Обучение рисованию в общеобразовательных школах в конце XIX в. Различные методы обучения изобразительному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:26, реферат

Описание работы

Со второй половины XIX века интерес к вопросам методики преподавания рисования в специальной художественной школе заметно ослабевает. В то же время в средней школе методика обучения разрабатывается в более широком плане. Методикой преподавания рисования занимаются не только художники, но и искусствоведы, психологи, врачи; они ведут наблюдения за учениками, проводят эксперименты, на основе которых предлагают формы и методы обучения, применяют специальные модели и наглядные пособия, которые помогают учащимся быстрее и лучше усваивать учебный материал. Между методистами идут споры о преимуществе одного метода перед другим. Все это говорит о том, что к делу преподавания рисования в общеобразовательной школе уже не оставались равнодушными и широкие круги интеллигенции. В данном реферате я рассмотрю становление дисциплины рисования в конце XIXв.

Содержание работы

4.Основная часть..4-7стр.
5.Заключение..8стр.
6.Список литературы..9стр.
7.Приложение..10стр.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 709.00 Кб (Скачать файл)

 ГОУ СПО Новокузнецкий колледж  искусств

Отделение живописи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по методике преподавания рисунка

на тему:

«Обучение рисованию в общеобразовательных школах в конце XIX в. Различные методы обучения изобразительному искусству.»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка III курса

отделения живописи:

Котюкова О.С.

 

Проверил: преподаватель

Зеленцова Т. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2011

 

 

Содержание

 

1.Титульный лист..1стр.

2.Содержание..2стр.

3.Введение..3стр.

4.Основная часть..4-7стр.

5.Заключение..8стр.

6.Список литературы..9стр.

7.Приложение..10стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Со второй половины XIX века интерес к вопросам методики преподавания рисования в специальной художественной школе заметно ослабевает. В то же время в средней школе методика обучения разрабатывается в более широком плане. Методикой преподавания рисования занимаются не только художники, но и искусствоведы, психологи, врачи; они ведут наблюдения за учениками, проводят эксперименты, на основе которых предлагают формы и методы обучения, применяют специальные модели и наглядные пособия, которые помогают учащимся быстрее и лучше усваивать учебный материал. Между методистами идут споры о преимуществе одного метода перед другим. Все это говорит о том, что к делу преподавания рисования в общеобразовательной школе уже не оставались равнодушными и широкие круги интеллигенции. В данном реферате я рассмотрю становление дисциплины рисования в конце XIXв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение рисованию  в общеобразовательных школах в конце XIXв. Различные методы обучения изобразительному искусству.

 

 

      В XIX в. особенно много издается пособий по начальному обучению рисованию. В 1852 году в Париже выходит книга Каве «Рисование без учителя», в которой предлагается новый метод обучения рисунку. «Это — первый метод, который может чему-то научить, — пишет Делакруа. — Опубликовав в качестве опыта свой замечательный трактат, г-жа Каве с огромным интересом излагает в нем плоды своих наблюдении относительно преподавания рисунка и свои собственные остроумные методы». Делакруа, давая очень высокую оценку работе Каве, считает, что она нашла новый и оригинальный метод обучения рисунку.

Как показало изучение этого метода, Каве пытается возродить старый метод  рисования художников Возрождения с помощью завесы и перерисовывания рисунков через кальку. Метод обучения рисунку, предложенный Каве, состоит в следующем: «Итак, г-жа Каве заботится прежде всего о том, чтобы научить правильно видеть. Следуя ее крайне простому методу, можно легко добиться верности пропорций, грации и изящества рисунка. Этот метод состоит в том, чтобы с помощью кальки, сделанной на газе, дать ученику необходимые понятия о ракурсах, представляющих главную трудность в искусстве рисунка, и таким образом постепенно приучить его ко всему, что кажется в них странным и даже невероятным. Затем, заставляя ученика повторять по памяти то что он усвоил путем практической работы, г-жа Каве помогает постепенно освоиться с трудностями искусства».

      Учителем и наставником в данном случае является рамка с натянутой кисеей (если рисунок делается с натуры) или калька (если рисунок делается с образца), проверку ученик ведет сам по прорези, которая была же нанесена на кальку или кисею: накладывая ее на свой рисунок, он проверяет величину изображения. Конечно, такой метод рисования не мог найти широкого вменения, ибо он был далек от действительного рисования. Этот метод мог помочь только занимающимся вышивкой и другими видами рукоделия. Серьезно к проблеме обучения рисованию подошел профессор Школы искусств в Париже Горас Лекок де Буабодран, метод которого изучал скульптор Роден. Буабодран в поисках метода развития зрительной памяти учащихся в рисовальных школах. Удачные результаты эксперимента, полученные им, заинтересовали многих художников — Деляроша, Г. Берне, Делакруа и других. Все они давали высокую оценку его методу преподавания, Буабодран утверждал, что зрительную память можно совершенствовать, указывая, например, как ученик развивает память, заучивая отдельные слова, фразы, стихи. Ему удалось доказать, что при помощи ряда упражнений можно вышивать подобным же образом и зрительную память для изобразительного искусства.

Немецкий методист Флинцер, преподававший в Хемдском реальном училище, считал, что цель рисования  — ввести ученика в мир прекрасного. В дальнейшем, говорит Флинцер, «образовался более высокий взгляд на мою цель: воспитание духовного критического ока для наблюдения всего виданного мира». Исходя из этих целей, он предлагает строить методику преподавания так, чтобы ученик приходил к решению задач самостоятельно. Роль учителя — развитие ума и «сознательного зрения» воспитанника. Отсюда никакой собственноручной поправки рисунка начинающего педагогом — ученику дается возможность самому это сделать.

В содержании учебной работы по рисованию Флинцер большое место отводит орнаменту, изучение которого способствует воспитанию художественного вкуса. Предлагаемые им формы растительного орнамента несут черты стиля модерн, господствовавшего в то время.

Немецкий методист, преподаватель  рисования и черчения А. Штульман предлагал соединить метод стигмографического рисования и рисования по сетке с рисованием с натуры.

      Широкой известностью среди методистов также пользовались труды Г. Гирта, К. Ланге, Баумгарта, Е. Гильома, Виолле-ле-Дюка, Е. Куна, Л. Пранга, А. Доу, Л. Тэдда.

Предлагая «новые пути к художественному  воспитанию» и новые методы обучения рисунку, Либерти Тэдд сводит методику преподавания к формальным задачам. По его системе обучения учащиеся должны вначале учиться рисовать попеременно то правой, то левой рукой, а затем выполнять симметричные фигуры одновременно обеими руками (рис. 117).

Рис. 1. Метод рисования Л. Тэдда.

по дереву, металлические работы и т. д. По его мнению, «при изображении форм рисунком, глиной или на дереве, благодаря разнообразию материалов, приобретаются и усваиваются всевозможные физические координации. После занятий общего элементарного курса следуют работы столярные, металлические, черчение механическое и архитектурное, рисование и живопись с натуры. Исходя из физиологических и воспитательных целей, во всех работах преследуется одинаковое развитие правой и левой руки».

      К концу XIX века специалисты школьного преподавания рисования разделились на два лагеря: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в другую — натурального.

Л. Тэдд уже начинает включать в предмет рисование в школе  более широкий круг занятий —  лепку из глины, резьбу по При геометральном  методе обучение рисунку основывалось на геометрии. По мнению сторонников этого метода, геометрия способствует правильности и точности рисунка, а также позволяет проверять изображение измерением.

Все предметы окружающей действительности рассматриваются  с геометрической точки зрения: в основе формы каждого предмета обнаруживается геометрическая фигура или тело. Например, рисуя бабочку, ученик видит, что ее общая форма напоминает трапецию, поэтому вначале он намечает трапецию, а затем уточняет форму по натуре; рисуя ведро, ученик вначале изображает усеченный конус, а затем уточняет форму по натуре и т. д.

Рис. 2. Таблица из пособия Баумгарта.

Безусловно, такая методика преподавания облегчает овладение  рисунком, помогает понять основы реалистического  изображения.

Натуральный метод обучения заключается в том, что ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Такой метод рисования сложен не только для начинающего, но и для опытного рисовальщика. Представители этого метода доказывали, что их метод, в отличие от геометрального, приближает ученика к жизни, к природе. По их мнению, геометральный метод (в частности, Дюпюи) пригоден только для профессионального обучения рисунку и совершенно неприемлем для общеобразовательной школы, так как он якобы не учитывает возрастные особенности детей и их интересы.

Рис. 3. Таблицы из пособия Баумгарта.

 

      Абстрактные геометрические формы, отмечали представители натурального метода, не соответствуют потребности детей передавать графическими способами свои впечатления от окружающего мира, снижают интерес детей к занятиям рисованием.

Однако, отвергая геометральный  метод, многие не увидели того ценного, что было в нем заключено. Отсюда рисунок как таковой начинает вытесняться и заменяться живописной работой. Под рисунком начинают подразумевать и детскую композиционную работу, выполненную в цвете, и даже работу детей, выполненную масляными красками.

Разногласия между представителями  натурального и геометрального методов  проходили также и по вопросам оценки учебных рисунков и требований к ним. Представители геометрального метода считали, что рисунок ученика должен правильно передавать характер формы предметов и пропорции. Если ученик искажает характер формы, неправильно передает пропорции, учитель обязан поправить ученика, показать, как надо вести построение изображения. Неправильный, безграмотный рисунок при всей его выразительности не может быть оценен положительной оценкой.

Рис. 4. Таблица из пособия Баумгарта.

Представители натурального метода говорили, что ребенок должен изображать форму предмета так, как он ее видит. Даже если он неправильно изображает форму предмета, учитель не должен навязывать ему свое видение, ученик сам постепенно подойдет к правильному пониманию формы. По мнению сторонников этого метода, наивный детский рисунок отличает живое, непосредственное восприятие натуры, которое может «убить» обучение основам изобразительной грамоты, Главное в оценке рисунка — это выразительность, ошибки в рисунке лишь отражают специфику детского творчества. И все же, несмотря на разногласия, представители натурального метода пришли к единодушному мнению, что главная цель преподавания рисования в школе — сохранение детской наивной непосредственности восприятия мира, что обучение грамоте искусства оказывает вредное влияние на развитие ребенка.

Ф. Кульман в своей  книге «Новые пути преподавания рисования» пишет: «Прошу, кроме того, заметить, что в ошибочном рисунке может  заключаться несравненно больше истинного художественного чутья  и вкуса, нежели в безукоризненно правильном». В конце XIX и в начале XX века представители натурального метода — Кульман, Пранг, Эльснер, Баумгарт, Аугсбург, Браншвиг, Тэдд — издают обширную литературу по методике преподавания рисования. Среди пособий этого периода мы находим и тетради по элементарному рисованию для малышей, и руководства по рисованию для детей среднего и старшего школьного возраста, и пособия для учителей рисования. Некоторые пособия были прекрасно изданы и содержали факсимильно воспроизведенные иллюстрации. К числу таких книг можно отнести альбом методических таблиц-рисунков Баумгарта.

Начинающий рисовальщик  мог ознакомиться и с техникой выполнения карандашных набросков (рис. 118), и с выполнением законченных  рисунков с передачей материальности предметов (рис. 119, 120), и с рисованием на тонированной бумаге (рис. 121), и с рисунками углем и мелом (рис. 122).

Заслуживает внимания пособие  по рисованию животных Армана Касаня. В основу обучения рисованию Касань кладет метод копирования, для чего каждый лист пособия он делит на две и более частей.

Рис. 5-6. Таблицы из пособия А. Касаня.

Рис. 7. Таблица из старинного пособия.

В одной части помещается рисунок — оригинал, который ученик должен точно скопировать, а остальные  части листа оставляются для  копии (рис. 123-125). Методика построения изображения и закономерности пропорционального членения на некоторых таблицах показываются прямо на рисунках (рис. 126).

В помощь учителям рисования  издавались специальные пособия  по рисованию мелом на классной доске (рис. 127).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При всей общности взглядов для пособий этого периода  характерны противоречия как в основных положениях правил рисования, так и  в методических установках. Одни авторы говорили о строгой последовательности в обучении (Баумгарт, Брауншвиг), другие пропагандировали принцип занимательности, развлечения и отказывались от строгой системы преподавания (Кульман). Единства взглядов натуральный метод не имел.

      Художники формалистического направления считают теоретическую концепцию сторонников натурального метода бесспорно правильной. Более того, они взяли ее на вооружение: академические правила и законы сушат и выхолащивают художника, утверждают они, традиции и школа не нужны. Художник, желающий достигнуть успеха в искусстве, должен учиться непосредственности восприятия и выразительности рисунка у детей. Так, Дерен пишет: «...Меня заботит еще одно — рисунок. Я хотел бы изучить рисунок детей. Наверное, в них-то и есть правда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка — Ростовцев Н. Н.

2.Основы истории искусств. Х. В. Янсон, Э. Ф. Янсон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Обучение рисованию в общеобразовательных школах в конце XIX в. Различные методы обучения изобразительному искусству