Отчет по музейной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:48, отчет по практике

Описание работы

Музейное дело в России прошло те же этапы развития, что и в Европе, и также начиналось с частного собирательства и коллекционирования. Как и в других христианских странах в средневековой Руси религиозные, генеалогические, художественные и прочие ценности хранились в княжеских резиденциях, храмах, монастырях.

Файлы: 1 файл

отчет по музейной практике.docx

— 313.58 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

    1. Музейное дело в России

 

Музейное дело в России прошло те же этапы развития, что  и в Европе, и также начиналось с частного собирательства и коллекционирования. Как и в других христианских странах  в средневековой Руси религиозные, генеалогические, художественные и  прочие ценности хранились в княжеских  резиденциях, храмах, монастырях. Здесь  велись летописи, писались и переписывались книги, располагались мастерские цветной  миниатюры, иконописи, серебряных дел. Княжеские династии и боярские роды жертвовали церкви ценности преимущественно  культового характера. Уже в XV в. в  Троице-Сергиевой лавре под Москвой (ныне г. Сергиев Посад) находились богатейшие собрания икон, церковной утвари, художественного  шитья и т.д. Это собирательство не носило систематического характера  и ставило иные задачи, чем современное  музейное коллекционирование.

 

На рубеже XIV–XV вв. политическим центром русских земель становится Москва. Наблюдается подъем культуры, развивается городская жизнь, искусство  и художественные промыслы. Эти процессы, возможно, и не выглядят столь революционными, как европейское Возрождение, но они сродни ему: на фоне обретения  независимости от Орды шел процесс  формирования национального самосознания, сопровождавшийся расцветом культуры. Желание подтвердить свой высокий  статус заставляло великокняжескую, а  затем и царскую власть покровительствовать  искусствам и ремеслам.

 

В 1488 г. появилась Большая  казна, где была и сокровищница великих  князей и царей. В рамках этого  учреждения выделяются хранилища различных  ценностей. В 1494 г. в Москве по инициативе Ивана III возводится здание Оружейной  палаты. Поначалу в Оружейной палате хранили и ремонтировали парадные княжеские доспехи, холодное и огнестрельное  оружие. Уже тогда здесь трудились  замечательные мастера: оружейники, чеканщики, граверы, мастера по изготовлению эмали, филиграни, приглашавшийся не только из Москвы и ее окрестностей, но и из Новгорода, Пскова, Владимира, а также приглашались иностранцы. Но очень скоро количество мастерских начинает расти, а задачи Оружейной палаты – усложняться. В XVII в. в ней писали иконы, расписывали знамена, украшали книги, были здесь мастерские художественного шитья, ювелирные и т.д. Многие мастера Оружейной палаты получали при жизни большую известность (так, живописный цех в XVII в. около 20 лет возглавлял Симон Ушаков). Иногда эти коллекции демонстрировались почетным гостям, в основном из посольских миссий. В начале XVIII в. большая часть мастеров палаты будет переведена в Петербург, ее производственное значение сойдет на нет.

Появление музеев (в современном  понимании этого слова) связано  с эпохой Петра I. Царствование Петра (1682–1725 гг.; род. в 1672) было временем непрерывных реформ, осуществляемых во всех сферах государственной и общественной жизни. Одна из отличительных черт этого времени – стремительная европеизация. Россия выходит на европейскую арену, стремится закрепить за собой статус супердержавы, завязывает прочные торговые, дипломатические, династические и культурные связи со странами Европы. Немаловажную роль в этом играют и процессы культурные, стремление создать у себя те институты, которые указывают на просвещенный и вполне европейский статус России. Вторая особенность происходящих перемен – резкое ускорение процессов секуляризации культуры. Уже XVII в. отмечен становлением светской, рациональной культуры, но реформы Петра делают этот процесс генеральным. Третья особенность новой культуры – ее индивидуализм, что предполагало развитие личных качеств и талантов, а это нельзя сделать без просвещения. Отмеченные черты новой культуры положили начало формированию музейной потребности, привели к появлению музея как социального института, несущего просвещение.

Первый русский музей  имел ряд особенностей, отличавших его от многих европейских собратьев. Он был действительно публичным: пускали «всякого желающего». Вход был бесплатным, более того, поначалу посетителей еще и кормили, на что из казны выделялось 400 руб. в  год. При создании Академии наук в 1724 г. Кунсткамера вошла в ее состав. В музее, кроме выставочных залов, были библиотека, обсерватория, лаборатории, позже появились «избы» для просушки, реставрации и изготовления чучел, манекенов. Преемники Петра традиционно пополняли коллекцию, не брезговали и лично посетить музей. В 1741 г. создается первый каталог музейных коллекций. В кон. 1747 г. в музее вспыхнул пожар, нанесший коллекциям большой урон. Уцелевшее было перенесено в дом Демидова. Императрица Елизавета выделила средства на восстановление музейного здания и пополнение пострадавших коллекций. В 1766 г. Кунсткамера была переведена во вновь отстроенное здание. В 1836 г. Кунсткамеру разделили на 7 музеев. В 1879 г. Кунсткамере пришлось потесниться: в ее здании открылся еще один музей: антропологии и этнографии. Еще одно «уплотнение» Кунсткамера пережила в ХХ в.: с 1949 г. здесь работает Музей им. М.В. Ломоносова.

 

Среди музеев, созданных  или задуманных в петровское время, – Модель-камера (прообраз будущего Морского музея), собрание оружия Петербургского арсенала, на базе которого в XIX в. будет  создан Артиллерийский военно-исторический музей; цейхгауз Московского Кремля, где Петр был намерен создать  Музей военных трофеев. В отличие  от Кунсткамеры, это были закрытые собрания, предназначенные для практических целей, а не для публичных осмотров.

 

Уделял Петр внимание и  старым собраниям. Так, в 1720 г. было учтено все имущество кремлевских хранилищ, составлены инвентарные описи. В 1727 г. Оружейная и Мастерская палаты, Казенный приказ, Конюшенная казна  объединились в одно учреждение «Мастерскую  и Оружейную палату». Преемники  Петра не могли предотвратить  утрату коллекций этого учреждения, чаще всего связанную с пожарами и вынужденными переездами. В 1755 г. директор Московского университета А.М. Аргамаков  подготавливает проект устройства Оружейной  палаты, который должен был положить начало ее реорганизации в музей. План предусматривал, кроме прочего, постройку специального здания, но его осуществление затянулось до XIX в.

 

Самое крупное собрание, появившееся во 2-й половине XVIII в. – Эрмитаж. Идея его принадлежала Екатерине II, желавшей создать коллекцию  из лучших образцов западноевропейской живописи.

 

 

    1. Виды и социальные функции музеев

 

Понятие музейная коммуникация ввел в научный оборот в 1968 г. канадский  музеолог Д.Ф. Камерон. Согласно его трактовке, музейная коммуникация – это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи. В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а, с другой – способность посетителя понимать «язык вещей».

 

По мнению Д.Ф. Камерона, в  создании музейной экспозиции должны принимать участие художники (дизайнеры), которые профессионально владеют  языком визуально-пространственной коммуникации. Экскурсоводам следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказывания» в вербальную форму, а обучать «языку вещей» тех посетителей, которые этим языком не владеют

Работы Д.Ф. Камерона, вызвав в среде музейных профессионалов не только признание, но и критические  отклики, тем не менее стали одним из поворотных пунктов в развитии музееведческой теории. До начала 1960-х гг. сохранялось определенное отчуждение музеев от общества. Научные исследования предшествующих десятилетий были направлены главным образом на изучение коллекций, вопросы же взаимодействия с аудиторией оставались вне поля зрения музейных специалистов.

 

Постепенно в музееведении сформировался новый коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривался в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода. Обозначились и разные структурные модели музейной коммуникации.

 

Одна из наиболее распространенных моделей состоит в том, что  посетитель общается с сотрудником  музея с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом  или средством этого общения. В рамках другой модели посетитель общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом самоценное значение. Цель этого общения  – не получение знаний, а эстетическое восприятие, которое не должно подавляться информацией искусствоведческого характера. Такая форма коммуникации в большей степени характерна для художественных музеев, которые вместо сообщения искусствоведческих знаний создают для музейной аудитории условия для эстетических переживаний и учат эстетическому восприятию экспоната как особому искусству.

 

Принципиально новым в  контексте теории музейной коммуникации стал подход немецкого музееведа  Ю. Ромедера. Согласно его концепции, музейный предмет не должен рассматриваться как самоценный, потому что он всегда является лишь «знаком некоторого общественно-исторического содержания» и позволяет общаться с иной культурой, и главное в ней – преодоление культурно-исторической дистанции. При этом сотрудник музея выступает в роли посредника в общении между двумя культурами.

 

Восприятие экспозиции в  значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, а также от способности сотрудника музея донести информацию о экспозиции до посетителя.

 

 

 

    1.  Крупнейшие музеи мира

 

 

 Собор Святого Павла и Музей Ватикана.

Музей Ватикана – самый  большой музей мира. 1400 залов, 50000 объектов, и чтобы обойти все представленный экспонаты надо пройти 7 км. Конечно же все посетители первым делом стремятся попасть в Сикстинскую капеллу – истинную жемчужину музея Ватикана. И в своем стремлении немедено попасть в Сикстинскую капеллу туристы без оглядки пробегают мимо настоящих шедевров, которые бы мог гордиться любой музей мира. Поэтому когда вы будете идти по указателям «Сикстинская капелла» в Музее Ватикана, притормозите свой бег и удивитесь красотами, представленными в других залах:

 

Зал с картами Италии –  детально прорисованные карты разных частей Италии – невероятно увлекательный  павилион, в котором можно провести часы разглядывая детали морей, гор и городов.

Зал русской иконописи  в Музее Ватикана

 

Фрески Рафаэля - настоящие  шедевры для всякого любителя живописи эпохи Возрождения.

Залы современного религиозного искусства. И не просто картины –  а творения настоящих мастеров. Парадокс этих залов заключается в том, что в любом другом музее именно в этих залах толпились бы туристы. Потому что в залах современного религиозного искусства представлены картины ... Сальвадора Дали , Фернанадо Ботеро, Марка Шагала, Поля Гогена... Посвятите некоторое время этим залам, и вы найдете там много интересного.

 

Стенд с флагом Ватикана, который американский космические корабль Аполон 11 возил на Луну. Подумать только на саму Луну!

Этот флаг Ватикана побывал на Луне!

 

Зал с коллекцией православных икон. Знание русского языка поможет  вам прочитать древние славянские надписи - то, чего лишены остальные  посетители музея Ватикана.

 

Одним словом, музей Ватикана – это не только одна Сикстинская  капелла.

 

Музей Прадо – один из крупнейших художественных музеев мира (наряду с Лувром). В нем хранятся произведения искусства европейских художников 12 – 19 веков. Главная особенность музея – самое большое в мире собрание испанской живописи. Кроме того, музей славится ценными коллекциями живописи фламандской и итальянской художественных школ.

 

Создание нового публичного музея было начато в 1775 году, тогда  Карл III поручил архитектору Хуану  де Вильянуэва создать проект здания для музея. Для него было отведено место в парке Прадо, благодаря которому музей и получил свое имя. Строительство продолжилось более 20 лет. В 1814 году король Фердинанд VII издал указ об учреждении музея. Официальное открытие музея состоялось 19 ноября 1819 года, первоначально его коллекция насчитывала всего лишь 319 полотен. В 1827 году музею была передана коллекция картин Академии Сан Фернандо, принадлежавшие когда-то Карлу V, Филиппу II и Филиппу IV. В 1871 году в Прадо были переданы на хранение произведения искусства, конфискованные ранее у монастырей и церковных заведений. В августе 1936 года из-за начала гражданской войны музей был вынужден закрыться, его ценности были вывезены в Швейцарию. Музей вновь открылся в 1939 году, позднее все ценности были вновь возвращены в Испанию и сейчас экспонируются. В настоящее время музей Прадо имеет одну из крупнейших художественных коллекций в мире – около 6000 картин. Кроме того, в музее хранится около 400 скульптур и множество произведений ювелирного искусства.

 

Испанская живопись

 

Основу коллекции Прадо  составляют произведения великих испанских  художников: Эль Греко, Веласкеса  и Гойи.

 

Существенная часть великих  произведений Эль Греко (1541 – 1614) находится  в Толедо, в городе, где он прожил большую часть своей жизни. Однако, в Прадо также представлено множество его полотен, среди которых «Троица» (1577), «Благовещение» (1577-1580), «Распятие с Богоматерью, Иоанном и Марией Магдалиной» (ок.1590), «Крещение Христа» (1596 - 1600), «Воскресение Христово» (1584 – 1594) и др.

 

Среди известных картин Диего  Веласкеса (1599 – 1660), хранящийся в музее: «Триумф Вакха или Пьяницы» (1629), «Конный портрет Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса» (1632-1633), «Портрет Филиппа IV в охотничьей одежде» (1632 - 1633), «Изабелла Бурбон на коне» (1635 - 1636), «Святой Антоний и апостол Павел» (1635 – 1636) и др.

Информация о работе Отчет по музейной практике