Особенности цветовосприятия детей младшего школьного возраста в применение пейзажной живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: Актуальность исследования обусловлена тем, что общий
культурный прогресс определяет тенденцию активного развития
образовательной системы. Сегодня потребность в квалифицированных
педагогических кадрах значительно возросла. Учитель как личность
социально-значимая постоянно нуждается в повышении своего
профессионального роста, в совершенствовании профессиональных и
личностных качеств.
Учитель изобразительного искусства в школе является для ребенка
ориентиром в культурной жизни общества

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I …………………………………………………………………………
I.1 психофизиологические особенности младшего школьного
возраста……………………………………………………………..5
I.2 характеристика пейзажной живописи………………………….10
I.3 особенности цветовосприятия детьми пейзажной живописи…15
Вывод по первой главе……………………………………………...20
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
II.1 организация проведения экспериментального выявления особенностей цветовосприятия детей младшего школьного возраста..22
II.2 проведение и анализ константирующего эксперимента……...25
II.3 разработать план уроков по данной теме исследования.
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УР

 

Государственное образовательное учреждение

 

 среднего профессионального  образования 

 

«Удмуртский республиканский социально – педагогический колледж »

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По предмету Методика преподавания «изо»

 

Тема :Особенности цветовосприятия детей младшего школьного

 

 возраста в применение пейзажной  живописи.

 

 

 

 

Выполнила: студентка 131группы

 

специальности «Организатор

 

                                                 воспитательной деятельности»

 

Чубукова Софья Ивановна

 

Руководитель: преподаватель

 

Изобразительного искусства

 

                                                           Ардашева Светлана Анатольевна.

 

 

 

 

 

Ижевск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

 

ГЛАВА I …………………………………………………………………………

       I.1 психофизиологические особенности младшего школьного

                   возраста……………………………………………………………..5

 

        I.2 характеристика пейзажной живописи………………………….10

 

        I.3 особенности цветовосприятия детьми пейзажной живописи…15

 

        Вывод по  первой главе……………………………………………...20

 

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

       II.1 организация проведения экспериментального выявления     особенностей цветовосприятия детей младшего школьного возраста..22

 

       II.2 проведение и анализ константирующего эксперимента……...25

 

       II.3 разработать план уроков по данной теме исследования.

 

       Вывод по второй  главе

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................31

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32

 

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Актуальность: Актуальность исследования обусловлена тем, что общий

 

культурный прогресс определяет тенденцию активного развития

 

образовательной системы. Сегодня потребность в квалифицированных

 

педагогических кадрах значительно возросла. Учитель как личность

 

социально-значимая постоянно нуждается в повышении своего

 

профессионального роста, в совершенствовании профессиональных и

 

личностных качеств.

 

Учитель изобразительного искусства в школе является для ребенка

 

ориентиром в культурной жизни общества. Насколько высок уровень

 

образованности и профессионализма учителя в творческом и педагогическом

 

плане, настолько его ученики будут культурно воспитаны и эстетически

 

развиты.

 

Художественное восприятие цвета - одно из важнейших составляющих

 

эстетического развития личности. Современные города заполнены яркими

 

искусственно созданными красками, раздражающими детскую психику. В

 

такой среде обитания не остается места для душевных переживаний по

 

поводу красоты окружающего мира. Нелегко воспитать цветовую культуру в

 

обществе, где цвет все дальше от природной естественности. Цветовое

 

 художественное воспитание  дает возможность наиболее широко  развить 

 

органы чувств ребенка, его эстетический вкус, мышление и творческие

 

способности, что, в свою очередь, непосредственно отразится наилучшим

 

образом на общем развитии, окажет влияние на формирование одного из

 

основных социально-культурных критериев - стремление к красоте

 

  Цель;целью данной работы является показать особенности

 

цветовосприятия детей младшего школьного возраста.

 

Объект: психофизиологические особенности младшего школьного

возраста.

Предмет: особенности цветовосприятия детей младшего школьного возраста

 

Гипотеза: цветовосприятия детей младшего школьного возраста в

 

применение пейзажной живописи имеет свои особенности.

 

Задачи:

 

1)проанализировать литературу по теме исследования

 

2)понять какое цветовосприятие у детей младшего школьного

         

возраста (сколько цветов знают дети младшего школьного возраста.)

 

3)разработать план уроков по  данной теме исследования

 

База исследования:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРЕТУРЫ

1. Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом// Дошкольное

 

воспитание. - 1998.- № 3. - С. 23.

 

2. Бирюкова, М. А. Знакомство с разноцветным миром // Детский сад со всех

 

сторон. - 2004. - № 42. - С. 5.

 

3. Дубровская, Н. В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного

 

возраста // Дошкольная педагогика. - 2003. - № 6. - С. 21.

 

4. Ефимова, М. Уроки искусства для малыша// Дошкольное образование. –

 

2001. - № 17. - С. 2.

 

5. Комарова Т. С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном

 

творчестве. - М., 2002.

 

6.Кожохина С.К Путешествие в мир искусства.Программа развития детей

 

дошкольного и младшего школьного возраста

 

7.Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным//Дошкольное

 

воспитание. - 1996. - № 12. - С. 30.

 

8.Михейшина М. Уроки живописи. - Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1999.

 

9. Погосова Н. И. Цветовой игротренинг. - СПб.: Питер, 2003.

 

10.Подласый И.П. Педагогика – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр

 

ВЛАДОС, 1996 с. 114-117, 126-129.

 

11.Полуянов Ю.А. Дети рисуют: (Педагогический П53 всеобучающий  

                             

родителей)-М.:  Педагогика, 1988.-176 с.: (Педагогика – родителям)

 

 

12. Приходько Е. Г. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические

 

рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических

вузов. - Краснодар,

 

13. Прокопович О. Цвет как средство выразительности детского рисунка //

 

Дошкольное воспитание. - 2001. -№ 6. - С. 21.

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УР

 

Государственное образовательное учреждение

 

 среднего профессионального  образования 

 

«Удмуртский республиканский социально – педагогический колледж »

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к курсовой работе:

 

Тема:Особенности цветовосприятия детей младшего школьного

 

возраста в применение пейзажной живописи.

 

 

 

 

Выполнила: студентка 131 ГРУППЫ

 

специальности «Организатор

 

воспитательной деятельности»

 

Чубукова Софья Ивановна

 

Руководитель: преподаватель Изо

 

Ардышева Светлана Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2011

           ………………………………………………………………………

I.1 психофизиологические особенности младшего                                                        школьного возраста

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс - серьезное испытание как для вашего ребенка, так и для родителей. Вы с первых дней должны понять, что учеба - это серьезный труд, требующий значительного эмоционального, интеллектуального и физического напряжения. Наиболее сложный период - начало школы. Приспособление к школе длится 1,5 месяца. Обучение в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью.

Поэтому родители должны знать и учитывать психофизиологические особенности младших школьников для сохранения благоприятной динамики работоспособности ребенка. Иногда родители предъявляют повышенные требования к детям, стремятся к их взрослению, не учитывая возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Младший школьный возраст - период от 7 до 10 лет. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении в противоречивых сочетаниях. Как любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание необходимо направлять на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Возрастной интервал от 7 до 10 лет объединяет учащихся начальной школы. В это время скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом. Если во время полоростового скачка ребенок вырастает в среднем на 5 см в год, то в возрасте 7-10 лет - лишь на 2-3 см. в год. Обменные процессы достаточно стабильны. За сутки организм ребенка расходует от 1000 до 3000 кКал/сут. На индивидуальных обменных процессах базируются рациональные нормы питания. Именно в этом возрасте начинается отчетливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создает дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а также раннего диабета. Следует знать, что на возраст 8-9 лет приходятся важные преобразования пищеварительной системы. Нарушение режима питания, несоблюдение основных правил при выборе пищевых продуктов, их приготовлении приводят к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

В 6-7 лет идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Идет формирование всех изгибов позвоночника (шейного, грудного, поясничного). Но окостенение скелета еще не закончено, отсюда большая гибкость скелета. А это большие возможности для занятий физкультурой и спортом. Но эта особенность таит и отрицательные последствия при отсутствии нормальных условий физического развития. Вот почему необходимо родителям, учителям следить за соразмерностью мебели, за которой сидит школьник, за правильной посадкой за столом и партой - это важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условий всей его дальнейшей работоспособности. Если представить, какую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат, когда необходимо детям удерживать «сидячую позу», то можно понять, почему наши дети непоседы.

На возраст 7-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями. Сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества. У детей младшего школьного возраста не закончено формирование костей грудной клетки. Если ребенок не следит за положением своего тела, то это может привести к нарушению осанки. Цель проходит мимо, когда ребенок сидит, тяжело облокотившись на край стола, парты при письме, рисовании. Позвоночник очень чувствителен ко всем деформирующим воздействиям.

Задачи учителей и родителей:

• следить за соразмерностью мебели;

• следить за весом ранца;

• наблюдать за осанкой детей;

• наблюдать за двигательной активностью.

У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т.д.), но трудно справляются с мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9-11 годам, а запястья - к 10-12 годам. Отсюда понятно, почему младший школьник с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.

При выполнении графических заданий важно следить:

• за правильным положением тетради;

• за положением ручки (учиться правильно держать ручку, рука не должна быть напряжена, пальцы должны быть чуть расслаблены);

• важна не быстрота выполнения заданий и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения;

• за продолжительностью работы, норма 3-5 минут, а затем отдых, переключение. Необходимо помнить:

• не следует перегружать ребенка письменными заданиями (родители часто переусердствуют);

• желание переписать плохо выполненное задание не улучшает результата, рука быстро утомляется, теряется работоспособность;

• следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание штрихование -развитие мускульной памяти).

У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное количество крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после 7 лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и сложных функций психической деятельности человека. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению очень велика - отсюда непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения.

Информация о работе Особенности цветовосприятия детей младшего школьного возраста в применение пейзажной живописи