Объект и предмет библиотековедения, их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 03:12, контрольная работа

Описание работы

Предмет науки не тождествен объекту, так как является продуктом познавательной деятельности человека. Некоторые исследователи не различают в научной практике понятия объект и предмет. Но на определенном этапе развития науки становится необходимым ее методологический анализ, в частности различение объекта и предмета исследования. Э. Г. Юдин обосновывает это тем, что понятие предмета исследования зависит от существующей в данное время системы знаний. В каждой науке предмет исследования постепенно меняется, зачастую она становится многопредметной. Кроме того, бывает, что разные науки изучают один и тот же объект, поэтому для обоснования научного статуса таких дисциплин необходимо различение объекта и предмета.

Файлы: 1 файл

Тема 1 Библиотековедение как наука.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)
  1. Объект и предмет библиотековедения, их характеристика.

Общеизвестно: для того, чтобы наука считалась наукой, она должна отвечать некоторым необходимым  условиям, в первую очередь иметь  предмет исследования («изучение всех аспектов, в каких объект может быть рассмотрен, т.е. в целом, в частях, в своих особенностях, в своих функциях, в своих отношениях, в пространстве и во времени»). К этому требованию добавляют объект  изучения, законы, фундаментальные понятия, общие факты.

Предмет науки не тождествен объекту, так как является продуктом познавательной деятельности человека. Некоторые исследователи не различают в научной практике понятия объект и предмет. Но на определенном этапе развития науки становится необходимым ее методологический анализ, в частности различение объекта и предмета исследования. Э. Г. Юдин обосновывает это тем, что понятие предмета исследования зависит от существующей в данное время системы знаний. В каждой науке предмет исследования постепенно меняется, зачастую она становится многопредметной. Кроме того, бывает, что разные науки изучают один и тот же объект, поэтому для обоснования научного статуса таких дисциплин необходимо различение объекта и предмета.

Поскольку предмет науки - это определенный аспект объекта, а аспектов может быть несколько, их следует систематизировать. Анализ предметов изучения разных наук позволяет сделать вывод, что все они сводятся к трем: строению (структуре) объекта, его функциям и истории развития объекта. Именно совокупность всех трех аспектов (видов предметов науки) и дает наиболее полный объект познания.

А. В. Соколов напомнил открытый Ю. Н. Столяровым принцип отграничения библиотечных явлений от небиблиотечных, который состоит в наличии/отсутствии библиотеки. Следовательно, в библиотековедении логично взять за объект исследования Библиотеку, рассматривая ее как систему . Таким образом, объект библиотековедения - объект теоретический!

Как и любую систему. Библиотеку можно рассматривать  в разных аспектах, отражающих главные, сущностные признаки объекта:

Структурном - на уровне сущности: как четырехэле-ментную  двухконтурную систему, при этом изучается способ организации системы, обеспечивающий её целостность (интегративное  свойство), отношения между элементами. Библиотека рассматривается здесь как принципиальная модель, общая для всех, самых разных библиотек: и научных, и детских, и массовых;

функциональном (деятельностном) - на уровне явления: роль Библиотеки, назначение (массовая публичная, учебная, научная  и т.д.), функции и вся деятельность Библиотеки (сюда входит обслуживание, сохранность фондов, управление, научно-педагогическая деятельность, взаимодействие библиотек между собой, с обществом и т.д.). Наконец, Библиотеку и Библиотечный отдел можно рассматривать как социальную систему с её проблемами сотрудничества и конфликтов. Как любая социальная организация. Библиотека не простая «сумма» библиотекарей с их индивидуальными способностями и характерами, а некое новое множество, в идеале - коллектив, обладающий новыми качествами, имеющий общую задачу и цель;

временном, т.е. историческом (онтогенетическом - изучение становления и судьба отдельных библиотек, их роль в обществе в различные периоды, и филогенетическом - история создания библиотек как общественною института). Имеется в виду возникновение и последовательное развитие библиотек в связи с конкретными условиями их существования. Здесь же уместно рассмотреть и эволюцию Библиотеки (проследить изменение ее структуры и функций как системы).

Библиотека - единое целое, но для удобства анализа структурные, функциональные и временные аспекты лучше разъединить, хотя они и взаимообусловлены. Таким образом, если объект библиотековедения - Библиотека, то предметами должны стать структурный, функциональный и временной аспекты объекта.

А. Н. Ванеев проанализировал развитие библиотековедческой мысли в России, взгляды отечественных библиотековедов на общетеоретические и методологические вопросы библиотековедения как науки (объект, предмет, сущность, структура, основополагающие принципы библиотековедения, его место в системе наук и связь с другими дисциплинами, методология и методика библиотековедческих исследований, роль библиотеки в жизни общества и ее социальные функции). На основании проделанной им громадной работы можно сказать, что до XX в. в России научные вопросы библиотековедения вообще не поднимались.

И. В. Лукашов изучил различные  точки зрения отечественных библиотековедов XX века на статус библиотечной науки. Выявив четыре этапа формирования библиотечной мысли в России, он пришел к выводу, что библиотековедение приобрело статус науки лишь в XX в. Проблема объекта и предмета библиотековедения охарактеризована им тоже, однако хотелось бы взглянуть на этот вопрос с несколько иных позиций, тем более что согласия между библиотековедами нет и поныне.

Опираясь на работы А. Н. Ванеева и И. В. Лукашова и высказывания других специалистов, можно классифицировать представления об объекте и предмете библиотековедения с учетом структурного, функционального и временного аспектов. Несмотря на давность некоторых высказываний, их необходимо осмыслить вновь, так как подобные взгляды не редки и сегодня. Свое мнение выделю словом контраргументы.

  1. Место библиотековедения в системе научного знания.

Установить место библиотековедения  среди других наук позволяет системный подход. Исходным для библиотеки как системы является библиотечный фонд, т. е. упорядоченная совокупность документов. Он выполняет в системе базисную функцию и поэтому вписывает библиотеку в разряд документальных систем. Между всеми элементами библиотеки – её фондом, контингентом пользователей, материально-технической базой и библиотечным персоналом, – а также между библиотекой и внешней средой существуют теснейшие связи, или коммуникации, и поэтому библиотека есть система не просто документальная, а документально-коммуникационная. Все связи, все акты общения в библиотеке опосредуются документом. Библиотековедение по своему предмету вписывается в класс документально-коммуникационных наук, являющийся разделом науки о социальных коммуникациях. Эта наука, в свою очередь, вписывается в обществоведение. Здесь же в конечном счёте помещается и библиотековедение.

Дискуссия о месте  библиотековедения в системе  наук ведется с того момента, как  возникло само библиотековедение. Наиболее основательно исследовавший историю этого вопроса А. Н. Ванеев отмечает, что в общей сложности существует около сорока научных дисциплин, куда различные учёные включают библиотековедение. В связи с этим можно определенно констатировать: чем больше перечень таких наук, тем меньше согласия среди специалистов по кардинальному вопросу о месте библиотековедения в системе наук. Установить действительное место библиотековедения в структуре научного знания позволяет системный подход, используемый, как известно, в тех случаях, когда надо проникнуть в сущность того или иного объекта, исследовать его на онтологическом уровне.

В соответствии с этим подходом библиотека представляет собой  систему, состоящую из четырех равноправных и равнозначимых элементов “библиотечный  фонд – контингент пользователей – материально-техническая база – библиотечный персонал”, каждый из которых имеет с остальными и с внешней средой прямые и обратные связи, выполняет внутри- и внешнесистемные функции. Исходным для этой системы является библиотечный документный фонд, имеющий общевнутрисистемную функцию базиса, на котором выстраивается всё здание библиотеки как системы. Отсюда логически следует, что библиотека представляет собой на сущностном уровне документальную систему и является ближайшей родственницей всех систем, тоже имеющих в своей основе документ: книжное производство, библиополистику, библиографию, архив, музей, орган научно-технической, правовой или иной информации и т. д.

Строго говоря, документом оснащается, подкрепляется, сопровождается любой социальный процесс (первый закон документологии), но лишь часть общественных институтов специализируется только на его создании, распространении, хранении и предоставлении в пользование, видит именно в этом свою цель и общественное предназначение. Следовательно, библиотека является прежде всего документальным институтом; библиотековедение одной, но базисной, своей частью вписывается в область документологии.

Этим выводом выполнено  лишь первое условие определения  места библиотековедения в системе  наук. Это условие необходимое, но недостаточное. Ибо построение фундамента (слово фонд этимологически родственно слову фундамент и буквально означает “дно”, “основание”) не равнозначно возведению всего здания. Но и здание, в свою очередь, обязательно должно покоиться на фундаменте, иначе вскоре разрушится. Поэтому посмотрим на роль всех четырех элементов в совокупности.

Все четыре названные  элемента представляют собой целостную  систему, т. е. единство, общность. Общность же, обеспечиваемая теснейшими связями  между элементами, есть, иными словами, коммуникация (латинское communis переводится как “общий”, “соединенный”, “связанный”). В библиотеке тесно связаны между собой фонд и читатели, читатели и библиотекари, библиотекари и материальная база и т. д. Библиотека в целом составляет общность с внешней средой. Виды связей в библиотеке исчисляются десятками. Связаны между собой не только элементы и подсистемы библиотеки, но и компоненты каждого элемента, как только он сам начинает рассматриваться в роли относительно автономной системы. К примеру, связаны между собой документы как фондообразующие элементы, и именно эти связи придают фонду качественное своеобразие. Незримыми, но крепкими нитями – производственными и межперсональными отношениями – связаны между собой сотрудники библиотеки; читатели; элементы материально-технической базы. Фонд связан с поисковым аппаратом, с последним связаны и библиотекари, и пользователи, и МТБ. И это только двойные связи, но существуют и тройные (например, читатель-библиотекарь- фонд), и четверные (например, читатель-каталог-библиотекарь-фонд) и т. д.

Иными словами, библиотека предстаёт как в сущности коммуникационная система. Её отличительная особенность  состоит в том, что практически  все существенные коммуникации явно или неявно опосредуются документом. Поэтому библиотека целиком вписывается в класс документально-коммуникационных систем. Соответственно библиотековедение – дисциплина документально-коммуникационного цикла, в который входят также по меньшей мере библиографоведение, книговедение, документоведение (административное), архивоведение, музееведение, информатика. Составить исчерпывающий перечень этих дисциплин – отдельная научная задача.

Следующий вопрос: к какому более общему классу относится наука  в документальных коммуникациях? На него ответить проще: документально-коммуникационная наука однозначно вписывается в науку о социальных коммуникациях, а эта последняя – в самый широкий класс – общественные науки. Таким образом, в конечном счете библиотековедение есть общественнонаучная дисциплина, более конкретно – библиотековедение есть часть комплекса, входящего в науку о социальных коммуникациях. Этот вывод если и является новым, то только по системе доказательства. По сути же он совпадает с представлением ещё О. С. Чубарьяна, дефинировавшим библиотековедение как общественную науку, изучающую закономерности развития, свойства, характер и структуру библиотечного процесса как одной из форм массовой (научной тоже – Ю. С.) социальной коммуникации (Чубарьян О. С. Общее библиотековедение. 3-е изд., перераб. и доп. -М., 1976. – С. 5). Истоки этого представления возникли по крайней мере ещё в начале XIX в. и восходят к трудам А. М. Ампера (Франция, 1834). Библиологию в своей “классификации всех человеческих знаний” он включил в ноотехнические науки, или науки о средствах общения людей, а эти последние – в ноологические науки как науки первого порядка.

В предложенную концепцию отлично  вписываются все общие и частные  библиотековедческие теории, включая  и вызывающие особую настороженность  у специалистов по библиотечному  обслуживанию: обслуживание, будь то массовое, групповое или индивидуальное, – это в сущности коммуникация между пользователем, документом и библиотекарем; имеет место опосредованная документом коммуникация между автором и читателем; коммуникация между читателями тоже возникает по поводу того или иного документа. Каково содержание этой коммуникации, технология ее обеспечения – вопрос следующий, он составляет прерогативу специалистов по данному виду коммуникации.

Соответственно сущностная функция  библиотеки – документально-коммуникационная. Если поставить вопрос чем же отличается ее наполнение от аналогичной функции библиографии, архива, музея и тому подобных родственных институтов, то ответ будет прежним: эти отличия надо изучать отдельно, но сама постановка такого вопроса свидетельствует о признании наличия документально-коммуникационной функции у библиотеки.

3. Понятие методологии  библиотековедения как учения  о принципах построения, формах  и способах научного познания  объекта библиотечной науки.

В отечественном библиотековедении  многие десятилетия доминировала точка  зрения, согласно которой методология  науки – это принципы материалистической диалектики, а также марксистско-ленинская  теория познания, исследующая законы развития научного знания в целом. В зарубежном библиотековедении капиталистических стран по этому поводу высказывается противоположная мысль. Согласно ей, методологию библиотековедения составляет "гуманистический нематериализм”, т.е. разновидность идеализма.

Под методологией библиотековедения понимается система наиболее общих, исходных, основополагающих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. В соответствии с этим широким определением более конкретно это: 1) мировая философия, обращенная к процессу познания;  2) наука логика; 3) специфические для библиотековедения законы и принципы.

Важнейшее место в  общей методологии библиотековедения  принадлежит философии – той  форме духовной деятельности, которая  направлена на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека, на выяснение основных, наиболее общих законов природы, общества и мышления.

Из всей необъятной совокупности философского знания наиболее существенное методологическое значение для библиотековедения имеет теория познания (гносеология). Это аспект философии, связанный с изучением взаимоотношений субъекта и объекта познания (библиотековед–библиотечное дело) в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критериями истинности и достоверности знаний. Иначе говоря, это не вся философия, а только ее часть, обращенная к процессу познания.

Основополагающее значение для библиотековедения в методологическом смысле имеют важнейшие законы и принципы диалектики, философские категории.

Остановимся на методологическом содержании таких  законов диалектики, как: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количества в качество;  3) отрицание отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей – всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением – гласит, что нет противоположностей без их единства и нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет внутренний источник всякого движения, позволяя понять движение как самодвижение.

Информация о работе Объект и предмет библиотековедения, их характеристика