Особенности развития византийской иконописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:54, реферат

Описание работы

Византия - родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет - часть погребального восточного культа.

Файлы: 1 файл

особенности развития византийской иконописи.docx

— 16.93 Кб (Скачать файл)

Византия - родина иконописи. Корни изобразительных  приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой  заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в  фаюмском портрете, от которого иконописные  образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой  фон. Фаюмский портрет - часть погребального  восточного культа. Изображаемый как  бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в  технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало  портрету телесную теплоту.  
 
Задачи иконописи - воплощение божества в телесном образе. Само слово "икона" означает по-гречески "образ", "изображение". Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это "мост" между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реалько жившими людьми, имевшими земные черты.  
 
Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическим каноном. Каноничность, как и ряд других характеристик византийской культуры, была теснейшим образом связана с системой миропонимания византийцев. Лежащие в ее основе идея образа, знака сущности и принцип иерархичности требовали постоянного созерцательного углубления в одни и те же феномены (образы, знаки, тексты и т п.). что привело к организации культуры по стереотипному принципу, Канон изобразительного искусства наиболее полно отражает эстетическую сущность византийской культуры. Иконографический канон, в широком смысле включавший в себя хамов пропорций и цветовой канон, выполнял рад важнейших функций. Прежде всего он нес информацию утилитарного, историко-повествовательного плана, т.е. брал на себя всю нагрузку описательного религиозного текста. Иконографическая схема в этом плане практически была тождественна буквальному значению текста. Канон был зафиксирован и в специальных описаниях внешнего вида святого, физиогномические указания Должны были выполняться неукоснительно.

Важнейшая роль в иконе отводилась лику, который  писался многослойно с постепенным  высветлением, что создавало ощущение его внутреннего сияния. Лик выстраивался строго определенным образом: большой  лоб, вычерченные дуги бровей, огромные, широко раскрытые глаза, тонкая, чуть загнутая линия носа и маленький  бесплотный рот. Аскетическим, предельно  обобщенным ликам византийских икон присуща особая одухотворенность. Чтобы  добиться ощущения сверхреальности  образа, в иконописи стала применяться  обратная перспектива, имеющая точку  схода не в изображенном пространстве, а в пространстве зрителя, благодаря  чему взгляд не затягивается в глубь  картины, а останавливается на изображенных объектах. Если в 11-12 вв. иконы были, как правило, небольших размеров, то в 14 веке их масштабы выросли, они  стали занимать все больше места  в пространстве храма, составляя  величественные иконостасы.

Существует христианская символика цвета, основы которой  разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра" означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой - цвет неба, чистоты. Красный - божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это - цвет царственности. Зеленый - цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый - обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный - это сокровенные тайны Бога. Христос неизненно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще - гиматии, а Богоматерь - в темно-синем хитоне и вишневом покрывале - мафории. К канонам изображемия относится и обратная перспектива, имеющая точки схода не позади, внутри изображения, а в глазу человека, т. е. перед изображением. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется, как бы "разворачивается" на зрителя. Изображение "движется" к человеку, а не от него. Иконопись максимально информативна, она воспроизводит целостный мир.  
 
Архитектурная структуре иконы и технология иконописи складывалась в русле представлений о ее назначении: нести священный образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом - грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник - центральное изображение и ковчег - узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.  
 
В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря. Только в IV-VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточнохристнанского искусства,

Иконография Христа

В иконографии  Христос называется Спасом. Первым по времени и значимости изображением является "Спас Нерукотворный" - икона-убрус, имеющая квадратную или прямоугольную  форму, на белом или золотом фоне. По преданию, это отпечаток лица Христа на полотенце. Йа втором месте  по значимости и выразительности  находится изображение "Спас в  силах", представляющее Сидящего на едва намеченном престоле Христа в  ярких красных или охряных  с золотом одеждах. Фигура Христа вписана в алый ромб, который вписан в синий овал. Овал вписан в алый квадрат с расходящимися от него золотыми лучами. От Спаса тоже идут золотые лучи. Сюжет "Спас на престоле" представляет собой упрощенный предыдущий, но без геометрических фигур. Такая  икона висела когда-то на Спасской башне  Московского Кремля. Существуют еще  сюжеты "Спас огрудный", "Спас оплечный", "Спас оглавный", "Спас поясной", "Спас Еммануил" (изображение Христа в юном возрасте, без бороды и  усов). Помимо этого известно много  иконописных изображений Христа в различных обстоятельствах  своего бытия.

Иконография Богоматери

Изображение Богоматери почитаемо во всем христианском мире. Существует несколько основных типов  композиции:  
 
1.Богоматерь Оранта (молящаяся). Это изображение в рост, с разведенными в стороны и воздетыми в молитве руками.  
 
2.Богоматерь "Великая Панагия" - "Всесвятая" - изображение Марии, на груди у которой в складках мафория изображен Спас Еммануил.  
 
3.Богоматерь "Умиление" ("Елеуса"), милующая Богоматерь - поясное изображение Марии, держащий на руках младенца Иисуса, припавшего к ее щеке.  
 
4.Богоматерь "Одигитрия" - поясное изображение Богоматери с младенцем, прямо смотрящий перед собой.  
 
5."Покров Божьей Матери" - изображение Богородицы с покровом (покрывалом), который она распростирает надо всеми.  
 
Существуют еще много сложных иконографических сюжетов Богоматери, наиболее известные из которых - "Всех скорбящих радости", "Нечаянные радости", "Неупиваемая чаша" и др.  
 
Иконография святых, ангелов, евангелистов, пророков, апостолов, "праздничные" сюжеты (главных христианских праздников) складывалась после V в. При этом художественная практика была тесно связана с философско-религиозной атмосферой. В целом в иконографическом каноне византийского искусства на протяжении его исторического развития закреплялись основные элементы, структурные закономерности и своеобразные приемы византийского художественного мышления, на многие века ставшие основой творческого метода в странах православного круга.  


Информация о работе Особенности развития византийской иконописи