Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:05, творческая работа

Описание работы

Заинтересовал этот образ и нас. Когда и как возник этот удивительный сказочный образ девушки-красавицы из снега? Где «родилась» Снегурочка? Нам захотелось изучить «родословную» этой сказочной героини. Поэтому мы выбрали очень интересную тему: «Расскажи, Снегурочка, где была…» Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке».

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. История возникновения и развития образа Снегурочки.
5
1.1. «Родословная» Снегурочки.
5
1.2. Путешествие в Щелыково.
7
1.3. Путешествие в Абрамцево.
9
1.4. Пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» и её интерпретация в музыке и живописи.
10
1.4.1.История создания пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».
10
1.4.2.Отличие пьесы Островского от русской народной сказки о Снегурочке и сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка».
11
1.4.3.Народный характер музыки в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
11
1.4.4.Заслуга В.М.Васнецова в конкретной реализации образа Снегурочки.
12
Выводы
14
Глава 2. Экспериментальное исследование истории возникновения образа Снегурочки.
15
2.1. Организация и методы исследования.
15
2.2. Описание и анализ результатов исследования.
17
2.3. Описание продукта исследовательской работы.
19
Заключение
20
Список источников информации
22
Приложения
23

Файлы: 1 файл

cytuehjxrf-proekt_snegurka.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать файл)

 

НОУ средняя общеобразовательная школа  «Росинка»

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 «Расскажи,  Снегурочка, где была…»

Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке

 

 

Авторы: Егорычева  Екатерина,

Рыльская Мария,6 класс.

Научный руководитель:

Данилова Р.И., учитель 

русского языка  и литературы

НОУ СОШ «Росинка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2010

 

Оглавление 

Введение

    3        

Глава 1. История  возникновения и развития образа Снегурочки.

5

1.1. «Родословная»  Снегурочки.

5

1.2. Путешествие  в Щелыково.

7

1.3. Путешествие  в Абрамцево.

9

1.4. Пьеса А.Н.Островского  «Снегурочка» и её интерпретация  в музыке и живописи.

10

1.4.1.История  создания пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».   

10

1.4.2.Отличие  пьесы Островского от русской  народной сказки о Снегурочке  и сказки В.И.Даля «Девочка  Снегурочка». 

11

1.4.3.Народный  характер музыки в опере Н.А.Римского-Корсакова  «Снегурочка».

11

1.4.4.Заслуга  В.М.Васнецова в конкретной реализации образа Снегурочки.

12

Выводы

14

Глава 2. Экспериментальное  исследование истории возникновения  образа Снегурочки.

15

2.1. Организация  и методы исследования.

15

2.2.  Описание  и анализ результатов исследования.

17

2.3. Описание  продукта исследовательской работы.

19

Заключение

20

Список источников информации

22

Приложения

   23


 

 

Введение

 

 

Каждый Новый  год с замиранием сердца ждут ребятишки  в России появления Деда Мороза и  Снегурочки. И Дед Мороз, и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года.  Снегурочка по-прежнему помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у ёлки хороводы и раздавать подарки. А откуда взялась эта девочка Снегурочка?

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников.

Заинтересовал этот образ и нас. Когда и как  возник этот удивительный сказочный  образ девушки-красавицы из снега? Где «родилась» Снегурочка? Нам захотелось изучить «родословную» этой сказочной героини. Поэтому мы выбрали очень интересную тему:   «Расскажи, Снегурочка, где была…» Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке».

Сначала познакомимся с основными понятиями, которые  встретятся в нашей исследовательской работе:

Снегурочка  – сказочный образ девушки-красавицы из снега.

ОБРАЗ -  художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п. Поэт мыслит образами; он не доказывает истины, а показывает ее. Созданный художником или актером характер, тип. О. Чичикова. О. Гамлета. О. Пушкина в картинах Репина.

СКАЗКА - повествовательное  произведение устного народного  творчества о вымышленных событиях.

Актуальность нашей работы обусловлена тем, что образ сказочного персонажа – Снегурочки, на наш взгляд, недостаточно изучен. Литературный  цикл «Расскажи, Снегурочка, где была…» для учеников начальной школы  познакомит детей и взрослых  с целостным образом Снегурочки, привьёт  любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества. Эта работа  научит  анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, а также поможет развивать творческое воображение, аналитическое мышление.

Проект реализуется  в предметных рамках литературы и  лингвистики.

Проект может быть квалифицирован как исследовательский, межпредметный,  внутришкольный, годовой.

Объектом исследования является Снегурочка.

Предметом исследования является  история возникновения образа Снегурочки.

Гипотеза исследования: родиной Снегурочки может быть как Абрамцево, так и Щелыково.   

 На основании  вышесказанного мы ставим перед  собой следующую цель: исследовать историю возникновения образа Снегурочки.

  Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

Теоретические

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Познакомиться с произведениями о Снегурочке, выявить  сходства и отличия.
  3. Создать представления об образе Снегурочки.
  4. Изучить «родословную» Снегурочки.

Практические

  1. Написать сценарий спектакля по мотивам сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка».
  2. Подготовить декорации для спектакля  и эскизы костюмов.
  3. Подготовить и провести урок внеклассного чтения.
  4. Посетить музей-усадьбу «Абрамцево».
  5. Создать Литературную карту  музея-усадьбы «Абрамцево».
  6. Создать фотоальбом  «Абрамцево» и слайды.

В исследовании были использованы следующие методы:

Теоретические:

  1. Анализ литературных источников.
  2. Анализ и сравнение литературного образа.
  3. Обобщение результатов исследования.

Эмпирические 

  1. Анкетирование учащихся.
  2. Моделирование: написание сценария спектакля, создание декораций для спектакля, урока по внеклассному чтению, Литературной карты.

Практическую  значимость данной работы будут иметь сценарий спектакля по мотивам сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка», декорации для спектакля и эскизы костюмов, разработка урока внеклассного чтения, Литературная карта музея-усадьбы «Абрамцево», фотоальбом «Абрамцево» и слайды.

 

Глава 1. История возникновения и развития образа Снегурочки

    1. «Родословная» Снегурочки

 

 

Чтобы разобраться  в «родословной» Снегурочки, необходимо выяснить, когда и как появилась эта героиня.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре  она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о  Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

Но в Новый  год Снегурочка стала появляться лишь в самом конце 19-го века. До этого  Дед Мороз приходил один. Какое  же событие выдвинуло Снегурочку в ряд самых популярных в народе героинь? Ответ может быть простым - это появление пьесы сказки А.Н. Островского «Снегурочка», написанной писателем в 1873 году.

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет  пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

И в 1882 году по- настоящему «оживил » Снегурочку Островского С.И. Мамонтов. Художники созданного Мамонтовым абрамцевского художественного кружка вместе с родственниками и друзьями Саввы Ивановича по его инициативе и при его непосредственном участии поставили спектакль по пьесе Островского в 1882 г. Потом в 1886 г. показали всей России оперу «Снегурочка» с музыкой Римского-Корсакова в знаменитом частном оперном театре Мамонтова. Лишь после этих постановок Снегурочка вошла не только в души русских людей, но и в дома, т.е. стала появляться в Новый Год как спутница Деда Мороза.

Огромная заслуга  в конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех  спектакля и оперы был в  значительной степени обусловлен его  изумительными декорациями, которые  являются одной из вершин творчества художника.

А свой современный  вид образ Снегурочки получил  в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

 

    1. Путешествие в Щелыково

 

 

«Настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты».

В русской культуре есть немало примеров удивительного  слияния творца, его произведений и места, где он творит. Михайловское, Болдино навсегда связаны с именем А. С. Пушкина, Ясная Поляна - с Л. Н. Толстым, Спасское-Лутовиново - с творчеством и героями И. С. Тургенева. В этом ряду и Щелыково — заповедный уголок Костромской земли, место, прочно связанное с именем и творчеством русского драматурга А. Н. Островского.

Отрывки дневниковых  записей молодого Островского, который  в 1848 году первый раз с отцом отправился в Щелыково, передают ощущения и чувства писателя от увиденного им во время путешествия.       

Ведь он, еще  не быв ни разу в Щелыкове, с нетерпением, тревогой и радостью ожидал этой встречи. Чистота и свежесть, простота и  искренность, величественность и восхищение переполняли душу молодого драматурга, и все это несметное богатство радости, чувств не могло не найти отражения в слове.       

Впечатления от первого знакомства с имением  не изгладились из памяти драматурга с годами. Напротив, первая влюбленность укрепилась и переросла в глубокое и постоянное чувство. Сюда до конца своих дней с надеждой и верой в целительное и вдохновляющее влияние «милого Щелыкова» стремился А. Н. Островский. Здесь ему работалось и отдыхалось лучше, чем в любом другом месте. В течение девятнадцати лет ездил он в Щелыково каждое лето, в щелыковском доме провел последние дни жизни.

     Красота  окружающей природы, места, вводящие  нас в мир героев Островского, — все это и поныне сохраняет за Щелыковом ту притягательную силу, то очарование, которое испытал драматург во время первого приезда в усадьбу, которую назвал «обетованными местами». 
      Вот территория заповедника... Спускаемся с горы... Тропинка вьется по краю обрывистого берега Куекши к густому лесу, выводит на лесную поляну, в глубине которой блестит небольшой водоем, обрамленный шестигранным пробивающийся из земли фонтанчик и выталкивает из глубины белый песок. При ярком солнце разноцветные блики вспыхивают на илистом дне, и это равномерное движение кажется волшебным действом. Родник и колодчик зовутся Голубым ключиком, и давно уже родилась легенда о том, что прозрачно-голубой водоем образовался на месте гибели Снегурочки, потому вода в нем так холодна и прозрачна. Но сердце Снегурочки не умерло: разбуженное матерью Весной и наполненное страстной силой любви, бьется оно на дне Голубого ключика. Ключик же обладает чудодейственной силой сохранять красоту и молодость тем, кто каждый день на утренней заре приходит сюда умываться его живительной водой. 
      «Здесь все вопиет о воспроизведении, а больше всего восхитительные овраги подле дома, и живописные берега речки, которым я не могу найти сравнения. Первое и самое сильное впечатление, которое производят на меня красоты природы, для меня болезненно, мне тяжело, мне надобно облегчить свою грудь, надобно поделиться с кем-нибудь этими неотступными впечатлениями, которые лезут в душу со всех сторон».      

«Я начинаю  чувствовать деревню. У нас зацвела  черемуха, которой очень много  подле дома, и восхитительный запах  ее как-то короче знакомит меня с природой. Природа мне делается понятной, все мельчайшие подробности, которых бы прежде не заметил, счел бы лишними, теперь оживляются и просят воспроизведения. Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки очаровательны, и все это ждет кисти, ждет жизни от творческого духа»1.      

Информация о работе Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке