Организация обучения младших школьников рисованию на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89

Файлы: 1 файл

Организация обучения младших школьников рисованию на уроке.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Начинается знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец)  и по фарфору (Гжель), народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

В 3 классе продолжается знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и елочной игрушкой.

В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать простейшую связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинается формироваться представление о том, что родная природа, близкая и известная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служат основой для творчества народного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.

В этом классе начинается приобщение детей к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

В 4 классе на уроках декоративного  рисования идет эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих  видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; лаковая миниатюра из Палеха на темы сказок; художественные росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т.д.).

Выполнение эскизов  простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно- декоративной композиции.

Все декоративные работы выполняются карандашом, а затем  завершаются акварельными или гуашевыми  красками. Продолжительность их выполнения от одного до двух учебных часов.

Распределение учебных  часов на раздел декоративного рисования  по классам следующее: 1 класс – 7 часов, 2класс – 8 часов, 3 класс – 7 часов, 4 класс -7 часов.

Беседы об изобразительном  искусстве

В 1 классе в итоге этих бесед  учащиеся должны научиться узнавать изображенные на картине или иллюстрации  предметы, явления (время года, время  дня, погоду, человека, дом, животных, машины и т. д.), действие (идут, сидят, разговаривают  и т.д.), высказывать свое мнение о картинах (что больше всего понравилось, почему).

К концу обучения во2 классе школьники должны уметь высказывать  простейшие суждения о картинах и  предметах декоративно – прикладного  искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник).

В 3 классе к концу года дети должны уметь выражать свое отношение  к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие  чувства вызывает картина).

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства. Они должны уметь рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства (основная мысль художника, как она выражена и т.д.).

Вывод. Рассмотрев в данном параграфе программный материал по всем начальным классам мы можем отметить, что все типы уроков изобразительного искусства присутствуют в обучении младших школьников рисованию. Благодаря разнообразной тематике и методических приемов учитель добивается формирования важнейших технических и художественных навыков рисования, что дает возможность успешного обучения в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Методические рекомендации по обучению младших школьников

         изобразительному искусству  на уроке

Организация обучения младших школьников рисованию на уроках рисования с натуры

В соответствии с программой начальных классов обшеобразовательной школы рисование с натуры является одним из основных видов учебно-творческой работы по изобразительному искусству, раскрывающим огромные возможности в изучении и эстетическом осмыслении формы, конструкции, объема предметов, их цветовой окраски, закономерностей светотени, перспективы, композиции.

Задания по рисованию  с натуры обычно бывают двух видов: рассчитанные на длительное исполнение (1 – 3 урока) и кратковременные (5 – 15 минут набросок). Наброски и зарисовки  могут выполняться в начале, в середине, в конце урока – в зависимости от целей и содержания урока. В 4 классе им может быть посвящен урок полностью. С целью развития у школьников зрительной памяти и пространственных представлений следует как можно чаще на уроках рисования с натуры давать задания рисовать по памяти и по представлению. Основное внимание учащихся 1 – 3 классов направляется на определение и передачу общего пространственного положения, пропорций, конструкции, цвета изображаемых объектов. Учитывая, что в 1 -3 классах не ставится задача передачи объема, предметы для рисования с натуры в 1-3 классах рисуются во фронтальном (профильном) положении.

В 4 классе начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени; дети усваивают  навыки изображения объемных предметов, находящихся не только во фронтальной, но и в угловой перспективе – предмет расположен углом к рисующему и имеет точки схода для сокращающихся перспективе форм.

С 1 класса детей учат определять и называть цвета, окрашивающие изображаемые объекты, а во 2 классе дети практически знакомятся с понятием хроматических (красный, синий и т.д.) и ахроматических (черный, белый, серый), холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3 -4 классах у учащихся продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания; используя краски, ребята познают цветовое богатство окружающего мира.

Как правило, натурные постановки располагают несколько ниже уровня зрения детей. Модели небольшого размера (листья деревьев, цветы, насекомые, коробки, посуда, кубики, пирамидки и т. п.) раздаются на парты и столы.

Рисунки с натуры выполняются  простым карандашом или акварельными красками, черной тушью.

Следует отметить то, что  на важную роль рисования с натуры в изучении и формировании умения передавать в рисунках такие важнейшие особенности объектов и явлений действительности, как форму, пространственное положение, очертание (силуэт), конструктивное строение, цвет, указывали многие ведущие психологи в области психологии художественного творчества, психологии изобразительной деятельности. Они убедительно доказали необходимость занятий рисованием с натуры и для развития двигательных ощущений. Целенаправленные движения кисти рук и пальцев во время рисования способствуют развитию точных движений, формированию их координации и одновременно повышают чувствительность анализаторов к форме, пространственным ощущениям, поскольку при рисовании предмета учащийся делает рукой движения в соответствии с очертаниями, пространственным положением изображаемого предмета. Причем в процессе рисования развитие руки и зрения происходит одновременно. Это объясняется тем, что и глаз, и рука производят одни и те же движения – по контурам натуры, по характерным точкам, т.е.по точкам перехода одной формы в другую.

Многочисленные наблюдения действительности, активная работа мысли, воображения, зрительной памяти, участие эмоционально-волевой сферы личности художника  в изобразительном процессе дадут положительные результаты только при условии знания теоретических основ изображения и методики рисования различных объектов и явлений окружающего мира. Выразительно сказал об этом О.Роден: «Искусство – это только чувство. Но без знания объемов, пропорций, цвета, без ловкости руки самое живое чувство парализовано. Что станет с величайшим поэтом в чужой стране, язык которой будет ему незнаком? А в новом поколении художников много таких поэтов, которые отказываются, к несчастью, учиться говорить. Поэтому они ограничиваются лепетанием». ( 19, с.26)

Основу любого произведения живописи, графики составляют рисунок, живопись, композиция. В свою очередь, грамотность (изобразительная грамотность) и выразительность рисунка, живописной работы, композиции обусловлены знанием и использованием закономерностей конструктивного строения предметов, законов перспективы, светотени, цветоведения, пластической анатомии (при изображении человека, животных.)

Реалистический рисунок, представляя собой графический  образ натуры, выполняется на бумаге карандашом, пером, углем и другими  средствами, всегда от руки, без помощи чертежных инструментов.

Познание предметов  и явлений действительности в  процессе рисования с натуры продолжается во время рисования по памяти («от  себя») и по представлению.

Любой рисунок выполняется  с помощью линий  и тона. Правдивая  передача изображаемого предмета осуществляется благодаря знанию закономерностей перспективы и светотени.

Перспективой называется наука, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным восприятием

Основные закономерности линейной перспективы:

- предметы, равные по величине, по мере удаления кажутся все меньше и меньше и на линии горизонта превращаются в точку;

- удаляющиеся в глубину  параллельные линии зрительно  воспринимаются сближающимися.

Удаляющиеся телеграфные  столбы кажутся все меньше и меньше и превращаются в точку на линии горизонта, а если смотреть на рельсы железной дороги, то они кажутся сходящимися на линии горизонта в одной точке. Эта точка в перспективе называется точкой схода.

Линия горизонта определяется положением воображаемой горизонтальной плоскости, находящейся на уровне глаз наблюдателя. При мысленном продолжении этой плоскости мы получаем линию горизонта. В природе линия горизонта представляет собой ту линию, которая отделяет небо от земли и которую хорошо видно на море, в поле.

В зависимости от уровня горизонта, обусловленного, в свою очередь, выбором точки зрения, изображение объектов строится по-разному. В одних случаях выбирается высокая точка зрения – тогда мы видим объекты как бы сверху. В других – низкая точка зрения, и, следовательно, мы видим объекты как бы снизу. Это определяет и соответствующее перспективное сокращение формы. Обычно в перспективе встречаются построения двух видов – фронтальное и угловое. При фронтальном построении перспективы горизонтальные линии, удаляющие в глубину перпендикулярно к плоскости картины, направлены к точке схода, которая лежит на горизонте, против глаз зрителя. Такая точка носит название главной точки схода.

Линии же, которые параллельны  плоскости картины, никогда не сходятся. Они изображаются параллельными – вертикальные линии двери, стола, комнаты и т.п.

Угловое построение перспективы  можно легко проследить в изображении  коробки, повернутой под углом к  зрителю. В этом случае мы имеем две  точки схода, расположенные справа и слева от главной точки. В зависимости от угла поворота коробки будет конкретно определяться и положение точки схода на линии горизонта. Но в любом случае, чем дальше будет находиться от главной точки одна из точек схода, тем ближе будет находиться другая. Как правило, при угловом построении перспективы точки схода находятся далеко за пределами картины. Поэтому для правильного определения точки схода в угловой перспективе, а отсюда и соответствующего перспективного сокращения плоскостей формы необходим значительный опыт в изображении предметов.

С законами перспективы  тесно связаны законы светотени. Следует отметить, что форма предмета видна благодаря его освещенности.

Светотень – это распределение света на поверхности предмета, имеющее определенную закономерность, которая зависит от формы предмета, характера поверхности, ее окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета и других условий. Так, распределение светотени обуславливается тем, под какими углами к падающим лучам света повернуты те или иные поверхности. На поверхностях тел вращения наблюдается плавный переход от света к тени, гранные тела имеют более резкие границы теней. На светлых предметах светотень выражена более отчетливо, чем на темных.

В рисунке освещенные части предметов называются светом, неосвещенные – тенью. Участки перехода света к тени называются полутенью.

Форма каждого объекта  определяется конструкцией ( строением).

В основе конструкции  любого предмета лежит то или иное геометрическое тело (куб, призма, конус  и т.д.) или их сочетание. Это относится  и к строению человеческого тела, его частей. Понятно, что в строении одних предметов хорошо видна геометрическая основа, в других это трудно уловить. Сказанным объясняется тот факт, что систематическое обучение изобразительному искусству, как правило, начинается с рисования простейших геометрических тел в разнообразных положениях – умея рисовать их, легко перейти к рисованию предметов сложной формы. Кроме того, рисование геометрических тел позволяет более быстро изучить явления перспективных сокращений формы.

     Каждый предмет имеет свои определенные пропорции.

Пропорции предметов – это соотношение величин частей предмета и части предмета и целого

Пропорции предметов  тесно связаны с их конструктивным строением. Например, вазы для цветов имеют, как правило, в своей конструкции сложную, комбинированную форму, состоящую из конусообразных (или цилиндрических) горловин, шарообразных и конусообразных частей, цилиндрических или конусообразных оснований. Поэтому пропорции ваз будут отражать соотношения этих геометрических тел. Вместе с тем индивидуальный характер пропорций каждой отдельной вазы может быть самым различным. Это зависит от конкретного соотношения частей, составляющих конструкцию вазы.

Рисование с  натуры «плоских» предметов

Рисование с натуры условно  плоских предметов имеет целью предварительное знакомство с основными геометрическими фигурами, встречающимися в природе, их выражением в простых по форме объектах действительности; первоначальное развитие умения определять основные пропорции предметов, сравнивать их с натурой; формирование самых первых навыков работы с карандашом.

Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке