Обучение предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений. Любой предмет воспроизводится детьми плоскостно. Это является одной из главных особенностей детского рисунка.

Содержание работы

Введение
1.Возникновение и развитие рисования у детей раннего возраста
2. Характер рисования детей младшего и среднего возраста.
3. Программа и содержание обучения предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте.
4. Методика обучения предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Практическая часть:
1.Выполнить пооперационные карты изображения предметов в младшем и среднем возрасте.
2.Составить 2 конспекта занятий по обучению рисованию, приложить 10 рисунков с анализом усвоения изобразительных и технических умений и навыков.

Файлы: 1 файл

Обучение предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте.docx

— 44.23 Кб (Скачать файл)

Обучение предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте

 

План:

Теоретическая часть:

Введение

1.Возникновение и развитие рисования  у детей раннего возраста

2. Характер рисования детей младшего  и среднего возраста.

3. Программа и содержание обучения  предметному рисованию в младшем  и среднем дошкольном возрасте.

4. Методика обучения предметному  рисованию в младшем и среднем  дошкольном возрасте.

 

Практическая часть:

1.Выполнить пооперационные карты  изображения предметов в младшем  и среднем возрасте.

2.Составить 2 конспекта занятий  по обучению рисованию, приложить  10 рисунков с анализом усвоения  изобразительных и технических  умений и навыков. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь  на развитие их творческой самостоятельности  и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые  послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение  к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий  и явлений. Любой предмет воспроизводится  детьми плоскостно. Это является одной из главных особенностей детского рисунка. Другой особенностью является то, что соразмерность частей при изображении различных предметов не играет большой роли для ребенка. То, что хочет подчеркнуть, определить как главное, он изображает часто непропорционально большим (например, голова человека). Непропорциональность наблюдается и между предметами (человек часто оказывается крупнее дома). Рисуя, ребенок иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображение предмета, упрощает его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на самом главном.

В предметном рисовании мы стремимся  не только к относительно грамотному изображению предметов, но и к  образной их характеристике, т. е. к  выражению чувств и отношения  к предмету со стороны рисующего. Необходимость этого подтверждается тем, что некоторые предметы дети охотно рисуют, они любимые (маму рисуют нарядной), а есть предметы нелюбимые, их дети стараются вообще не рисовать.

Цель любого занятия рисованием — развитие творческих сил детей  и навыков изображения. Наряду с  анализом формы предмета и уточнением знаний о нем воспитатель должен найти место детской инициативе, воображению, возможности для ребенка  выполнить задание, опираясь на свой личный опыт, знания, на свои впечатления, фантазию. Сочетание обучения и творческого  развития требует большого такта, с  тем чтобы одна сторона не подавляла другую.

 

 

 

1.Возникновение и развитие  рисования у детей раннего  возраста

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей  изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных  предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические  задачи, которые определяют программный  материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям  познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного  и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных  образов различных предметов  доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Рисование – одно из любимых занятий  детей, дающее большой простор для  проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребят рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование  выразительных средств рисунка.

Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое  овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для  маленького ребенка, поэтому воспитатель  должен с большими вниманием подойти  к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь  обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются  различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая  последовательность создания рисунка  облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашь и  акварелью) создание формы идет от красочного пятка. В этом плане краски имеют  большое значение для развития чувства  цвета и формы. Красками легко  передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических  навыков.

Изобразительная деятельность тесно  связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и  т.д.), познание связи действий с полученным результатом.

 

2. Характер рисования  детей младшего и среднего  возраста.

Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких  признаков, являющая иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении  ребенка в предмете, но по рисунку  не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел  ребенка шире и богаче его изобразительных  возможностей, так как развитие представлений  опережает развитие изобразительных  умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог  самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании  одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установление связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Образное начало в детских рисунках проявляется в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе.

В процессе рисования формируются  такие важные качества личности, как  активность самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность  и инициативу в предумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношением к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать  художественный вкус и творческие способности.

Отношение 2-3 летнего ребенка к  окружающей действительности характеризуется  недостаточной расчлененностью  связываемых чувств. Машина привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В  этом влечении как бы сочетаются и  познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые  проявляются как оценочных суждениях  о воспринимаемых явлениях, так и  в деятельности детей. Нередко младший  дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например: старую игрушку  ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре.

Изобразительная деятельность содействует  развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Заботясь о развитии у ребят  художественных способностей, педагог  должен знать моменты, являющиеся первыми  побудительными факторами привлечения  внимания, интереса детей к рисованию. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, игрушки и т.д. Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность рассказать окружающем о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими.

Процесс создания взрослыми ярких  образов в рисунке производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать  свои силы.

Большое значение для рисования  имеет зрение. Для того чтобы нарисовать недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого  представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительный память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимыми условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессами памяти происходит запоминание, узнавания, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

 

 

 

3. Программа и содержание  обучения предметному рисованию  в младшем и среднем дошкольном  возрасте.

Первая младшая  группа.

Закрепление определенных навыков  идет на протяжении всего года обучения. Первое занятие рисованием  начинается со знакомства с бумагой, карандашом. Карандашом можно производить различные действия: бумага была чистой, от движений карандашом на ней появились следы. Если слабо нажимать на него, то следов на бумаге не будет. Такое объяснение и наглядный показ привлекает внимание маленького ребенка к рисованию, получению изображению.

  Освоение изобразительных умений  начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных  линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем. Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов. Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению с ее началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга.

  Программой предусмотрено ознакомление  детей с цветом. Эта задача  решается при рисовании красками. Тематика заданий по развитию  чувства цвета связана с овладением  несложными формами – линиями,  пятнами, получаемые кистью (например, темы «Падает снежок», «Огоньки  горят на елке», «Трава растет»). Чтобы цвет правильно воспринимался  детьми, он должен быть дан  в контрастном сочетании  с  фоном: белые снежинки – на  синем фоне, желтые или красные  огоньки – на зеленой елке  и т.д.

  Программа предполагает овладение  такими техническими навыками, как  правильно держать карандаш, кисть,  аккуратно пользоваться ими, уметь  набирать краску только на  ворс кисти и т.д. 

  Ребенок уже на начальном  этапе обучения должен усвоить,  что любым материалом следует  пользоваться, руководствуясь определенными  правилами.

  Таким образом, осваивая  начертания простейших изобразительных  форм, используя яркие, красочные  тона, ребенок приучается находить  сходство с предметами окружающей  действительности, начинает осознавать  изобразительные возможности материалов  и самостоятельно использовать  полученные умения при изображении  других предметов.

Вторая младшая  группа.

  Программой предусмотрено обучение  проведению разнообразных линий:  слева направо, сверху вниз, пересеченных  и т.д. тематика упражнений  в проведении прямых линий  в различных направлениях указанна  в программе: рисование ленточек, дорожек и т.д.

  Поскольку содержание детских  работ становится более разнообразным  и требует применения нескольких  цветов для раскрашивания рисунка,  вводится промывание кисти. Трудной  задаче для детей является  передача сочетания нескольких  форм, которые могут быть однородными  (снеговик из двух или трех  кругов) или состоящими из двух  разных форм (солнце из нескольких  прямых полос и круга). Выполнение  изображения такого рода требует  не только умения подчинять  движение руки изобразительной  формы, но и способности синтезировать  эти формы, объединить их согласно  замыслу. Поскольку аналитико-синтетическое  мышление у ребенка трех лет  развито слабо, эта задача для  него сложна. Поэтому программой  предусмотрено изображение предметов,  включающих соединение только  двух разнородных частей или  ритмические повторение одной  и той же формы (например, лучи  у солнышка, ветки у елки).

  Изображение прямоугольных  форм требует развитой координации  движения, способности в нужный  момент изменить направление  движения, создавая угол, или замкнуть  лин6ию в начальной точке. В  соответствии с этой задаче  подобрана и тематика заданий  – рисование книжки, окон, флажков  и других предметов, имеющих  прямоугольные очертания.

Информация о работе Обучение предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте