Понятие художественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 15:30, реферат

Описание работы

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Содержание работы

1. Художественная культура как особая область культуры……………7
2. Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры……………………………………………………………………11
3. Внутреннее строение художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры…………………………..13
Список использованных источников…………………………………...18

Файлы: 1 файл

реферат МХК.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2.Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры

Культура охватывает формы организации  художественной жизни как систему  социальных институтов. В истории  культуры эта система складывалась постепенно.

Первоначально художественная культура не выделялась сколько-нибудь определённо из общего контекста культуры, поскольку художественная деятельность была растворена во всех процессах практической деятельности первобытных людей.Дальнейшее развитие культуры связано с процессами внутренней дифференциации её подсистем, в частности, с обособлением и самоопределением художественной культуры. Это влекло за собой всё более отчётливое выделение и институционализацию различных её блоков, поскольку лишь внутренняя организованность могла обеспечить художественной культуре возможность самоуправления, необходимого ей несмотря на воздействие извне со стороны экономики, государства, церкви, идеологических концепций.

Функциональная организация художественной культуры выражается во взаимодействии следующих её институтов:

1) художественного производства, создающего  произведения искусства как носителей  художественных ценностей;

2) художественного потребления,  организующего восприятия произведении  искусства;

3) художественной критики, обеспечивающей  самоуправления художественной культуры как процесс художественного общения людей в соответствии с требованиями, предъявляемыми кискусству каждым типом общества и культуры.

Художественное производство, так  или иначе организованное обеспечивает реальное осуществление потребности художника творить, ибо для этого нужны материальные условия - например, наличие издательств, типографий, выставок кинофабрик и т.д. Особой отраслью художественного производства является организация воспроизводства самих творцов художественных ценностей - система обучения и воспитания новых поколений художников, способы их приобщения к существующей культуре.

Художественное потребление - это  конкретно-историческая форма организации  восприятия публикой художественных творений, то есть самого процесса общения людей с произведениями искусства в театрах и кинотеатрах, концертных залах и музеях. Наличие в художественном производстве первичного и вторичного (исполнительского) творчества порождает два типа потребления художественных ценностей - индивидуальный и коллективный. Первый характерен для восприятия произведений литературы, станковых форм искусства, второй - для восприятия произведений, требующих исполнения (сценических, музыкальных, кинематографических), а также произведений архитектуры и связанного с ней монументально-декоративного изобразительного искусства.

Критика является важным элементом  художественной культуры, призванным решать две задачи:

1) связывать творцов искусства  с публикой, помогая ей понимать  содержание произведений и ощущать  их истинную ценность;

2) связывать художественную культуру  с другими сторонами духовной  жизни общества - политической, нравственной, религиозной, т.е. либо применяя  к искусству предъявляемые ему  обществом идеологические требования, либо, напротив, стремясь отгородить от них искусство, замкнуть его в рамки «искусства для искусства»

 

 

 

 

3.Внутреннее  строение художественной культуры. Искусство как центральное звено  художественной культуры

До сих существует множество  подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе  бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени  развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования - человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая таким образом природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия.

Каким же образом возможно органическое соединение в человеке природного и социального их взаимное отождествление? Возможность эта объясняется тем, что человек есть такое животное, бытие которого не спонтанно - активное, а деятельностное. Необходимо, чтобы накапливаемый человечеством опыт отделялся от самих людей, приобретал самостоятельное предметное существование, т.е. опредмечивался, что позволяло сохранять в объективированном, отторгнутом от самого человека - и поэтому не исчезающем с его смертью виде добываемые им знания, ценности и умения. Так рождается новая - четвертая - форма бытия - культура, человек же оказывается соответственно трехсторонним - био - социокультурным существом.

Таким образом, культура предстает  перед нами как деятельностный и  исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности

- качество сверхприродного, т.е.  такие, которые, опираясь на  данные ему от природы возможности,  формируются в ходе становления  человечества и воссоздаются  каждый раз вновь в биографии  каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека, не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в  поколения благодаря обучению, образованию  и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных, - в которых  опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека, ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования- формы орудий труда,научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вторичные способы деятельности, служащие уже не "опредмечиванию", а "распредмечиванию" тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытие культуры, т. е. их усвоению и присвоению людьми; в культурных предметах процесс их создания "угасает" для того, чтобы "зажечься" в новой деятельности извлекающей из них заключённое в них человеческое содержание;

д) вновь человек вторая роль которого в культуре выражается в том, что  благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой  и становится тем самым её творение;

е) силой, связывающей человека с человеком в культуре является общение людей, а затем и их общение с природными явлениями, вещами, произведениями искусства;

Культура имеет, следовательно, три  модальности:

человеческую, в которой она  предстает как культурный потенциал  человека (и человечество, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;

процессуально-деятельностную, в которой  культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;

предметную, в которой культура охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих “вторую природу” - создаваемые  человеком “миру” искусственных  объектов: “мир вещей”, “ мир идей”  и “ мир образов”.

В этой трехмерности культуры реально живет, функционирует и развивается как целостная система

Задачи современной культурологии, основанной на системно-диалектическом подходе к бытию, истории, культуре, состоит в том, чтобы преодолеть все эти односторонние модели мировой культуры и выработать такую ее историко- теоретическую модель, которая в согласии с богатством фактов и учитывая сущностные различия “ локальных цивилизаций” (западных и восточных, христианской и мусульманской и т.д.), выявило бы логику историко-культурного процесса, единого для человечества, при всем разнообразии конкретных форм, в которых он протекает.

Для достижения этой цели нужно исходить из того, что динамика культуры определяется взаимодействием внешних для  нее и внутренних сил. Внешними являются изменения природы и общества. Первые имеют эпизодический, но катастрофический характер на протяжении истории культуры - скажем, мировое оледенение, изменение климата в Африке, потоп, погубивший Атлантиду или гибель помпейской культуры в результате извержения вулкана и т.п. В целом же изменение в природе происходят столь медленно, что на динамике культуры они не сказываются. Другое дело - изменение общественных отношений, социальной структуры, хотя их темп намного отличается скорости преобразования культурных форм, последние испытывают прямые воздействия трансформации общественных структур, экономической и политической жизни.

Вместе с тем, непосредственной движущей силой истории культуры являются ее собственные внутренние силы. Поскольку культура - не простой конгломерат рядоположенных форм деятельности, не их механическая сумма, но целостная, системное образование, целостность ее обеспечивается связью всех составляющих культуры подсистем и элементов, т.е. структурной данной системы. Это значит, что изменение культуры как целого обуславливаются тем, как меняется и содержание разных ее подсистем, компонентов, и их соотношение, т.е. удельный, вес каждого в целостной жизни культуры.

Структурные изменения в истории  культуры выражаются, прежде всего, в  том, что меняется соотношение основных ее слоев - материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции каждого из них). Для историка культуры особенно важными являются функции художественной деятельности, поскольку искусство является самосознанием культуры, т.е. воссоздает содержание и строение каждого ее исторического типа и каждого регионального, национального, и социального и т.д. состояния. Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как главный источник изучения истории культуры, макромир которой отражается в микромире образов искусства. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство.

Художественная  деятельность - эта такой вид человеческой деятельности, который отличается органическим слиянием того, что во всех других видах деятельности- познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и общении- расчлено и специализировано. Она не знает разделения на материальную и духовную, ибо творчество художника духовно и материально одновременно; она не знает разделения на практическую и теоретическую, ибо является практически- духовной, образно воссоздающей жизненную реальность, т.е. "практикой в духе" и плоды её обращены потому к такому же целостно- духовному восприятию- созерцанию, переживанию, осмыслению, истолкованию, какое свойственно человеческому восприятию реальности, но при этом ясно создаётся то, что отличает «художественную реальность» как мир вымысла от подлинной жизни людей. С этой точки становится понятным, почему и в фологенезии, и в онтогенезе (т.е. в истории человечества и в биографии отдельного человека) способность к полноценной художественной деятельности формируются раньше, чем развитые формы дифференцированной деятельности: детству человека, как и “детству человечества” свойственна синкретичная (не расчлененная еще) целостность сознания и поведения.

Искусство как плод художественной деятельности тем самым запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, которой принадлежит и которую представляет - скажем, первобытную культуру, античную, средневековую, ренессансную и т.д., в особенности каждой из них, следовательно, представляет культуру не односторонне, а целостно. Иначе говоря, оно изоморфно культуре, т.е. имеет аналогичную структуру, ибо образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, с обществом и с человеком.

Список литературы:

1. Брюсов В. О искусстве. - М., 1975.

2. Викторов В.В. Культурология. - М.: Экзамен, 2002.

3. Культура и культурология:  Словарь / Под редакцией Кравченко  А.И. - М., 2003.

4. Коростелёв Ю.А. Культурология. - Хабаровск: Приамагробизнес, 2003.

5. Кравченко А.И. Культурология:  Учебное пособие. - М.: Академический проспект, 2003.

6. Петров М.К. История европейской  культуры традиции и её проблемы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.

                                                      


Информация о работе Понятие художественной культуры