Право и свобода в картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:58, доклад

Описание работы

Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. Особенно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. В ходе реформы во многих аспектах была изменена традиция богослужения. Патриарху указывали на самочинность таких действий, и тогда в 1654 году он устраивает собор, на котором в результате давления на участников добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским».

Файлы: 1 файл

Право и история художественной культуры.pptx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

Право и свобода  в картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»

 

Выполнила:

студентка 1 курса зо впо(гвд)

Сергеева Ксения

 

 

Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич) 

 

Патриарх Никон  был выдающимся деятелем Русской  Православной Церкви. С его именем связаны самые важные исторические события нашей жизни XVII столетия — не только церковные, но и политические, имевшие решительное влияние  на дальнейшее развитие церковной и  гражданской жизни Русского государства.

Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. Особенно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. В ходе реформы во многих аспектах была изменена традиция богослужения. Патриарху указывали на самочинность таких действий, и тогда в 1654 году он устраивает собор, на котором в результате давления на участников добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». Однако равнение шло не на старые образцы, а на современную греческую практику. В 1656 году патриарх Никон в Москве созвал собор, на котором все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Отца, Сына и Святого Духа и прокляты. В неделю православия (в первое воскресение Великого поста) 1656 года в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами во время богослужения.

 

Феодосия  Прокопьевна Морозова 
(21.04.1632-2.11.1675 г.)

 

Феодо́сия Проко́пьевна Моро́зова (Соковнина́ — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьевско- Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Входила в число придворных, сопровождающих царицу. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой. Брат Глеба Ивановича, Борис Иванович Морозов, владелец огромного состояния, умер бездетным в 1662 году, оставив наследство Глебу Морозову. Вскоре умирает и Глеб Иванович и совокупное состояние обоих братьев номинально достаётся малолетнему сыну Глеба и Феодосии Морозовых — Ивану Глебовичу. Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. В одном из многочисленных имений Морозовых — подмосковном селе Зюзино, была обустроена по западному образцу одной из первых в России роскошная усадьба. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье».

 

 

Василий Иванович Суриков

 

Суриков родился в Красноярске, в семье потомственных казаков, пришедших в Сибирь с Дона ещё  в XVI веке. Здесь обрёл он первые впечатления, здесь сложились первые художественные образы. В Сибири народ другой, не такой как в России: вольный, смелый. Поэтому и опальная боярыня Морозова для художника не отвлечённый исторический герой, а близкий и понятый человек.

Историю боярыни Морозовой  Суриков впервые услышал в  детстве от своей крёстной О.М. Дурандиной, знающей о знаменитой раскольнице по рассказам жившим там раскольников, либо по одному из рукописных «житий» о ней, распространённых в Сибири. Этот потрясающий образ запал в душу и художественную память. Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к боярыне и её родной сестре, княгини Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев.

Возвратившись летом 1884 года в Россию Суриков вплотную принялся за воплощение картины, но только весной 1887 года «Боярыня Морозова» была им закончена.

 

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА

 

Снег  белый украсил светлицы,   Она не боится мученья

Дорогу  покрыл пеленой,    И смело на пытку идет,

По  улице древней столицы,    И к истине сердца влеченье

Плетется  лошадка рысцой   Ей силу и бодрость дает.

 

 

На  улице - шум и смятенье.    Сменила пиры и палаты

Народ, словно море, шумит.   На мрачный сырой каземат

В санях, не страшась заточенья,   Душа ее верой богата,

Боярыня твердо сидит.    Ей правда дороже палат

 

Высоко  поднявши десницу,   И верит она- не погибнет

Под звон и бряцанье цепей    Идея  свободной мольбы

Она оглашает столицу    Настанет пора- и воздвигнут

Правдивою речью своей.    Ей памятник вместо дыбы.

 

 

 

Образ Боярыни Морозовой  и юродивова

 

Мальчишки в картине

 

Женщины в картине

 

Невидимые нити связывают  боярыню Морозову со всеми, кто вышел  в тот зимний день на узкую московскую улочку. Каждый в толпе по-своему относится к боярыне, к ее страстным  словам, к движению ее поднятой руки. Вот пять женщин в правой части картины. Впереди на коленях старая нищенка. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. На ее лице глубокая скорбь. Она почти не смотрит на боярыню. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Ее глаза полны слез. Ужас застыл на бледном лице монашенки в черном платке.

Боярышня в синей шубке  и золотисто-желтом платке склонилась перед проезжающими санями. В ее поклоне - и молчаливое сострадание, и душевная стойкость, и готовность, если случится, вот так же пожертвовать собой.

 

 

Образ странника

 

Позади юродивого стоит  странник с посохом, котомкой и надетой  на руку плетеной корзинкой. На первый взгляд странник кажется спокойней  всех остальных. Но сколько внутреннего  напряжения в его лице и фигуре! Странник весь ушел в свои мысли. Он старается понять, что происходит. Но вот подробность - он снял шапку. И эта подробность кричит о  его сочувствии гонимой боярыне.

 

 

Памятник-Часовня  боярыне Морозовой

 

17-18 мая 2000 г. на I (19) Учредительном  Всероссийском съезде старообрядцев  Русской Православной Старообрядческой  Церкви, проходившем в Москве, был  создан Комитет по строительству  памятника-часовни боярыне Морозовой  и княгине Урусовой в г. Боровске. 3 декабря 2005 года открыл свои двери Памятник-Часовня боярыне Морозовой.


Информация о работе Право и свобода в картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»