Музеи Америки и Австралии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 21:27, доклад

Описание работы

Первые музеи за пределами Европы появились на Американском континенте, который с XVI в. стал объектом европейской колониальной экспансии. Осваивая просторы Нового Света, выходцы из европейских стран оттесняли на окраины или истребляли аборигенное население и воспроизводили на захваченных землях привычный для себя уклад жизни, обычаи и традиции. Со временем американские колонии превратились, по сути дела, в очаги европейской цивилизации с характерными для нее общественными институтами и культурными формами, в числе которых были и музеи.

Файлы: 1 файл

Музеи Америки и Австралии.docx

— 39.81 Кб (Скачать файл)

Музеи Америки и Австралии

Музейное строительство на Американском континенте

Первые музеи за пределами Европы появились на Американском континенте, который с XVI в. стал объектом европейской колониальной экспансии. Осваивая просторы Нового Света, выходцы из европейских стран оттесняли на окраины или истребляли аборигенное население и воспроизводили на захваченных землях привычный для себя уклад жизни, обычаи и традиции. Со временем американские колонии превратились, по сути дела, в очаги европейской цивилизации с характерными для нее общественными институтами и культурными формами, в числе которых были и музеи.

Самые ранние сведения об американских музеях относятся к колонии Южная Каролина, которая в 1776 г. совместно с другими английскими колониями образовала независимое государство — Соединенные Штаты Америки. Тремя годами ранее Библиотечное общество города Чарлстона обратилось к читателям местной газеты с просьбой присылать ему материалы для создания музея, и 1773 год принято считать точкой отсчета в истории музейного строительства США.

В XIX в. возникли музеи и на территории колоний, впоследствии вошедших в доминион Канада. Первый из них был учрежден в 1822 г. в Новой Шотландии и получил известность благодаря своему богатому зоологическому собранию. Вместе с тем ощутимый размах му-

2 3 8 зейное строительство  приобрело в этом регионе лишь

впоследней трети XIX в., когда североамериканские британские колонии составляли уже единое целое

врамках доминиона. В этот период получило статус национального музея вспомогательное подразделение геологической службы, созданное еще в 1843 г. Из Монреаля его перевезли в 1880 г. в новую столицу Оттаву;

втом же году была учреждена и Канадская национальная галерея, а начало XX в. ознаменовалось основанием в Торонто Художественной галереи (1900) и Королевского музея Онтарио (1912).

ВЮжной Америке первый музей, впоследствии получивший статус национального, был создан в 1815 г.

вРио-де-Жанейро.Его основу составила коллекция живописи, подаренная португальским королем. В 1823 г., после завоевания Аргентиной независимости от испанских колониальных властей, вБуэнос-Айресебыл учрежден национальный музей, ставший центром развития биологических и геологических наук.

Следует иметь в виду, что в силу исторических, социальных и экономических факторов многие заимствованные идеи и культурные формы, в том числе и музеи, обретали на американской почве иной опыт развития. Это в полной мере относится к музеям Соединенных Штатов Америки.

Музеи США: общее и особенное

В то время как европейские музеи постепенно вырастали из закрытых собраний монархов и частных лиц, в США сначала появились общедоступные музеи, созданные усилиями научных и литературных обществ, учебных заведений, одиночек-энтузиастов,и лишь потом стали формироваться закрытые собрания. Многие из них в дальнейшем трансформировались в общественные институты или были завещаны существующим музеям. Тем самым стала воспроизводиться та последовательность событий, которая была характерна для Европы на заре возникновения публичных музеев. Как уже говорилось, первый американский музей был основан в Чарлстоне в 1773 г. местным Библиотечным обществом, которое собирало и предоставляло во временное пользование книги и научные инструменты, поэтому создание музея стало логическим продолжением его деятельности. Благодаря активности жителей штата, откликнувшихся на призыв общества присылать ему образцы флоры, фауны, почв, минералов, описания рек и родников, в Чарлстопском музее вскоре появились богатые естественно-научные и этнографические коллекции. Но особым интересом у музейной публики пользовались различного рода редкости — «голова новозеландского вождя», «туфли китайской дамы четырех дюймов длиной», египетская мумия, утконос. Собрание было открыто для осмотра ежедневно, входная плата для взрослых составляла 25 центов, для детей — 12 центов, сезонный билет стоил доллар.

В 1770-хгг. два музейных учреждения, аналогичные Чарлстонскому, появились и в Филадельфии, а в 1782 г. в городе открылся для широкой публики Кабинет редкостей, или Американский музей, созданный швейцарцем Пьером Эженом дю Симитьер. Имя этогохудожника-миниатюриста,возможно, следует поставить первым в списке музейных энтузиастов США, но гораздо более весомый вклад в развитие музейной сферы страны внес другой житель города--художник Чарльз Уилсон Пил (1741 — 1828).

Основу созданного им Филадельфийского музея составили портреты выдающихся деятелей американской истории и офицеров-сослуживцев,написанные художником в годы Войны за независимость, когда он возглавлял один из отрядов добровольцев. Это собрание никогда не носило закрытого характера, поскольку изначально выставлялось на всеобщее обозрение в доме художника. В 1786 г., разместив среди картин естественно-научные образцы, в частности, кости мамонта, Пил поразился возросшему потоку посетителей и пришел к мысли о необходимости создания музея, где «удивительные творения природы» будут представлены в соответствии с классификацией К. Линнея.

Покупки, экспедиции, обмен дубликатами с европейскими музеями и коллекционерами, подарки путешественников, моряков, купцов и всех, кто желал видеть свое имя в качестве дарителя на табличке под экспонатом, позволили Пилу составить богатое собрание естественно-научныхобразцов, этнографических материалов и различного рода редкостей. В книге новых поступлений появились записи о приобретении «деревянной подушки», фрагмента сандалового дерева, ткани и ниток с островов Фиджи, богато орнаментированного кинжала из Восточной Индии. В музее демонстрировались минералы из Франции, каменная соль из Германии, вазы с раскопок в Геркулануме. Среди экспонатов можно было видеть «цыпленка с четырьмя ногами и четырьмя крыльями», «репу весом в 80 фунтов», «кусочек дерева от коронационного кресла из Вестминстерского аббатства».

Уплатив за вход, посетитель получал возможность не только увидеть заокеанские редкости и диковины, но и познакомиться с новаторскими методами показа естественно-научныхобразцов, разработанными владельцем музея. Пил стремился экспонировать животных и птиц в характерной для них среде обитания, воссоздавая ее с помощью различных вспомогательных материалов. Например, стая диких уток размещалась на искусственном водоеме, воду в котором изображали зеркала; чучела других птиц экспонировались на деревьях или же подвешивались для имитации полета, а для показа рептилий использовалось воспроизведение пещеры.

Одним из первых Пил стал применять и такое техническое новшество, как газовое освещение, позволявшее осматривать музей в вечерние часы. Наряду с каталогом и путеводителем посетителям предлагались нетрадиционные для того времени формы знакомства с музейным собранием — лекции, демонстрационные опыты в области химии и физики. Считая, что музыка — это «гармония звуков», сродни «более глубокой гармонии природы», Пил даже приобрел орган для проведения в музее вечерних концертов.

Нет ничего удивительного в том, что Филадельфийский музей, или Американский музей Пила,

Стал выдающейся достопримечательностью не только города, но и всей восточной части Соединенных Штатов. Первые десятилетия своего существования он уверенно смотрел в будущее и даже смог открыть филиалы в Балтиморе и Нью-Йорке, которые возглавили сыновья Пила. Вместе с тем, будучи частным учреждением, Филадельфийский музей нередко переживал экономические трудности и в конечном итоге обанкротился. Распыление богатейших коллекций началось в 1845 г. и завершилось спустя девять лет.

На первых порах американские музеи очень напоминали европейские кабинеты редкостей; в них было мало произведений искусства, преобладали же образцы природы, что отражало, с одной стороны, характерный для того времени крен в сторону естест- венно-научныхисследований, а с другой стороны, — отсутствие традиций художественного коллекционирования. В обстоятельствах появления художественных музеев американская специфика проступает весьма отчетливо.

В отличие от Европы в США не было блистательных королевских коллекций, на основе которых могла бы возникнуть национальная галерея. Не было и сильного центрального правительства, способного дать импульс ее созданию. Долгое время в стране существовали лишь небольшие художественные галереи, создававшиеся научными и литературными обществами, колледжами, университетами и отдельными энтузиастами. Продолжительность жизни многих из них исчислялась порой лишь несколькими годами, а экс-понировавшиеся собрания качественным уровнем не отличались. Но в то же время они выполняли важную роль в развитии музейной сферы страны, поскольку закладывали традиции художественного коллекционирования.

Положение стало меняться в последней трети XIX в., когда усилился начавшийся еще в середине столетия экономический рост, постепенно превративший США в страну процветающего капитализма. Одним из надежных и давно апробированных европейцами способов сохранения и преумножения нажитых богатств было их вложение в сферу художественного коллекционирования. Появившись на европейских аукционах и диктуя высокие цены, американские нефтяные, сахарные и спичечные «короли» стали скупать картины старых мастеров, иллюстрированные рукописи, лучшие образцы декоративно-прикладногоискусства. Для одних это занятие было средством выгодного вложения капитала, для других — данью моде и возможностью «облагородить» свой социальный статус, третьи питали истинную любовь к искусству. Но независимо от мотивов, которыми руководствовались американские коллекционеры, в стране стали формироваться представительные художественные собрания, а вместе с ними и музеи.

Новую страницу в истории американского музейного строительства открыли 1870-егоды. В это десятилетие страна создала музеи, впоследствии ставшие крупнейшими хранилищами ее культурного богатства — Музей Метрополитен вНью-Йорке(1870), Музей изящных искусств в Бостоне (1870), Филадельфийский художественный музей (1876), Чикагский институт искусств (1879).

Наибольшую известность среди них приобрел музей Метрополитен. Инициаторами его создания выступили представители творческой интеллигенции и деловых кругов, состоявшие членами весьма влиятельного в Нью-ЙоркеКлуба союзной лиги. На одном из своих заседаний художественный комитет Клуба избрал правление будущего музея — Совет попечителей, который обратился в законодательное собрание штата с предложением открыть музей под названием

«Метрополитен» («Столичный»). Предполагалось, что его собрание будет включать не только живописные и скульптурные коллекции, но и рисунки, гравюры, медали, фотографии, архитектурные модели, портреты исторических деятелей, образцы прикладного искусства и ремесел.

В апреле 1870 г. власти штата санкционировали создание музея, приняв об этом специальный акт. Владельцем земельного участка и будущего здания объявлялись городские власти, а хозяином коллекций — музей. Но в год своего основания Метрополитен не имел ни помещения, ни коллекций, их еще только предстояло создать. Необходимую на первое время сумму в 250 тыс. долларов Совет попечителей смог собрать по подписке, когда обратился за помощью к нью-йорк-ским предпринимателям и широкой публике. В 1871 г. музей сделал свою первую и необычайно удачную покупку: приобрел 174 картины европейских мастеров XVII—XVIIIвв. из французских и бельгийских собраний, появившихся на европейском рынкеиз-запотрясенийфранко-прусскойвойны.

Для показа появившейся коллекции Метрополитенмузей арендовал помещение танцевальной школы на Пятой авеню, где 17 февраля 1872 г. открылась для публики первая в его истории экспозиция. Одновременно велось строительство постоянного музейного здания,

244 принявшее первых посетителей  в марте 1880 г. Их взорупредстали картины старых западноевропейских мастеров и современных американских художников, образцы американской художественной промышленности, а также кипрские древности из коллекции генерала Чеснолы. В двух залах разместились произведения, временно предоставленные Метрополитену нью-йоркскимиколлекционерами. Эта особенность впоследствии стала весьма характерной для американских музеев. Экспонирование такихколлекций-вкладов,помещаемых в музей на определенный, чаще всего длительный срок, носит обоюдовыгодный характер. Коллекционеры получают рекламу своему собранию и надежное помещение для его экспонирования, а музеи расширяют экспозиционный показ и увеличивают поток посетителей.

Не получая от государства денежных дотаций, Метрополитен сам изыскивал средства на развитие. Еще на заре своей деятельности он заложил основы своеобразного института финансовой помощи — Общества друзей музея, впоследствии получившего широкое распространение в американских музеях. Членом общества мог стать каждый, кто уплатил взнос (минимальный составлял 10 долларов), в зависимости от величины которого он получал ряд привилегий, в том числе право бесплатного посещения музея, выставок, участия в различных мероприятиях. Широкие возможности ддя пополнения собрания открыли щедрые дары и завещания музею крупных денежных сумм, художественных произведений и даже целых коллекций, что со временем стало своего рода традицией в среде богатых американцев. В итоге спустя полвека после своего созданияМетрополитен-музейне только стал обладателем крупнейшего в США собрания западноевропейской живописи, но и оказался в одном ряду с выдающимися европейскими художественными галереями, перестав уступать им в отношении полноты и ценности многих своих коллекций.

Вобстоятельствах возникновения Метрополитенмузея, юридических особенностях его существования, экспозиционной структуре и формах деятельности, словно в зеркале, отражены национальные культурные традиции и феномен американского музея.

Вотличие от европейских, большинство музеев США как бы изолированы от государства, ведь онивозникли и существуют в качестве частных институтов, принадлежащих отдельным лицам или корпорациям. Основанием для их создания стали решения властей штатов или муниципалитетов. Порой в собственности местных органов власти может находиться земля, в редких случаях — даже музейное здание и коллекции, однако контроль над состоянием музейного бюджета и инвестициями, обновлением экспозиций и их сохранностью всегда является прерогативой возглавляющего музей Совета попечителей. Его членами становятся щедрые дарители и вкладчики; как правило, это богатые бизнесмены, которые нередко и сами являются коллекционерами. Их пребывание в Совете продолжается неограниченный срок, благодаря чему не нарушается выполнение долгосрочных финансовых обязательств и перспективных планов музея. Что же касается непосредственно музейной работы, то ею руководит директор, назначаемый Советом попечителей.

В числе немногих исключений из этих правил — музеи, входящие в структуру Смитсоновского института. Основная часть их расходов покрывается за счет федерального бюджета, от большинства музеев страны их отличает и бесплатный допуск посетителей. Институт был создан на средства от посмертного дара английского химика и минералога Дж. Смитсона (1765—1829).Внебрачный сын герцога Нортамберлендского, он в силу обстоятельств рождения не смог унаследовать отцовский титул и занять подобающее ему место в английском обществе. Уязвленное самолюбие побудило Смитсона оговорить в завещании, что в случае смерти прямых наследников все его состояние должно перейти стране, где нет предрассудков и условностей, мешающих успеху и продвижению человека. Завещанные средства предназначались для основания в Вашингтоне учреждения «для расширения и распространения знаний среди людей» под названием Смитсоновского института.

Информация о работе Музеи Америки и Австралии