Основные положения теории архитектурной композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 17:03, реферат

Описание работы

Архитектурная композиция. Цели и задачи архитектурной композиции
Разные периоды истории оставили нам бесчисленные примеры совершенных произведений, поражающих единством эмоционально выраженного идейного содержания и отточенной, гармонической, высокохудожественной формы.
Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны – удобство и пользу (функциональная задача); с другой – прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача); с третьей – красоту форм (эстетическая задача).

Файлы: 1 файл

1.docx

— 23.41 Кб (Скачать файл)

Основные положения теории архитектурной  композиции

Архитектурная композиция. Цели и  задачи архитектурной композиции

Разные периоды истории  оставили нам бесчисленные примеры  совершенных произведений, поражающих единством эмоционально выраженного  идейного содержания и отточенной, гармонической, высокохудожественной формы.

Архитекторы призваны увязать  три стороны в гармоничной  композиции здания: с одной стороны  – удобство и пользу (функциональная задача); с другой – прочность  и экономичность (конструктивная и  технико-экономическая задача); с  третьей – красоту форм (эстетическая задача).

Многообразие художественных средств, приемов, используемых для  выражения идеи произведения, объясняется  отличием, как самих идей, так  и технических возможностей, которые  определяются многими факторами  и, в первую очередь, социальными  условиями.

Объективные свойства архитектурно-пространственных форм

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Выделим главные из них.

Геометрический вид – основное свойство формы архитектурного сооружения. Он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет обратный характер. Если одно измерение меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.

Величина архитектурной формы – свойство ее протяженности по высоте, ширине и глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

Положение формы в пространстве по отношению к зрителю: фронтальное, профильное, горизонтальное; ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.

Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей – многопустотные, плоские и гладкие.

Мерность формы – это эмоциональная оценка ее объемности, плоскостности, линейности.

Тождество – это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм.

Насыщенность – степень заполнения пространства какими-либо телами.

Расчлененность формы – это ее объективное свойство, заключающееся в том, что она как целое состоит из частей.

Ориентация формы – определяется соотношением ее положения с каким-либо ориентиром, присущим среде, т.е. представляет собой взаимное расположение формы и среды.

Динамичность формы – это эмоциональная оценка изменения, точнее, нарастания массы или пространства внутри границ формы, преобладающая в каком-либо направлении развития формы.

Статичность формы – это эмоциональная оценка неизменяемости массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям ее развития.

Соотносительность – особенность восприятия, выражающаяся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.

Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Иллюзорность – восприятие, не свободное от кажущихся свойств формы.

Фактура материала – важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).

Цвет – свойство структуры поверхности формы избирательно отражать световые лучи определенной длины волны. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

Длина волны – параметр, определяющий ощущение цветового тона оттенка, например, длина волны 720 мм – красный, 400 мм – синефиолетовый и т.д.

Яркость – параметр, определяющий ощущение светлого оттенка.

Светлота – свойство структуры поверхности формы отражать часть падающего на нее светового потока.

Чистота цвета (колорит) – доза чистого спектрального цвета в сложном составном оттенке, определяющем ощущение насыщенности.

Светотень – свойство, выделяющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы.

Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы, с наибольшим эффектом выявляет объем и фактуру архитектурной формы.

Виды архитектурных композиций

Выбор композиционных средств  согласуется с назначением здания, его размещением в застройке  и характером его объемной формы.

Различают три вида архитектурной  композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высоте и протяженности здания над размерами по глубинной координате.

Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий). В связи с этим построение внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворовых, учебных и административных зданий. Например, если здание театра будет замыкать улицу, по сторонам которой стоят однотипные дома одинаковой высоты, то в этом случае наиболее желательна симметричная композиция здания с выделением хорошо обозримого фасада. Решение фасада должно учитывать характер плоскостного восприятия и обладать достаточной пластичностью. Такая композиция, когда в основном воспринимается не объем, а плоскость сооружения, и является фронтальной или плоскостной . Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов – доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Объемная композиция присуща зданиям цирков, крытых рынков, спортивно-зрелищных зданий. Композиции зданий с круговыми обзорами называются объемными. Примерами таких композиций могут служить античные периптеральные храмы. Римский храм обычно замыкал площадь геометрически правильной формы и был рассчитан на узкий сектор обзора. В связи с этим, римские зодчие, сохраняя объемность формы, усиливали значение главного фасада устройством высокой лестницы и расположением отдельно стоящих колонн. Таким образом, композиция храма приобрела фронтальный характер.

Глубинная и глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате. Гл.-прост-ная ком-ция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Художественные средства архитектурной  композиции

Особенность архитектуры  как искусства заключается в  создании единства архитектурной композиции из множества форм.

Единство архитектурного произведения достигается рядом  композиционных и художественных средств. Простейшее средство создания единства – придание объему здания простой геометрической формы.

Одно из средств создания композиционного единства – масштабность, т.е. соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим архитектурным формам. Архитектурный масштаб – соотношение между размерами сооружения и человеком, а также между всем сооружением и его частями и деталями.

Важнейшее композиционное средство – пропорции: соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине.

Пропорции – латинское слово, обозначающее соразмерность, определенное отношение между собой. Размеры помещений, оконных и дверных проемов, форма и общие габариты объемов здания находятся в пропорциональной зависимости. Существует две основные системы пропорций. Первая система основана на целочисленных отношениях, где числитель и знаменатель – целые числа, вторая – на дробных. При этом соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми или иррациональными числами.

Целочисленная система  называется модульной, т.е. в ней имеется некоторая единая исходная величина, которая служит мерой всех частей сооружения, и называется модулем. Большую популярность среди различных пропорциональных систем получило “золотое сечение”, которым широко пользовались зодчие античности, оно считалось “божественной пропорцией”. Принципы построения “золотого сечения” заключались в делении отрезка таким образом, чтобы большая его часть была средней пропорциональной величиной между всем отрезком и его меньшей частью. Применение “золотого сечения” на практике подтверждает помпейский пропорциональный циркуль, хранящийся в Неаполитанском музее. Шарнирное соединение ножек этого инструмента зодчих делит их в “золоте”. “Золотое сечение” можно обнаружить в пропорциях многих архитектурных сооружений различных эпох.

Важное средство приведения элементов архитектурных форм к  единству – ритм (соразмерность, стройность), с помощью которого достигается  необходимая соразмерность и  выразительность произведения архитектуры.

Ритм – закономерное чередование одинаковых и однохарактерных архитектурных форм и членений. На основе этого приводится к единству большое число элементов различных форм. Ритмические построения могут развиваться как по горизонтали, так и по вертикали.

Ритм создается равномерным повторением архитектурных форм и интервалов (элементы орнамента, колонны в храмах, окна в современных жилых домах и т.п.). Частным случаем проявления ритмической закономерности в архитектуре является модуль – величина, принимаемая для выражения кратных соотношений размеров частей здания или сооружения с целью их координации, придания зданию, сооружению или их частям соизмеримости. Ритм лежит в основе построений высотных зданий в Москве и телевизионной башни в Останкино.

Ряд – система элементов, основанная на периодичности или изменении однозначных свойств формы. Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется.

Тектоника – композиционное средство выявления конструктивного строения здания; ориентация (или направленность) частей архитектурного сооружения в сторону композиционного центра.

Тектоника – одно из наиболее сложных в архитектуре средств выразительности и организации формы (от греч. – “относящийся к строительству”). В общем смысле слова тектоника означает “структура”, “строение”. Механическое соединение отдельных структурных элементов (конструкций) здания не может создать единого архитектурного облика и только после осмысливания назначения и работы элементов и их художественно-пластической разработки оно может превратиться в единую архитектурную форму. Таким образом, тектоника выражает единство конструкций и архитектурно-художественных форм.

Тектоника – специфическое средство архитектурной выразительности, которое архитектор должен уметь правильно использовать. Тектоника в архитектуре тесно связана с конструкциями здания и принципами их работы.

На основе устойчивых конструктивных систем в течение  веков в архитектурно-строительной практике сложились основные тектонические  системы – стеновая, каркасная (стоечно-балочная) , сводчатая, которые постепенно воплощались  в определенные тектонические формы.

Тектоника стеновых конструктивных систем. Художественная трактовка стеновых конструкций сложилась применительно к каменным стенам ручной кладки. Элементы тектонической системы каменной стены, возникшие в античной Греции, приобрели законченное выражение в эпоху Возрождения в Италии.

Стеновая система, представлявшая массивную конструкцию с художественно-декоративной обработкой, с появлением более прочных материалов, превратилась в легкую конструкцию, художественная выразительность которой достигается не пластикой, а графичностью. 

Одно из принципиальных отличий современной архитектуры  от архитектуры прошлого – ее индустриальность, массовое промышленное производство строительных конструкций и материалов. Требование индустриальности новой архитектуры  органически входит в понятие  “современный стиль”, в понятие  “красота”.

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые.

Архитектура - строительное искусство, зодчество. По классификации искусства на «временные» и «пространственные» относится к последним, т.к. имеет дело с организацией больших или малых пространств.

Архитектурная композиция (творение, сочинение) - это система создания проекта и самого объекта архитектуры.

Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.

Архитектурный масштаб – соотношение между размерами сооружения и человеком, а также между всем сооружением и его частями и деталями.

Орнамент - ритмично повторяющийся рисунок, основанный на симметричной композиции его элементов и выражаемый линией, цветом или рельефом.

Пропорции - соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине.

Ритм – закономерное чередование одинаковых и однохарактерных архитектурных форм и членений.

Силуэт – общие очертания фигуры или предмета в натуре. В произведениях искусства такой вид фигур или предметов, при котором их формы воспринимается без деталей и резко выраженной объемности или даже выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне). Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света. Силуэтом называются также все профильные темные изображения в графике.

Фактура материала - важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).


Информация о работе Основные положения теории архитектурной композиции