Портретная галерея И.Е. Репина наших великих соотечественников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 16:22, реферат

Описание работы

И.Е. Репин является одним из величайших русских художников. Его творчество имеет мировое значение; оно стало ценным вкладом русского искусства в мировое художественное развитие. Курбе во Франции, Репин в России, Менцель в Германии были вершинами реализма XIX века. В их творчестве нашли свое наиболее яркое и сильное выражение достижения и завоевание реалистического метода.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
Цель работы……………………………………………………………….3
Биография…………………………………………………………………4
Из воспоминаний современников……………………………………… 8
Описание картин........................................................................................ 13
Заключение……………………………………………………………..…23
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

репин.docx

— 558.41 Кб (Скачать файл)

МАОУ гимназия №49 города Тюмени

 

 

 

Портретная галерея И.Е. Репина

наших великих соотечественников

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

                                         

 

Выполнила: Чайко Ольга

 ученица 9 «А» класса

                                                                                  Руководитель: Иванова О.П.

учитель искусства

 

 

 

                                              

                                               Тюмень 2013

                                                Содержание

 

 

  1. Введение……………………………………………………………………2
  2. Цель работы……………………………………………………………….3
  3. Биография…………………………………………………………………4                         
  4. Из воспоминаний современников……………………………………… 8
  5. Описание картин........................................................................................ 13
  6. Заключение……………………………………………………………..…23
  7. Список используемой литературы………………………………………24
  8. Приложение ……………………………………………………….…….25                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

                                                         

 

2

                                               Введение

И.Е. Репин является одним из величайших русских художников. Его творчество имеет мировое значение; оно стало ценным вкладом русского искусства в мировое художественное развитие. Курбе во Франции, Репин в России, Менцель в Германии были вершинами реализма XIX века. В их творчестве нашли свое наиболее яркое и сильное выражение достижения и завоевание реалистического метода.

 Для репинского искусства характерна, прежде всего, его тесная связь с жизнью и социальной злободневностью в частности. Все достижения Репина, как в области сюжетной живописи, так и в области портрета были результатом его глубокого интереса к жизни, стремления ответить на ее запросы, понять и оценить жизнь в ее различных проявлениях. Репинское искусство выпестовало связью с жизнью народа и свидетельствует, как живительны и плодотворны эти связи.

Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни. Репин не признавал «искусства для искусства». «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, - писал он, - делать из своих картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст».

 

 

 

 

 

 

 

 

3

                                               Цель работы

  1. Изучить биографию великого художника.
  2. Рассмотреть портреты наших соотечественников.
  3. Провести анализ портретов и понять их значение в искусстве.

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

                                              Биография.

Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом. Что, несомненно, поможет ему в дальнейшем.

Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд - провинциального иконописца - в Петербург, счастьем - сознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже.

Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Поступив в желанную Академию, он делает стремительные успехи: и уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа.

Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годы пребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. Отчасти так оно и было.

Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых - самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.

5

 Возглавляет ватагу  тройка «коренников»: в центре  бурлак Канин, лицом напоминавший  Репину античного философа, справа - бородач с несколько обезьяньей  пластикой, олицетворение первобытной  дремучей силы, справа - «Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим взглядом  уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым  прищуром, Канин являет собой  как бы серединный характер  между этими двумя противоположностями.

Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек», обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок.

Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе - таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков».

Широта интересов, отзывчивость таланта - основные свойства творческой натуры Репина. В одно и то же время он способен был работать  с различными вещами и в различной манере. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин…» Но не все это ценили.

В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. За какие-нибудь десять - двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Тема крестного хода - одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни.

В характеристиках привилегированной части толпы - мещан, купцов, кулаков и помещиков - отчетливы обличительные интонации, имеющие своим источником критическую тенденцию 1860 годов. На лицах - выражение притворного благочестия, сознание собственной значительности, важность.

Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ посвященных революционной теме. Именно эти замыслы имел в виду мастер, когда, собираясь переезжать из Москвы в Петербург, заявлял о своем

6

желании писать картины «из самой животрепещущей жизни».

В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92; тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В центре образов — борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Его неловкая поза, ожидание, застывшее в глазах, свидетельствующих о неуверенности, даже страхе: узнает ли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети? Репину удалось мастерски передать всю сложную гамму чувств, отраженных на лицах революционера и членов его семьи. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца), изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. А на лице мальчика - радостная улыбка, говорящая о том, что ребенок догадался, кто стоит перед ним.

 Репин написал свою  картину очень быстро, на одном  дыхании. Но затем дело остановилось: в течение нескольких лет он  переделывал голову революционера, стремясь добиться нужного выражения. По первоначальному замыслу его  герой должен был иметь мужественный  облик, но, в конце концов, художник  остановился на мысли, что гораздо  важнее показать муки и душевные  переживания человека, на много  лет оторванного от родного  дома и семьи.

Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»),1877. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных [«Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же; ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой.

Репин так же проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором — руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал

7

также частные уроки В. А. Серову.

Художник прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полной мере оценить исторический, общественный смысл его искусства.

Умер Репин в преклонном возрасте, в 1930 году, и вплоть до последних лет своих не выпускал из рук кисть.

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

8

                              Из воспоминаний современников.

«Репин потому-то и был величайшим портретистом-психологом, что умел восхищаться натурой не только как сочетанием таких-то линий и таких-то красок, а раньше всего как характером, который открывался ему во всей своей сути именно в этот краткий период влюбленности». «Уже, когда он был стариком, доктора запретили ему работать без отдыха и потребовали, чтобы хоть по воскресеньям он не брал в руки ни карандашей, ни кистей. Для него это было тяжко…» - из воспоминаний К. Чуковского.

«Умер большой русский человек, но сейчас трудно осознать эту потерю во всем ее объеме - настолько Репин принадлежит к прошлому, настолько он уже давно «выбыл из строя», пребывая последние годы, подобно старому воину, в стороне от людских боев и «призывов крикливых». И сегодня перед свежей могилой его мне не хочется говорить о значении Репина вообще, а хочется сказать, чем когда-то был Репин для нас. При этом я не могу не пожалеть, что теперешняя молодежь не имеет «своего Репина», что никто сейчас не занимает и подобия того места, какое Репин занимал в продолжение многих лет расцвета своего творчества» - из воспоминаний А. Н. Бенуа.

«Я рос в интеллигентной семье с либеральным оттенком. С великим интересом ожидалась всегда передвижная выставка; что-то она даст в этом году? К другой, академической, выставке отношение было иное: не было ни предвкушения ее, ни той любви.

 Конечно, я заражался  этим ожиданием от взрослых, но  и сам я шел туда, как в  какое-то необыкновенное и особенное  место, где настежь раскрывались  двери души, и то, что там было  видено, уже не забывалось.

И вот сейчас, так далеко от того времени и от тех мест, нельзя без благодарности не вспомнить давно минувших передвижных, про которые можно сказать, что это были тогда наши выставки, в которых мы жили, которых мы падали и верили которым беспредельно. Все имена художников были нам хорошо известны, как деревья своего собственного сада.

Информация о работе Портретная галерея И.Е. Репина наших великих соотечественников