Особенности коллективного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 21:41, реферат

Описание работы

Коллективное творчество на уровне организации происходит в процессе участия сотрудников в работе специальных органов - производственных советов, консультативных комитетов, «рабочих директоратов» - в основном по вопросам организации и регламентации труда, вознаграждении, продолжительности рабочего времени, отпусков. Они также привлекаются к консультациям по научно-техническим вопросам и выработке политики занятости.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Национальный исследовательский университет «МЭИ»  

 

 

Кафедра ЭС

 

 

 

 

 

 

 

Особенности коллективного творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Николаев М.С.

группа

Э-02-09

Преподаватель

Домнина В.В.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 
1. Предпосылки коллективного творчества

 

Коллективное творчество на уровне организации происходит в процессе участия сотрудников в работе специальных органов - производственных советов, консультативных комитетов, «рабочих директоратов» - в основном по вопросам организации и регламентации труда, вознаграждении, продолжительности рабочего времени, отпусков. Они также привлекаются к консультациям по научно-техническим вопросам и выработке политики занятости.

Целесообразность коллективного творчества основывается на синергетическом эффекте, порождаемом совместной деятельностью. Психологи установили, что работа в присутствии других повышает продуктивность у 40% людей, снижает у 25%, а у остальных не изменяет, т.е. в целом положительно влияет на результаты.

Великий русский естествоиспытатель В.М. Бехтерев в своих трудах пришел к следующим выводам:

 

  1. Наблюдательность отдельных лиц в группе возрастает как в количественном, так и в качественном отношении.
  2. Коллективное решение по своему характеру является компромиссным между индивидуальными, отбрасывая их крайности.
  3. В критике индивидуальных ошибок группа, несомненно имеет преимущество перед индивидами.
  4. Группа превосходит индивидов в наблюдательности, объеме и прочности запоминания материала, исправлении индивидуальных ошибок.
  5. Группа предлагает решения, которые, как правило, более верны с нравственной точки зрения.
  6. Групповое решение способно оказать влияние на индивидуальное, обогащая и совершенствуя его.
  7. Отдельные особо одаренные личности в индивидуальном творчестве могут превосходить группу.
  8. В целом от совместной работы с другими людьми человек, несомненно, выигрывает.

 

Бехтерев считал, что лучшие результаты достигаются путем совместного труда. Современные специалисты полагают, что превосходство групповых решений над индивидуальными,  обусловлено наличием у группы большей информации, значительного творческого потенциала, разумным риском, применением более эффективной тактики выдвижения идей, активизацией каждого в рамках дискуссии, возможностью быстрого корректирования ошибок, социальной поддержкой, облегчающей мышление, духом соревнования. Причем, чем выше уровень развития группы, тем эти преимущества значительнее.

В то же время при творческих задачах, требующих нестандартного подхода, строгой логичности мышления, групповое решение может оказаться хуже отдельно взятых индивидуальных, ибо здесь теряются многие оригинальные идеи, дополнительная разработка которых многое бы дала. Поэтому на практике нужно разумно сочетать ту и другую формы.

 

 

 

Коллективное творчество наиболее эффективно в том случае, когда необходимо найти решение сложной многоаспектной задачи на основе совместных знаний и опыта специалистов разных отраслей деятельности. Оно позволяет принять участие в решении проблем, особенно спорных, всем заинтересованным лицам, прежде всего будущим исполнителям, в том числе рядовым, что повышает их заинтересованность в дальнейшей работе, помогает расширять свои знания и повышать квалификацию.

 

В рамках коллективного творчества становится возможным объединить усилия тех работников, для кого проблемы не являются «своими» и они не желают брать на себя полностью ответственность за них, хотя и готовы разделить ее с другими.

 

Наконец, коллективное творчество, предполагающее объединение специалистов различных структурных подразделений, позволяет укреплять внутренние взаимосвязи в организации, улучшить обмен информацией.

 

В результате быстрее и квалифицированнее решаются сложные и противоречивые проблемы, и одновременно снижается вероятность ошибок; принятому решению обеспечивается широкая поддержка и более активное исполнение; укрепляется моральный дух работников и их преданность организации.

 

В то же время в ряде случаев коллективное творчество себя не оправдывает. Прежде всего, это имеет место тогда, когда проблема, которую необходимо решить, является частью должностных обязанностей руководителя или специально предназначенных для этого работников, и они должны работать над ней самостоятельно. Нет смысла в коллективном управлении, если решение уже принято руководителем, и он считает это решение единственно верным.

Нецелесообразно применять его и тогда, когда для проблемы имеется самоочевидное решение, и выносить ее на общее обсуждение было бы пустой тратой времени.

 

Ничего не дает коллективное творчество и в том случае, когда способности членов группы существенно различаются или они недостаточно хорошо понимают свои задачи, а потому не в состоянии наладить эффективное сотрудничество.

 

Наконец, коллективное творчество вообще исключено при недопустимости совместного обсуждения проблемы, например, из-за опасности утечки коммерческой информации или необходимости принимать решения, касающиеся персонального положения кою-то из членов коллектива, а также при отсутствии времени.

 

Коллективное управление - процесс сложный и неоднозначный, а поэтому заключает в себе ряд опасностей. Прежде всего, решения, принимаемые в его рамках, характеризуются повышенным риском, что обусловлено разделением ответственности между его авторами и желанием каждого из них выделиться, продемонстрировать свои способности, и одновременно надеждой на остальных.

 

В процессе коллективной выработки решений зачастую происходит игнорирование информации, не совпадающей, а тем более противоречащей общим установкам, что в значительной мере затрудняет поиск новых вариантов. Опасность для процесса коллективного творчества представляет также консерватизм его отдельных участников, особенно если они численно преобладают, стремятся придерживаться традиционных методов работы, не желают лишний раз утруждать себя поиском оптимальных решений вместо компромиссов.

Другими недостатками считаются ограничение числа обсуждаемых альтернатив и игнорирование возможных выгод от них; отказ от повторного обсуждения проблемы даже после появления новых возможностей и препятствий; концентрация на фактах, подтверждающих мнение группы, и невнимание к прочим; нежелание учитывать трудности реализации выбранной политики.

 

Эти сложности в значительной мере можно преодолеть за счет правильного подбора членов группы с точки зрения их количества, социального статуса, профессионального и образовательного уровня, взаимопонимания, психологической совместимости. В результате повышается сплоченность и улучшается морально-психологический климат в коллективе, появляются взаимная поддержка и ответственность. Правда, как показывает опыт, высокостатусные и сплоченные группы оказываются весьма уязвимыми в отношении различного рода неудач.

 

Успех совместной работы обусловлен хорошим пониманием задач, готовностью отказаться от своего решения в пользу лучшего чужого, активным обменом информацией, ответственностью каждого за свой участок работы, своевременным поощрением.

 

Успех совместной работы зависит и от размеров группы. Принято считать, что наиболее эффективен в деле выработки решений коллектив, состоящий из пяти человек, поскольку ему присущи минимальная конфликтность и максимальная оперативность, хотя его творческий потенциал ограничен.

 

Крупный коллектив способен решать более сложные и разнообразные проблемы, поскольку его участники обладают существенно большим совокупным опытом, знаниями и квалификацией. Однако его действия сложно координировать, особенно при рассмотрении проблем, не имеющих однозначного решения. Кроме того, с увеличением числа членов группы вклад каждого в результаты ее деятельности сокращается, а ее общая эффективность падает. Происходит это потому, что возникают «социальное безделье», «диффузия ответственности», попытки переложить свои обязанности на других, появляются противоречащие друг другу неформальные группировки.

 

Успех коллективного творчества во многом зависит и от руководства этим процессом, чаще всего осуществляемого человеком, которому группа в наибольшей степени доверяет. Он должен создать комфортную обстановку, позволяющую расслабиться и полностью погрузиться в работу, а самому, находясь в тени, стимулировать творчество.

 

Психологи выделяют следующие типы таких руководителей:

- демократ, заботящийся и первую очередь об эмоциональной стороне процесса и межличностных отношениях и не придающий значения уровню интеллектуальности членов группы. Считается, что принимаемые под его началом решения не будут оптимальными;

- диктатор, ставящий на первое место профессиональную подготовку участников, в результате чего окончательные решения оказываются хотя и правильными, но «без полета»;

- пессимист, считающий, что работа в одиночку более эффективна, а поэтому применяющий метод формально;

- организатор, дающий возможность проявить каждому свои индивидуальные способности даже в ущерб другим, что также приводит к неоптимальности решений;

- манипулятор, примиряющий позиции и гасящий конфликты, сочетающий в себе черты предыдущих типов, что помогает ему наиболее успешно справляться с руководством, используя процесс «мозговой атаки».

 

 

2. Классификация творческих  личностей

 

В соответствии с преобладающим типом мышления личности классифицируются следующим образом:

 

1. Синтезатор. Осуществляет интегративный подход, ища общее в различных явлениях и стремясь к синтезу, к новому. Это теоретик, сконцентрированный на главном, основных принципах, но при этом учитывающий другие концепции. Он лучше других действует в сложных ситуациях, поощряет творчество, но излишне настойчив, конфликтен, часто безответственен.

 

2. Идеалист. Он проявляет интерес к человеческим ценностям и стремится к идеальным решениям, ценит как теорию, так и практику, сконцентрирован на процессе, взаимоотношениях, хорошо ориентируется в неопределенных ситуациях, четко формулирует цели, имеет широкий спектр взглядов, объективен. Но он затягивает решения при большом числе альтернатив, игнорирует неприятные факты, детали.

 

3. Прагматик. По природе эклектик, «всеяден», учитывает мнение других и умеет на него влиять, сконцентрирован на результате и использует все, что помогает его немедленно получить, оставаясь безразличным к перспективе. Хорошо адаптируется и ориентируется в сложных динамичных ситуациях, ищет компромиссы, экспериментирует.

 

4. Аналитик. Осуществляет формально-логический дедуктивный подход, ища лучший вариант, отдает предпочтение теории, моделям и формулам, научным решениям, а не опыту. Сконцентрирован на деталях, искусен в планировании, хорошо ориентируется в структурированных, поддающихся просчету ситуациях, ищет определенности, негибок, сверхосторожен, мыслит полярными категориями.

 

5. Реалист. Осуществляет эмпирический, индуктивный подход, полагается на факты и мнения экспертов, стремится к решениям, удовлетворяющим текущие потребности и дающим конкретные результаты.

 

6. Корректировщик. Предпочитает опыт теории, искусен в управлении определенной ситуацией с ясной целью, эмоционален, упрощает проблемы, находясь в плену у фактов, давит на окружающих ради достижения желаемого.

Особенности людей с точки зрения творчества во многом зависят от соотношения в их мышлении и деятельности активного и пассивного, конкретного и абстрактного начал. Их сочетание дает четыре типа творческих личностей.

 

Аккомодатор - сочетает действия и чувства. Он эмоционален, импульсивен, инициативен, склонен к риску, пробам и ошибкам. Основываясь на опыте и эксперименте, быстро отбрасывает ошибочные идеи, ставит цели, ищет новые модели, планирует и реализует их на практике, привлекая к себе других.

 

Конвергатор - сочетает действия и мышление. Хорошо применяет идеи на практике на основе их анализа и оценки для решения конкретных проблем; умеет предвидеть их последствия, определить приоритетные шаги.

 

Дивегатор - сочетает созерцательность и чувственность, имеет широкие культурные интересы. Это эмоциональный наблюдатель, умеющий собирать информацию, выявлять проблемы, видеть ситуацию с разных сторон; хорошее воображение позволяет ему быть генератором идей, вырабатывать альтернативы, творить.

 

Ассимилятор - сочетает созерцание и абстрактное мышление. Он осторожен, наблюдает, перепроверяет, анализирует и критически осмысливает факты, разрабатывает теории для их объяснения; ориентирован на логику, стройные теории; имеет широкие научные интересы.

 

Что же касается творческих потенций членов коллектива, то английский ученый Р. Гибсон выделил следующие их основные типы.

Информация о работе Особенности коллективного творчества