Политико-правовые учения древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 18:42, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение политико-правовых учений Древней Индии.
Задачами работы ставится охарактеризовать общие особенности политико-правовых учений Древнего Востока, Индии в частности.
Будут охарактеризованы две характерные для Древней Индии крупнейшие религии, брахманизм и буддизм, каждая из которых в равной степени может быть расценена и как политико-правовое учение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……….3
Общая характеристика политико-правовых учениё Древнего Востока…...4
Государственно-правовые аспекты брахманизма………………….….....….6
Политико-правовые аспекты буддизма………………………………..……12
Брахманская наука политики…………………………………...….………..16
Заключение…………………………………………...………………………21
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Индия.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Представляет интерес  раздел под названием «Наблюдение в своей стране за партиями людей преданных и людей предательски настроенных». Здесь расписывается тотальная слежка и техника провокаций. Следить надо за всеми – и за главными должностными лицами, и за простыми горожанами и сельскими жителями. Шпионам рекомендуется внедряться в места массовых скоплений людей – в залы собраний и даже места священных омовений: «Пусть шпионы, переодетые отшельниками, бритыми или с заплетенной косой, узнают довольство и недовольство людей». Довольных царь чтит материальными дарами и знаками внимания, недовольных подвергает наказанию. Образ «идеального царя», явно тускнеет на фоне действий, которые предписываются царской властью шпионам.

Во внешней политике государства следует применять  шесть методов:

- мир, предполагающий заключение договора, связывающего враждующие стороны;

- войну, как причинение вреда противнику;

- выжидательное положение как пребывание в безразличном состоянии;

- наступление, т. е. принятие мер к нападению на противника;

- поиски союза с кем-то на стороне, с другим государством;

- двойственную политику, как использование то войны, то мира.

Не лишен интереса и такой рассматриваемый вопрос: идти на войну против более сильного, но несправедливого правителя или  идти против слабого, но такого, который  правит справедливо? Ответ, содержащийся в «Артхашастре» таков: следует идти против более сильного, но правящего несправедливо. Ибо если такой правитель подвергнется нападению, то его подданные не будут ему помогать; они помогут изгнать его или перейти на сторону его врага. Если же подвергнется нападению более слабый, но справедливый, то его подданные будут ему помогать, и неизвестно, чем закончится нападение15.

«Артхашастра» Каутильи представляет собой вершину развития древнеиндийской политико-правовой мысли. К числу достоинств трактата Каутильи следует отнести попытки создания теоретических моделей государства и эффективной политики на основе рационалистического мировоззрения.

Выделение пользы в качестве критерия политики было значительным шагом вперед на пути формирования светской доктрины политики и законодательства, хотя имморализм автора вряд ли заслуживает похвалы.

 

Значение истории Востока определяется во многом тем, что, несмотря на многочисленные проведенные исследования, общественная мысль народов Востока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере относится и к современному состоянию исследований по истории политических и правовых учений. Подавляющее большинство вопросов, связанных с формированием политико-правовой теории в государствах Древнего Востока, не получило однозначного решения и продолжает вызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь это неизбежно сказывается на понимании общих закономерностей развития политико-правовой идеологии, ее особенностей на различных этапах истории.

 

Заключение

 

В ходе работы рассмотрены две крупнейшие религии Древней Индии, раскрыто их содержание в качестве политико-правовых учений своего времени.

В рамках брахманского  учения о «семичленном царстве» видна попытка едва ли не впервые в истории создать обобщенный образ государства.

В правовом отношении  брахманизм проповедовал неравенство прав и обязанностей членов различных каст, в том числе и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания.

Буддизм к теории государства  подходит более рационально, нежели брахманизм. Для брахманизма характерна идея божественного одобрения создания государства. В буддизме идея выборов проводиться здесь с полной последовательностью, без всякого божественного вмешательства. Подчеркивается мысль, что государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю, а не из-за нарушений дхармы.

Первоначально социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя.

Обе указанные религии  на тысячелетия определили развитие политико-правовой мысли многих государств Древнего Востока.

 

 

 

Список литературы:

  1. Артхашастра или Наука о политике. Текст. / Кальянов В.И. – М., 1993. – 793 с.
  2. История политических и правовых учений: учебник / Ю. Я. Баскин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высшее образование, 2008. - 917 с
  3. История политических учений. Вып. 1 / Азаркин Н.Н., Левченко В.Н.,  Мартышин О.В.; Под общ. ред.: Мартышин О.В. – М.: Юрист, 1994. – 139 c.
  4. История государственно-правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Спарк, 2006. – 672 c.
  5. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В. С. Нерсесянца. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 944 с.  
  6. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало», 2006. – 568 с. – (Серия «Классический университетский учебник»)
  7. История политических и правовых учений Древний Восток. Академический курс. / Ударцев С.Ф. – СПб. : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. – 664с.
  8. Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф.  История политических и правовых учений: Курс лекций. – X.: ООО «Одиссей», 2002. – 448 с.
  9. Ригведа. / Под. ред. Т.Я. Елизаренковой. – М.: Наука, 1989. – 768 с.
  10. Эльманович С.Д., Ильин Г.И. Манавадхармашастра (Законы Ману). – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 496 с. (Серия «Антология мудрости»).

1 История политических и правовых учений. / под ред. О. Э. Лейста, С. 13.

2 История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца, С. 25

3 Ригведа. / под. ред. Т.Я. Елизаренковой, С. 14-17.

4 История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца, С. 25.

5 История политических и правовых учений. / под ред. О. Э. Лейста, С. 16.

6 Эльманович С.Д., Ильин Г.И. Манавадхармашастра (Законы Ману), С. 32-33.

7 Эльманович С.Д., Ильин Г.И. Манавадхармашастра (Законы Ману), С. 230.

8 Эльманович С.Д., Ильин Г.И. Манавадхармашастра (Законы Ману), С. 231-232.

9 История политических и правовых учений Древний Восток. Ударцев С.Ф., С. 39.

10 История политических учений. Вып. 1. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н.,  Мартышин О.В. С. 22.

11 История политических и правовых учений. / под ред. О. Э. Лейста, С. 18.

12 История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца, С. 27.

13 История политических и правовых учений. / под ред. О. Э. Лейста, С. 18-19.

14 Артхашастра или Наука о политике. .Кальянов В.И. С. 36-37.

15 Артхашастра или Наука о политике. .Кальянов В.И. С. 31-37, 284-299.

 


Информация о работе Политико-правовые учения древней Индии