Особенности народной хореографии балканских стран: Болгария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Выше сказанное определило цель нашей работы: выявление особенностей народной хореографии балканских стран, в частности болгарского народного танца и практику его изучения.
В соответствии с целью исследования выдвигаем следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития народной хореографии балканских стран;
2. Рассмотреть историю болгарского народного танца;
3. Выявить характерные особенности болгарского народного танца;
4. Рассмотреть болгарский народный танец на профессиональной сцене.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические основы народной хореографии балканских стран.............5
1.1 История развития народной хореографии балканских стран.........5
1.2 История болгарского народного танца.............................................13
2. Практика изучения болгарского народного танца.......................................18
2.1 Характерные особенности болгарского народного танца..............18
2.2 Болгарский народный танец на профессиональной сцене.............24
Заключение..........................................................................................................26
Список литературы.............................................................................................29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение...............................................................................................................3

1. Теоретические основы  народной хореографии балканских  стран.............5

    1. История развития народной хореографии балканских стран.........5
    2. История болгарского народного танца.............................................13

2. Практика изучения  болгарского народного танца.......................................18

2.1 Характерные особенности  болгарского народного танца..............18

2.2 Болгарский народный танец  на профессиональной сцене.............24

Заключение..........................................................................................................26

Список литературы.............................................................................................29

 

Введение

 

В настоящее  время хореографическое искусство  охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое, и  самодеятельное. Танцевальное искусство  присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане  народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края.

В последнее  время растут всевозможные танцевальные школы и студии. Каждый руководитель такой студии стремится во что бы то ни стало заявить о себе и о своем «направлении» чем-то особенным, необычным, чтобы привлечь как можно больше учащихся, и разнообразить танцевальный репертуар, тем самым повысить хореографическую культуру, поэтому это может быть полезно хореографам. Как известно самым богатым источником вдохновения и разнообразия является хореография народов, так не могут оставить равнодушным и завораживают своей яркостью, выразительностью, пронизанные тёплым солнцем юга, сладким ароматом незабываемых садов и уникальных розовых плантаций народные танцы стран балканского полуострова, в частности болгарские народные танцы.

Мы предположили, что изучение особенностей и форм народной хореографии балканских стран, а именно болгарского народного танца будет способствовать повышению хореографический культуры и разнообразит репертуар любого хореографического коллектива.

Выше сказанное  определило цель нашей работы: выявление  особенностей народной хореографии балканских стран, в частности болгарского народного танца и практику его изучения.

Объект исследования — народная хореография балканских стран.

Предмет исследования — болгарский народный танец.

В соответствии с целью  исследования выдвигаем следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю развития народной хореографии балканских стран;
  2. Рассмотреть историю болгарского народного танца;
  3. Выявить характерные особенности болгарского народного танца;
  4. Рассмотреть болгарский народный танец на профессиональной сцене.

Теоретической основой нашего исследования явились  труды  Уральской В.И. [10,13] , Устиновой Т.Н. [14,15], Ткаченко Т. [9]  о народном танце. О жанровом многообразии пишут Захаров Р.Б. [4]., Моисеев И.А. [6] и др. Так же публикации Голейзовского К.Я. [3], Иноземцевой Г.В. [5], Mоисеева И.А. [6], , деятельность которых была неразрывно связана с исследованием народного творчества. О болгарском танце: Георги Арбашев [1] и др.

Данная работа содержит тридцать страниц, и состоит  из двух глав, которые в свою очередь разделяются на два параграфа.

 

      1. Теоретические основы народной хореографии балканских стран

 

1.1 История  развития народной хореографии  балканских стран

 

Танец - это  яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Танцевальный  образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

Танец в специфической  художественной форме выражает и  раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества народа. В древности танец имел религиозно - магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года. 

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Кроме того, танец  демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.

Танцевальные  па (фр. pas - «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека - ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются:

· ритм - относительно быстрое или относительно медленное  повторение и варьирование основных движений;

· рисунок - сочетание  движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений;

· техника - степень  владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

Изучение  народного танцевального творчества надо начинать с постижения того, что  глубоко свойственно народу, в  чем он существеннее всего воплощает образ своей жизни, свои чувства, способ мышления, отношение к труду, к природе и т.д.

Народный  танец, который дошел до нас, волнует  и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочный и жизнерадостный, тесно связанный с народным творчеством в целом, свободный от жестких норм и канонов, он являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей.

Народный танец имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где он формировался и развивался.

Народный  танец прошел сложный путь творческого  развития: каждая историческая эпоха  находила свое отображение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателей и исполнителей.

Каковы же основные черты народного танца?

Назовем, прежде всего, главную - содержательность танца  в самом широком смысле слова.

Другой существенной чертой народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце. [11, c. 123-126]

Народ в танце  все делает осмысленно и все связывает с жизнью.

Яркой чертой народного танца является выразительность. Человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим  настроением, внутренним состоянием и  отношением. Танцующий всегда наполнен, образно, эмоционально, живо он раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести.

Таким образом, отражая жизнь в танце, народ  делает широкие обобщения, создает  типические собирательные образы и  преподносит их в опоэтизированной художественной форме. Он чувствует  специфику танцевального искусства, понимает, что нельзя обычными средствами передать в танце частный случай, показать отдельный бытовой факт: танец сейчас же исчезнет как произведение искусства и превратится в натуралистическую имитацию жизни.

 

На культуру и в частности хореографию народа непосредственно влияют климатические условия, природа, особенности местности.

Балканский  полуостров расположен на юго-востоке  Европы. Площадь — около 505 тыс. км 2. Омывается Средиземным, Адриатическим, Ионическим, Мраморным, Эгейским и Чёрным морями с юго-запада, юга и юго-востока.

На Балканском полуострове частично или полностью  расположены:

Республика  Болгария, Болга́рия — государство  в Юго-Восточной Европе, в восточной  части Балканского полуострова. анцы Болгарии - очень любимый и самый распространённый вид народного творчества страны. Неповторимый темперамент, изумительный вкус, потрясающая изобретательность народа выражена в обрядовых, трудовых, карнавальных, календарно-праздничных танцах Болгарии.

Босния и  Герцеговина, Республика Босния и Герцеговина  — государство в центральной части Балканского полуострова. Состоит из автономных административных единиц Федерации Боснии и Герцеговины, Республики Сербской и округа Брчко.

Румыния  —  государство на юго-востоке Европы, согласно Конституции демократическая республика. Румынская музыка отличается огневым темпераментом и вместе с тем напевностью, мелодичностью. Румынские музыканты, народные оркестры всегда покоряли слушателей виртуозностью, задушевностью и темпераментом  исполнения. Именно музыка дает импульс  танцу, призывает к нему.

Румынские танцы  подразделяются на женские массовые, мужские массовые и парно-массовые. Женские танцы достаточно техничны, хотя менее сложны, чем мужские. Прежде женских танцев было сравнительно немного. В настоящее время их значительно больше, они стали сложнее по движениям и разнообразнее по композиции.

Сербия  —  не имеющее выхода к морю государство  в юго-восточной Европе, в центральной  части Балканского полуострова. Танец - важная часть сербской культуры. Традиционные танцы часто имеют место во время религиозных церемоний, Рождества и Истера. Самые известные народные танцы Сербии выполнены в кругу. Kolo - самый популярный сербский народный танец. Различные варианты выполнены в различных областях страны. В kolo несколько дюжин танцоров держат руки и стенд в кругу. Выше талии есть едва любое движение, и танцоры делают три шага вперед и один шаг назад. В середине танцуют солисты. Этот танец требует большого умения, и различные типы изменяются так, который даже испытал танцоров, не может справиться с ними всеми. Танцоры Cacak также танцуют в кругу, и они достают пояс человека, самого близкого им в линии. Мужчины выполняют энергичные, пламенные шаги, в то время как женские движения более нежны. Leskovacka Cetvorka отличается от других двух в том, мужчины и женщины танцуют отдельно. Мужчины хватают друг друга за плечи и делают большие широкие движения, в то время как женщины делают небольшие шаги и двигают их бедрами.

Республика  Словения  — предальпийское государство на юге Центральной Европы. В нар. песнях и танцах есть общие черты с нем.-австр. и венг. нар. музыкой. Нар. С. м. разнообразна по жанрам; сохранились разл. обрядовые песни, в т.ч. связанные с языческими праздниками (коледы), историч. песни, бытуют также героико-эпич. песни, импровизированные плачи и причитания (т.н. нарокованье), шуточные, детские и воен. песни; оригинальны нар. баллады и муж. любовные песни, отличающиеся строгостью лирич. Высказывания.

Республика  Хорватия  — государство на западе Балканского полуострова, бывшая Союзная республика в составе Югославии.

Греция. Почти  каждый танец может многое рассказать. Танцы считались одной из самой  высокой форм искусства. Платон согласился со своим наставником Сократом, что  каждый образованный человек должен знать, как танцевать грациозно ,под которыми он понимал мужественные упражнения, которые держали тело сильным и гибким и готовым исполнить свой долг на поле боя.Пиррова, или танец оружия , взятый с Крита и совершенствующийся в Спарте, был идеальным.Танец, из всех искусств, является наиболее влияющим на душу. Танцы божественны по своей природе и является даром богов.

Информация о работе Особенности народной хореографии балканских стран: Болгария