающая неразрешимое противоречие, порожденное столкновением человеческой свободы с необходимостью, заложенной в самом мироустройстве. Существование трагического связано с развитием свободного личностного начала в человеке. Чаще всего источником трагедии становится противоречие между порывом к свободе и возможностью добыть ее только ценой смерти, между значимой для человека ценностью и слишком дорогой ценой за ее осуществление. Трагическое (по схеме) имеет сходство с возвышенным. Та же победа духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями заканчивается неудачей или осуществляется ценой гибели героя.

В античную эпоху трагедия трактовалась как борьба личности и Рока (типичный пример – трагедия Софокла «Царь Эдип»). Центральные персонажи средневековой трагедии – святые мученики, которые по своей воле пошли на жертвы во имя Бога, или грешники, нарушившие по собственной свободной же воле божественные установления. Здесь трагическое разворачивалось как противоречие между стремлением к духовности и обретением ее через страдания тела, или стремлением к свободе и неспособностью обосновать с ее помощью позитивные ценности. В Новое время, когда личностное начало получило всестороннее развитие, источником трагедии становится противоречие между стремлением к разумности и порядку и неразумностью самого мира.

Центральная проблема трагедийного произведения – расширение возможностей человека, разрыв тех  границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей, одухотворенных великими идеалами. И хотя их борьба сопровождается страданиями и часто  заканчивается смертью, трагическое  искусство оказывает очищающее  воздействие на людей (катарсис), призывает  их на борьбу со злом. Смерть героя вызывает боль и скорбь зрителей или читателей, но вызывает восхищение самоотверженной  жертвенностью.

Противовесом трагического в жизни и в искусстве выступает комическое. Комическое – категория эстетики, отражающая неопасные, но социально-значимые противоречия действительности, это эмоционально насыщенная форма их критики. Комическое (по схеме) означает признание существования в жизни чувственного, материального, хаотичного, занудно-необходимого, не соответствующего требованиям духовности, разума и порядка. Полная победа таких явлений характеризуется как низменное и вызывает осуждение, а их неопасное преобладание комично и вызывает смех.

Оттенки комического  многообразны: это юмор, сатира, ирония, сарказм, шутка, насмешка, каламбур, гротеск. Комедийный смех не только отрицает и разрушает то нелепое и злое, которое им обнаружено, но и утверждает определенный положительный идеал, т.к. осмеянное перестает быть страшным или дискомфортным.

Основные сферы эстетической деятельности

Необходимым элементом  эстетической культуры является эстетическая деятельность. Ведь эстетическое отношение  к действительности представляет собой  не только созерцание и оценку, но и  некую форму практики. Эстетическая деятельность многообразна, она не сводится только к созданию произведений искусства.

Эстетика природы

В сегодняшнем мире немаловажное значение приобретает  и эстетическое начало в деятельности по отношению к природе. Красота окружающего мира с давних пор поражала воображение человека и привлекала внимание художников. Но на современном этапе прекрасное отношение к природе подразумевает не только любование ею, но и гармонизацию взаимодействия: бережное использование, ненавязчивое изучение. Эстетически выверенным становится отношение к природе не как «внешней среде», а отношения с природой как живого с живым.

Эстетическая значимость природных предметов и явлений  открывается человеку по мере их материального  и духовного освоения, то есть по мере того, как посредством труда  он преобразует природу, ставит ее силы на службу своим потребностям. Красота  природы открывалась человеку постепенно. На ранних этапах его становления  природа была настолько неприступной и чуждой, что оставалась закрытой для эстетического освоения. Красота природы для человека состоит не в чисто внешней формальной красивости ее явлений, а в выражении в природных явлениях положительного человеческого содержания. Красота природы воспринимается в рамках господствующего эстетического идеала. Если в XVII-XVIII вв. при французском дворе сформировался идеал «подстриженной», «украшенной» природы, что нашло отражение в искусстве классицизма, то под влиянием Ж.Ж.Руссо сложился идеал гармоничной и умиротворенной природы, противостоящей искусственности и порочности цивилизации. Романтическое искусство начала XIX века воспевало, напротив, дикую, необузданную природу, противостоящую обыденности буржуазной жизни.

В ХХ веке под влиянием экологических проблем эстетическая значимость природы была вновь переосмыслена, появились основы экологической эстетики. Она утверждает, что подлинное чувство прекрасного рождает не внешняя красота природы, не знание законов ее функционирования, а красота процесса гармонического взаимодействия человека с окружающей средой.

Природа как эстетический объект обладает самоценностью, и все в ней заслуживает охраны. Безобразное в ней не исключается, если оно порождено не деятельностью человека, а есть лишь следствие естественного нарушения жизненных процессов: заболевания животных и растений, разрушения в результате стихийных бедствий. Таким образом, объективным источником ощущения красоты в природе выступает гармоническая взаимосвязь ее явлений. Нарушение этой взаимосвязи, пресекание жизни порождает ощущение безобразного, дисгармоничного, уродливого. Воспитание эстетического отношения к природе – своеобразный барьер на пути совершения насилия над ней в угоду материальным эгоистическим потребностям.

Эстетика труда

Трудовая деятельность – важнейший вид общественно  значимой активности человека. Именно в труде и через труд человек  получает наиболее широкие возможности  ощутить себя участником общественного  бытия, испытать чувство гордости и  радости за красиво сделанную  работу, насладиться красотой произведенного продукта.

Труд и человеческое понимание красоты с давних пор  связаны друг с другом. Человеку с давних времен свойственно стремление к доведению до совершенства производимых изделий. Пожалуй, именно орудия труда стали первыми вещами, которые человек подвергал эстетическому совершенствованию, старался сделать их максимально удобными, легкоуправляемыми и высокопроизводительными. Все эти компоненты входят в понятие красивой вещи, являются эстетически значимыми.

В середине XIX века рядом представителей эстетической мысли было выдвинуто требование эстетического освоения условий  и продуктов материального производства, создание «производственной эстетики», «эстетики труда». В частности, ее проявлением стало возникновение дизайна – проектирования эстетического облика промышленных изделий. Творческая деятельность дизайнеров призвана обеспечить высокую функциональность изделий в соответствии с общественными потребностями. Однако красота вещи не сводится к высоким потребительским качествам, она связана с духовным удовлетворением от вещи, которое способно оказывать обратное положительное влияние на материальные процессы.

В круг социальных требований эстетики труда входит обязательное соответствие производимых изделий общественно необходимым потребностям. Эстетика предполагает формирование социально-эффективной, экологически безопасной и экономичной производственной и предметно-бытовой среды.

Прекрасными могут  быть не только результаты труда, но и  сам процесс. Не случайно мы с восхищением наблюдаем за действиями человека, мастера своего дела, и говорим, что он «красиво работает». Красота в труде возникает не только из-за его морального «желания работать», трудолюбия, но и благодаря умению работать, сноровке, целесообразности действий. Такая работа оказывается не только эффективной, но и радостной, самоценным занятием, которому человек может предаваться «из любви к искусству».

В комплекс требований к современному процессу производства эстетика включает наработки эргономики – науки, изучающей трудовые процессы с целью создания оптимальных условий деятельности человека при обязательном обеспечении необходимых удобств, сохранении здоровья и работоспособности работника.

Наконец, предметом  анализа эстетики труда являются эстетические требования к культуре производства, которые придают последнему не только материальное, но и духовно значимое наполнение. Эстетические достоинства производимых изделий предполагают соответствие их формы духовным ориентирам общества и человека.

Воплощение эстетического  идеала в изделиях материального  производства обладает рядом особенностей. Во-первых, форма предметов должна отвечать требованию единства функции и материальной основы. Эстетически полноценными становятся только технически совершенные изделия, экономичные и удобные в эксплуатации. В этих характеристиках – мера проявления полезности, целесообразности и красоты. Во-вторых, важно совершенство производственного исполнения изделия, качественная реализация дизайнерского замысла, художественно-конструкторского проекта. В третьих, изделие в композиционном отношении должно являть собой органическую связь пропорционального, масштабного и ритмического строя с системой унификации его отдельных узлов и деталей. Эстетически значимыми являются такие его свойства как вариативность элементов формы, позволяющие гармонично сочетать изделия с другими предметами.

Задачи технической  эстетики не ограничиваются соответствующим  оформлением продуктов труда. Большое  значение имеют разработки по созданию оптимальных условий для творческого высокопроизводительного труда. Достижение этой цели эстетика связывает с активным внедрением в труд художественного начала. К оформлению производственных помещений и разработке новых инструментов привлекаются художники-конструкторы, учитывающие рекомендации физиологов, врачей, гигиенистов и других специалистов. Как показывают многочисленные исследования, соблюдение эстетических рекомендаций позволяет достигать весомого роста эффективности производства, эстетизирует его, делает производственную среду более человечной, приносящей людям радость.

Отдельно следует  упомянуть красоту интеллектуального  труда, для которого эстетика мышления является несомненным признаком  истинности.

Эстетика быта и человеческих отношений

Эстетическая организация быта является проявлением человеческого стремления к красоте во всех сферах жизни. В то же время, наличие красивых вещей в окружении человека эстетически воспитывает его, делает его жизнь более гармоничной. Украшая свое жилище, одежду, предметы обихода, люди руководствуются эстетическими представлениями, характерными для общества, в котором они живут, тех социальных групп, к которым принадлежат. Бытовое же неустройство и варварство – признак упадка элементарной культуры, эстетической в том числе.

Организация и содержание досуга, которые являются важной составляющей бытовой сферы, также имеют эстетические параметры. Легковесные развлечения, потребление продукции массовой культуры свидетельствуют, в том числе и об упадке эстетического вкуса населения. Эстетика досуга подразумевает не только посещение учреждений культуры и общение с искусством. Пропорциональность, гармоничность, целостность – это те характеристики прекрасного, которые должны отличать любой фрагмент нашей жизни, где бы мы его ни проводили. Вовремя лежать на диване и вовремя чистить картошку может быть не менее важно для прекрасной жизни, чем посещать театры и презентации, стремясь к «красивой жизни».

Еще одна чрезвычайно  значимая сфера проявления эстетического  отношения – сфера общения, в которой эстетические критерии неотъемлемы от нравственных. Красота поведения предполагает проявление симпатии, доброжелательности, уважения к человеческому достоинству. Эстетическое начало присуще и нашему повседневному поведению, что проявляется в культуре межличностного общения. Вежливость и этикет необходимы не только из моральных соображений. Они способствуют красивым отношениям между людьми, отношениям, построенным не из чувства долга, а из стремления к прекрасному в общении.

В деловом общении эстетические критерии подразумевают создание благоприятного психологического климата, корректность в отношениях, их функциональную упорядоченность, способствующую укреплению социальных связей и повышению эффективности деятельности трудового коллектива.

В неформальном личном общении людей (в семье, в кругу друзей и близких) эстетической значимостью обладает умение общаться, не подавляя личности другого. Эстетически значимыми являются также используемые средства и способы коммуникации, прежде всего язык, интонации, мимика, жесты. Особенно важна культура выражения чувств, умение контролировать психологические состояния. Вступая в общение, друг с другом, люди должны уметь находить эстетически значимые формы выражения основных человеческих смыслов и ценностей.

Информация о работе Предмет и задачи эстетики