Организация учебных занятий по рисованию с натуры»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

В современной методике преподавания изобразительного искусства особенную остроту приобретает тема «Организация учебных занятий по рисованию с натуры».
Существует различная литература, посвященная данной теме. Данному вопросу посвящены следующие работы «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» Н.Н. Ростовцев. «Рисунок и живопись» Ю.М. Кирцер, «Академический рисунок» Н.Н. Ростовцев, «Изобразительное искусство в начальной школе» В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, а также тему рисования с натуры рассматривала Н.М. Сокольникова в своей книге «Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи».

Содержание работы

Введение.

Глава 1. История возникновения методов обучения рисованию.
1.1. Зарубежные методы обучения.
1.2. Методы обучения рисованию в России.
1.3. Краткие сведения о методах обучения рисованию в советской школе.

Глава 2. Психолого-педагогические аспекты.
2.1. Рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству.
2.2. Роль наглядных пособий на уроках изо.


Глава 3. Выполнение пейзажа.
3.1. Этюды на пленэре – пейзаж.
3.2. Последовательность работы над пейзажем.

Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа По дисциплине_ Методика преподавания изо. Тема_ .doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

         Федеральное агентство по образованию.

          Художественно-графический факультет.

                            Кафедра ИЗО.

 

 

 

 

 

                 Курсовая работа

 

 

По дисциплине:  Методика преподавания изо.

 

 

Тема:  «Организация учебных занятий по рисованию с натуры».

 

 

 

Выполнила студентка

ХГФ ОЗО,  БПГУ

Мироничева  Т.В.

Научный руководитель

Карнаева  И.Н.

 

 

 

         Содержание.

 

 

Введение.

 

Глава 1. История  возникновения  методов обучения  рисованию.

       1.1. Зарубежные методы обучения.         

       1.2. Методы обучения рисованию  в России.

       1.3. Краткие сведения о методах  обучения рисованию в советской  школе.

 

Глава 2. Психолого-педагогические аспекты.

2.1. Рисование  с натуры, как вид занятий   по изобразительному  искусству.

2.2. Роль наглядных пособий на уроках изо.

 

 

Глава 3. Выполнение пейзажа.

3.1. Этюды на  пленэре – пейзаж.

3.2. Последовательность  работы над пейзажем.

 

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

 

 

                       Введение.

 

 

В современной  методике преподавания изобразительного искусства особенную остроту приобретает тема «Организация учебных занятий по рисованию с натуры».

Существует  различная литература, посвященная  данной теме. Данному  вопросу  посвящены  следующие работы  «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» Н.Н. Ростовцев. «Рисунок и живопись» Ю.М. Кирцер, «Академический рисунок» Н.Н. Ростовцев, «Изобразительное искусство в начальной школе» В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина,  а также тему рисования с натуры рассматривала Н.М. Сокольникова в своей книге «Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи».

   В Основе  правильной организации занятий  лежит методика преподавания, то  есть особенность работы педагога  с учениками. Большое значение  имеют способы обучения, принципы  обучения, а также цели и задачи учебно-воспитательного процесса в целом.

   В книге  Н.Н. Ростовцева «Методика преподавания  изобразительного искусства в  школе»  под словом методика  подразумевается, прежде всего,  совокупность эффективных приемов  обучения и воспитания. Метод обучения – это способ работы преподавателя с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Приемами обучения являются отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Совокупность приемов и методов обучения, которые связаны между собой общим направлением, складывается система обучения.

     Современная педагогика требует  таких методов обучения, которые  объективно знакомят учащихся  с природой, с реальной действительностью.

   Искусство преподавания приобретается в процессе практики, долголетнего творческого труда.

   С точки зрения  Ростовцева Н.Н. можно быть  прекрасным художником, но плохим  педагогом. Многие большие художники,  выступая в качестве педагогов,  оказывались неудачниками только потому, что недооценивали роль методики преподавания. Не зная основных положений методики, они считали педагогическую работу тяжким бременем и спешили от нее избавиться, так и не познав самой сути искусства преподавания, не испытав радости творческих поисков и неожиданных открытий.(5.7)

П.П. Чистяков говорил: «Не в пику я это говорю, а в доказательство того, что не всякий кто работает порядочно, может  быть и учителем хорошим». (Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М.,1953,с449.)

      Работа педагога по своей сути деятельность живая, творческая. Преподаватель обязан творчески подходить к своему предмету, так как имеет дело  с живыми людьми, и  работать по шаблону не может и не имеет права.

   Методика требует  от педагога живого, эмоционального, творческого подхода к делу. Даже тогда, когда учитель нашел удачный педагогический прием, он вынужден каждый раз его творчески разнообразить.(5.9)

    Целью  нашей работы является изучить  различную литературу, касающуюся  темы «Организации учебных занятий по рисованию с натуры», найти и выделить краткие сведения, касающиеся истории возникновения методов обучения рисованию. А также рассмотреть психолого-педагогические аспекты, а именно рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству. 

      Рассмотрев все выше сказанные  вопросы, следует определить роль  наглядных пособий на уроках  рисования, и обозначить основные  этапы выполнения пейзажа с  натуры.

 

 

Глава 1. История возникновения методов  обучения рисованию.

 

1.1 Зарубежные методы  обучения.

 

Человек всегда стремился,  и стремиться к общению  и умение рисовать давало и дает ему  эту возможность.

      Еще в глубокой древности люди  начали развивать свои навыки  в рисовании. Найдено множество  рисунков, которые свидетельствуют  о том, что уже первобытные люди в умении рисовать достигли огромных успехов.

В рисунках первобытных  людей мы можем увидеть сцены  из реальной жизни. Они изображали окружающую их действительность, такой, какой они  ее видели.

    Первобытный  человек рисовал углем и заостренным камнем. Вначале, возможно, он наносил предварительно рисунок углем, а затем процарапывал его камнем, а потом раскрашивал охристыми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и потолков в пещерах Комбарельс,  Лес-Эйзи, Альтамира  и  в  горных  районах  Сахары. (5.15)

     Согласно историческим данным  очень важно отметить, что рисунки  первобытных людей носили в  первую очередь магический  ритуальный  характер и в свою очередь  являлись своеобразной формой  передачи человеческой мысли.  При помощи таких рисунков древние люди общались, передавали друг другу необходимую информацию.

     Путем  непосредственного   наблюдения  и  подражания  окружающей действительности  первобытный   человек  приобретал  необходимые   навыки рисования.

Большое значение умение рисовать приобретает в эпоху неолит, в то время, когда искусство стало носить  ремесленно-производственный и земледельческий характер. Люди стали изготавливать предметы гончарного производства, а для украшения  изделий своего ремесла появилась необходимость в умении рисовать. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Именно в это время, для художника-ремесленника стало иметь огромное значение то, чтобы его ученик перенимал навыки учителя и в  дальнейшем смог продолжить его дело.

     В процессе работы стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не существовало. Организация школ и настоящее обучение возникло только в эпоху цивилизаций.(5.16)

   Очень  большое значение рисованию придавали  в Древнем Египте. И именно там умение рисовать становиться предметом школьного обучения. Таким образом, в Древнем Египте  появляются единые методы и система обучения. Рисовать учили не спонтанно от случая к случаю, а по уже утвержденным общим канонам и правилам, которые были установлены и требовали строжайшего соблюдения всех норм.

Ученики  рисовали не на заучивания определенных схем и  канонов. Таким образом, рисование  в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира.  

    Из  источников взятых в книге Н.Н. Ростовцева «Методика преподавания  Изобразительного искусства в школе», Мы выяснили, что уже древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания, Они стали призывать молодых мастеров внимательно изучать окружающую их действительность, а самое главное находить в ней свою красоту.

    Уже  в 14 веке до нашей эры в  Греции существовали несколько  известных школ рисунка: Сикионская, Эфесска и Фиванская.

В дальнейшем  Сикионская школа оказала огромное влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства и методы обучения в целом. Именно в этой школе старались придерживаться научных методов обучения рисования и стремились, как можно ближе приблизить ученика к природе.

Таким образом, в Сикионской школе воспитывали у ученика большую любовь к красоте окружающей действительности, раскрывая ее закономерности. Обучение в этом заведении базировалось на естествознании и строго соблюдения законов  природы.

    Главой  Сикионской школы был ученик  и последователь Эвпомпа – Памфил. Вот, что писал о нем  Плиний: «Сам Памфил родом был из Македонии, но он первый выступил в области живописи, обладая всесторонним образованием, особенно же знанием арифметике и геометрии; без их знания, по его словам, нельзя было достичь совершенства в области искусства».(2.50)

 

   Памфил  считал рисование общеобразовательным  предметом и вводил эту дисциплину  во все школы Греции. Вот, что  еще писал о нем Плиний: «Благодаря  ему сперва в Сикионе, а потом  по всей Греции было установлено так, что свободные дети, прежде всего, учились рисовать, то есть живописи на буковом дереве, причем это искусство было включено в число предметов первоначального образования».(2.50-51)

   Таким  образом, ссылаясь на данные  источники, мы видим, что именно благодаря Памфилу в Греции, а именно в Сикионской школе рисунка, был впервые заложен метод научного понимания искусства, а вместе с тем и научный метод обучения.

     Именно тогда, когда  в Древней  Греции был заложен метод научного  понимания искусства, художники-педагоги стали призывать своих учеников к изучению природы. Они должны были не только наблюдать красоту окружающей действительности, но и указывать, в чем она заключается.

Исходя из этих сведений, мы выяснили, что как  раз в это время педагоги-художники впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры.

     В эпоху Возрождения художники  стремились к возрождению античного  искусства, чтобы понять методы  работы их создателей.

       Точка зрения художников того периода, была такова, что в основу  обучения должно быть положено рисование с натуры. Эту мысль можно найти во многих трактатах. В частности Ченнини Ченнино в своем трактате пишет: «Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, - это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов; доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке».(6.37-38)

     Ценные методические положения  выдвинул в трактате «Три книге  о живописи» Леон Батиста Альберти. Эта работа является значительным трудом по теории рисования эпохи Возрождения. Его трактат рассказывает не столько о живописи и красках, сколько о рисунке и основных положениях правильного построения изображения на плоскости.(5.24)

      Альберти  считал, что весь процесс обучения необходимо строить на рисовании натуры: «А так как природа дала нам такое средство, как измерения, познание которых доставляет немалую пользу, так пусть же прилежные живописцы в своей работе заимствуют их у природы и, приложив все свои умения и старания к познанию их, пусть они держат в памяти то, что они у нее заимствовали».(1.47)

       Изучив данные исторические источники,  можно смело говорить о том,  что огромное значение в процессе  обучения рисованию являлось рисование с натуры.  Таким образом,  методике рисования с натуры уделялось огромное внимание, и все методы обосновывались с научной точки зрения.

   Не  обошли своим  вниманием   эту проблему и такие знаменитые  и великие художники как Леонардо  да Винчи,  замечательный мастер своего дела А. Дюрер.

   Подводя  итоги по эпохи Возрождения  можно сказать что, они оставили  после себя огромное наследие. Даже теперь их работы поражают  глубоким знанием анатомии, перспективы,  законов перспективы.

 

    В  17 веке  происходит становление новой педагогической системы – академической.  Особенно много было сделано академиями в области методики обучения рисунку, живописи, композиции.

    На  тот момент складывается четкая  и организованная система художественного  образования. Считалось, что овладеть рисунком без серьезных научных знаний нельзя. Польза же от рисования огромная, ведь занимаясь рисунком, ученик одновременно познает мир.

    Более  обстоятельно о рисовании как  общеобразовательном предмете высказывался  французский-ученый энциклопедист Жан Жак Руссо. Он считал, что для познания окружающей действительности большое значения имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Согласно этому он утверждал, что недолжно у ребенка быть другого учителя, кроме  самой природы, и других образцов кроме самих предметов. Иначе говоря, Руссо придерживался такого мнения, что дерево нужно рисовать с дерева, дом с дома, а не срисовывать их с изображения на листе бумаги.

    Таким  образом, Руссо смотрел на методику преподавания рисования на много серьезнее своих предшественников.

Информация о работе Организация учебных занятий по рисованию с натуры»