Образ героев и атлетов в древнегреческом искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:02, реферат

Описание работы

Цель реферата – проследить, как менялись манеры изображения «идеального» тела человека, и как менялось само отношение к изображаемому.

Содержание работы

Введение 3
1. Куросы и гармоничная личность атлета в произведениях скульпторов высокой классики 5
2. Мирон 9
3. Поликлет 12
4. Лисипп 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Приложение

Файлы: 1 файл

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю - копия.docx

— 795.87 Кб (Скачать файл)

 

 

Саратовский государственный технический университет имени

Гагарина Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Образ героев и атлетов в древнегреческом искусстве»

 

 

 

Факультет САДИ

Выполнила студентка группы ДАРС-22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов

2012

Оглавление

 

Приложение

 

 

 

Введение

 

Областью исследования данной работы является скульптура древнегреческого искусства, а именно: анализ изменения скульптурного образа атлета и образа героя в древнегреческом искусстве.    

Для написания реферата использовался материал книг таких авторов, как: Б. Р. Виппер1, Б. И Ривкин2, Ю. Д. Колпинский3, Т. В. Ильина4, Г.И. Соколов.5 Книга Б. Р. Виппера сложилась на основе  многолетней работы автора о проблемах искусства Древней Греции. В ней описывается культура всех периодов Древней Греции. В книге Б. И. Ривкина представлен почти весь процесс античного искусства, от Эгейского искусства до искусства Древнего Рима. Книга Ю. Д. Колпинского основывается на развитии искусства Эгейского мира и Древней Греции, в ней описываются памятники мирового искусства.

Греки с особой внимательностью относились к человеческому телу и его развитию. Спорт был неотъемлемой частью их обыденной жизни. Олимпийские игры имели большое значение в этом смысле. В ту эпоху культивировался  образ атлета,  выступавшего  обнаженным, это сподвигло скульпторов на создание образа идеальной мужской фигуры. «Расцвету атлетики немало способствовали и общегреческие состязания, среди которых центральное место занимали Олимпийские игры. Победители этих состязаний пользовались всеобщим уважением и служили образцом для подражания, их считали равными богам. С древнейших времен греческие атлеты выступали на состязаниях обнаженными, и этот обычай сыграл важную роль в развитии искусства. Скульпторы и художники могли постоянно видеть обнаженные фигуры юношей, любоваться их красивым сложением и развитой мускулатурой, изучать движения человека и пропорции его тела. Сама жизнь формировала в сознании греков атлетический идеал красоты, образ физически сильного и мужественного человека. Этот образ нашел воплощение в статуях могучих обнаженных юношей, которые могли изображать и богов и людей; их называли «куросами» (что значит «юноша»)».6

Первый мастер, который внес большие изменения в скульптуре, был Мирон. Он внедрил в скульптуру одномоментность в движении.

Вторым скульптором являлся Поликлет. Ему принадлежит создание канона атлета в покое. В искусстве поздней классики выделяют такого мастера, как Лисипп. Он любил изображать могучих и сильных юношей, чаще в бытовых, а не геройских условиях.

Цель реферата – проследить, как менялись манеры изображения «идеального» тела человека, и как менялось само отношение к изображаемому.

 

 

 

 

1. Куросы  и  гармоничная личность атлета в произведениях скульпторов высокой классики

Период архаики является началом древнегреческой скульптуры. Скульптура этой эпохи напоминала египетскую, так как греки очень многое заимствовали у  египетской культуры  и стран Дальнего Востока. Скульптуры были геометричны и статичны; соблюдались определенные каноны. Эти каноны еще действовали в начале классической эпохи, но позже автор отходит от статики, скульптура обретает характер, зачастую происходит событие или действие.

Самые ранние куросы были изготовлены из дерева, поэтому не сохранились. Но в VII в. до н. э. греки позаимствовали у древних египтян искусство обработки камня, который обрабатывали металлическими инструментами, и таким образом начали высекать куросов из горных пород. «Куросы посвящались богам, ставились в храмах и святилищах, изображения атлетов воздвигались на площадях городов. Рельефные изображения исполнялись на надгробных плитах — стелах. Материалом служили камень, дерево, мрамор, терракота, со второй половины VI в. до н. э. - бронза. Камень и глину раскрашивали. Раскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой, глаза - красными, но это лишь усиливало общую декоративность».7

«Одним из наиболее ранних памятников архаического искусства является статуя куроса, исполненная из крупнозернистого мрамора на рубеже VII и VI веков до н.э. Она была найдена на мысе Сунион, около храма бога морей Посейдона. Такие статуи часто посвящали в дар богам. Трехметровая фигура обнаженного юноши высечена из монолитной глыбы камня. Размеры статуи, намного превосходящей рост, и упрощенный геометризированный силуэт сообщают ей монументальное величие. Оно подчеркнуто неподвижностью позы: выдвинутая вперед левая нога и отодвинутая назад правая создают впечатление покоя. Высекая обнаженную фигуру, скульптор стремится подчеркнуть характерные признаки атлетически развитого тела – широкие плечи и узкую талию юноши. Ноги напоминают могучие столбы, и в них четко обозначены коленные чашечки. Не владея точным знанием анатомии, мастер лишь приблизительно намечает мускулы: на животе они прочерчены врезанными линиями, а на спине трактованы декоративными узорами. Части лица переданы округлыми сглаженными объемами. Уголки губ чуть приподняты, что создает впечатление загадочной улыбки. Условными завитками изображены длинные волосы, падающие на спину. Фигура куроса обращена лицом к зрителям, руки плотно прижаты к телу, кубической формы голова поставлена прямо, и взгляд устремлен вдаль». 8 (см. приложение 1, 2, 3)

К концу VI в. до н. э. мастера придавали куросам расслабленные позы, прически походили на моду материковой Греции. В VI в. до н. э., по мере роста навыков греков работы с мрамором, размер куросов увеличивался. Некоторые в три, а то и в четыре раза превышали человеческий рост.

Cпустя тысячелетия, шедевры древнегреческих мастеров продолжают оставаться глубоко волнующими памятниками. «Пафос греческой скульптуры состоял в раскрытии всей красоты образа прекрасного человека, воплощенного в благородном мраморе или бронзе».9

Мирон и Поликлет были великими древнегреческими скульпторами классической эпохи V века до н. э., они почти современники, но искусство второго идет следом. Искусство V века смешанное, так как в нем явно заметна эволюция от памятников, которые были вначале века, к совершенным произведениям середины этого столетия. Первую половину V века до н. э. большей частью называют эпохой ранней классики, вторую — высокой.

Периодом поисков и экспериментов является ранняя классика. В произведениях ранней классики наблюдается много движения и энергии, чем в памятниках высокой классики. Хотя, стоит отметить, они не настолько совершенны, по сравнению со спокойными образами второй половины века. Мастеров привлекают композиции сложного замысла, с которыми не всегда удается справиться. «В греческом искусстве высокой классики человек имеет возвышенный образ бога или героя; мифологическая поэтическая форма показывала человека в отвлеченной от действительности среде».10

«Творчество Мирона представляло собой первое проявление искусства высокой классики. Вместе с тем оно представляет и одно из двух главных направлений: в искусстве высокой классики угадываются две тенденции решения основной образно-пластической задачи, поставленной временем. Создание образа всесторонне развитого человека в одном случае решалось путем выявления красоты движения, осуществления способности человека к действию. Другой путь формирования гармонического образа был связан с созданием фигуры, находящейся в покое, но полной внутреннего дыхания жизни, движения скрытого. В какой-то мере такой мастер, как Фидий, синтезировавший все основные тенденции в развитии высокой классики, объединил и обе эти тенденции. В большинстве же случаев в 60-30 гг. они существовали порознь, причем тяготение к тому или другому варианту решения определялось не столько индивидуальными интересами мастеров, сколько тем, что первый вариант был более разработан в пределах ионийских или аттических традиций, тогда как проблема создания монументального образа в спокойно стоящей фигуре решалась преимущественно мастерами аргосско-сикионской школы. Именно в пределах этой школы и сложилось искусство наиболее яркого представителя второй тенденции - Поликлета. Поэтому, хотя Поликлет был современником Фидия,  целесообразнее рассматривать его искусство как своеобразную антитезу творчеству Мирона».11

Таким образом, познав простоту и естественность в изображении образа фигур, скульпторы ставили перед собой новые задачи, а именно: обобщить все то, что узнавали их предшественники, для выражения возвышенных идей народа того времени в искусстве. Мирон был завершающим раннюю классику, нежели Поликлет, который  выразил свои идеи  высокой классики. 
2. Мирон

В ряду лучших скульпторов V века до н.э. стоит Мирон – автор известной статуи «Дискобол». (см. приложение 4) Мирон был учеником Агелада - крупного скульптора в Греции. Его учениками были также Поликлет и Фидий. Мирон был создателем большого количества статуй богов и героев. Произведениями Мирона был дополнен город Аргос. Скульптор обращался и к изображению животных.

Однако на сегодняшний день можно с уверенностью отметить два произведения Мирона, которые были широко известны в древности: это скульптурная группа «Афина и Марсий» и статуя юноши - «Дискобол». Эта была самой знаменитой статуей из всех его атлетов. «Дискобол» дошел до наших дней, имея несколько римских копий, различающихся по качеству. Одна сохранившаяся мраморная копия из палаццо Ланчелотти сейчас находится в римском музее Терм. Там же находится и сам торс «Дискобола».

«Статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 гг. до н.э., прославляет победителя атлетических состязаний. Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением. Впились в землю пальцы правой ноги, которая служит опорой телу, резко обозначились напряженные мускулы, и, словно тугой лук, согнуты руки».12 В этой статуе изображен победитель в метании диска. Дискобол показан обнаженным, так как на олимпийских играх юноши состязались без одежд. Это стало привычным, так как, согласно преданию, на состязаниях один атлет, чтобы опередить своих соперников, снял с себя одежду и выиграл. В скульптуре изображен недолгий перерыв между двумя движениями. Первое - замах назад, второе - бросок вперёд. Именно это делает момент напряженным, статуя как бы движется, при этом сохраняя смысл статуи. Если бы Мирон изобразил атлета в момент, когда диск срывается с руки, то смысл статуи был бы потерян. Образ статуи спокоен и, в то же время, подвижен. Мироном в этой статуе было достигнуто равновесие, за счет расположения рук:   правая рука направлена назад, в то время как левая в противоположную сторону, касаясь колена. Лицо «Дискобола» обращено вслед за правой рукой. Из за такого расположения тела возникает впечатление как движения, так и неподвижности одновременно.

Статуя «Дискобол» не сохранилась до наших дней, сохранились лишь древнеримские копии. Лучшая из которых хранится во дворце Массими в Риме.

«Не менее значительны «Афина и Марсий». (см. приложение 5) Группа посвящена мифу об изобретении флейты: играя на созданной ею флейте, Афина заметила, что щеки ее уродливо раздуваются; богиня бросает и проклинает инструмент, нарушающий красоту человеческого лица, тогда как плененный игрой сплен Марсий кидается подбирать брошенную флейту. В группе Мирона уходящая Афина гневно повернулась к ослушнику, испуганный же Марсий отпрянул назад. В таком противопоставлении участников сцены зарождается принцип композиции, раскрывающей конфликт противоборствующих сил, - принцип, который в течение тысячелетий будет характерен не только для скульптуры, но и для изобразительного искусства в целом. Благородство и в гневе сдерживающей свой порыв Афины противопоставлено Марсию - с его по-звериному гибкими движениями и дисгармоничным лицом. В этом противопоставлении божественно-человеческое начало выступает как эстетическая антитеза уродливой стихийности аффекта. Удивительно мастерство, с которым Мирон замыкает в ясной, устойчивой композиции столь противоположные фигуры. Интересно также и сопоставление головы Афины с головой Марсия: состояние аффекта, как и состояние внутреннего покоя, дано в самых общих, неиндивидуализированных, универсальных формах. Даже уродство Марсия носит идеально-типический характер своего рода «антигармонии». Мирон использовал, придав ему особую энергию, тип уродливой головы звереобразного силена, широко распространенный тогда в мелкой пластике и особенно в вазописи. Любопытно отметить, что уродство негативного образа в 5 в. до н. э. выступает обычно в подчинении гармоническому образу совершенной человеческой красоты. В это время было уже невозможно такое естественное для ранней архаики решение, при котором пугающий облик Медузы-Горгоны занимал господствующее положение в композиции фронтона. Дошедшие до нас римские копии «Дискобола» и фигур Марсия и Афины оставляют нас в неведении относительно собственно пластического языка Мирона».13 Жизненность этих памятников поражала современников.

Таким образом, Мирон был одним из первых скульпторов, который сумел показать движение в изображении человека. Мирон показал атлета не до или после состязания, а в момент развития борьбы. Вместе с тем он так мастерски осуществлял свой замысел в бронзе, что ни один другой скульптор в истории не смог превзойти его, изображая мужское тело в действии.

 

 

 

3. Поликлет

Нельзя не отметить выдающегося скульптора Поликлета, мастера второй четверти V в. Он являлся наиболее ярким выразителем эстетических идеалов этого времени. Поликлетом был создан образ «атлета-гражданина». Основной задачей Поликлета было создание образа героически-прекрасного человека. Эта тема может показаться довольно узкой современному зрителю, но для античного грека, которому было привычно видеть в основном человека объектом изображения, творчество Поликлета нисколько не казалось одновидным и монотонным.

Информация о работе Образ героев и атлетов в древнегреческом искусстве