Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Работать следует на белой плотной бумаге, например на чертежной, ватманской, полуватманской.
Выбор бумаги должен быть сделан правильно и соответствовать характеру изображаемого. Так, мелкозернистая бумага подходит для мелкомасштабных изображений, затененных форм или для изображения воздушных и нежных предметов. Крупнозернистая бумага применяется для изображения грубых, фактурных и сильно освещенных форм.
Самой распространенной бумагой для рисунка в настоящее время является чертежная бумага.

Содержание работы

Материалы рисунка 3
1 Подготовка бумаги 3
2 Карандаши для рисования 4
3 Уголь для рисования 5
4 Соус, сангина и пастель 6
5 Вспомогательные материалы 7
6 Материалы для рисунка пером 9
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

кр мат.рисунка.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Материалы рисунка        3

1 Подготовка бумаги       3

2 Карандаши для рисования      4

3 Уголь для рисования       5

4 Соус, сангина и пастель       6

5 Вспомогательные материалы      7

6 Материалы для рисунка  пером      9

Список использованных источников      13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы рисунка

1 Подготовка бумаги

 

Работать следует на белой плотной  бумаге, например на чертежной, ватманской, полуватманской.

Выбор бумаги должен быть сделан правильно  и соответствовать характеру изображаемого. Так, мелкозернистая бумага подходит для мелкомасштабных изображений, затененных форм или для изображения воздушных и нежных предметов. Крупнозернистая бумага применяется для изображения грубых, фактурных и сильно освещенных форм.

Самой распространенной бумагой для рисунка в настоящее время является чертежная бумага.

Рисовальная бумага в зависимости  от назначения и качества выпускается  для   выставочных   художественных   работ; для работы тушью, изготовления гравюр; для массового назначения.

Она может быть в листах и рулонах. Листовая бумага производится следующих  размеров (мм): 210 х 297; 240 х 287; 420 х 594; 594 х 841; 640 х 878. Рулонная бумага выпускается  по соглашению между изготовителем  и потребителем.

Вся бумага выпускается машинной гладкости. По соглашению между изготовителем и потребителем она может быть торшированная мелко-, средне- и крупнозернистой поверхности, а также тонированная.

Кроме чертежной бумаги, имеется  эскизная бумага, которая пригодна для рисования карандашом и углем. Эскизная бумага по своим качествам идентична чертежной бумаге, так как изготовляется из ее отходов. Бумага выпускается двух размеров (в мм): 130 X 190 и 190 х 270.

Работать тушью следует на фотобумаге, тушь ложится на ней особенно хорошо. При этом фотобумага легко процарапывается, что дает возможность решить те или иные графические задачи. Прежде чем использовать фотобумагу, ее проявляют и закрепляют в гипосульфите, стабилизируя эмульсию и высокую белизну.

Лучшей для графических  работ является также хорошо проклеенная (имеющая подложку), как глянцевая, так и матовая фотобумага.

Альбомы для  рисования. Альбомы для рисования выпускаются могут выпускаться следующих размеров (мм): 203x144, 288x203, 407x288; обычно они состоят из 40 листов.

Альбомы изготовляются из чертежной бумаги (масса 1 м бумаги 160 г) и рисовальной (масса 1 м2 бумаги 130 г). Делают альбомы и из других видов бумаги, пригодной для чертежных и рисовальных работ: офсетной, основы для мелования и для фотоподложки.

Альбомами для рисования могут служить также альбомы для чертежных и копировальных работ.

Последовательность натягивания  бумаги на планшет:

а) бумагу смачивают с одной стороны  и оставляют на некоторое время;

б) бумагу накладывают на планшет, разглаживают, чтобы не было морщин;

в) поднимают планшет и загибают края бумаги; 

г) смазывают кромку бумаги клеем; 

д) накладывают бумагу на планшет, приклеивают левую и правую кромки бумаги; 

е) заделывают два нижних угла бумаги;

ж) подтягивают, разглаживают бумагу и приклеивают верхнюю  кромку;

з) заделывают все углы; 

и) оставляют бумагу до полного высыхании и натяжения.

Придание шероховатой бумаге гладкости. Пористую, шероховатую, ворсистую бумагу можно несколько улучшить. Для удаления ворса и задубливания пористости бумагу с двух сторон протирают губкой, смоченной в 4-5-процентном растворе алюмокалиевых квасцов, и затем высушивают.

 

2 Карандаши для рисования

Когда-то карандашами служили палочки  из свинца, серебра, дающие достаточно четкие серые штрихи на бумаге. Следы  серебряного карандаша со временем приобретали коричневый оттенок.

Пользовались свинцовыми и серебряными  карандашами главным образом  для предварительных набросков  при последующей работе в какой-либо другой технике, но сохранились и  рисунки времен Возрождения, исполненные  серебряными и свинцовыми карандашами.

Одновременно с металлическими карандашами из свинца и серебра  пользовались и так называемыми  итальянскими карандашами из черного  сланца. Такие карандаши применяются  художниками и в настоящее  время, но их теперь изготовляют из жженой кости, где связующим служит растительный клей.

Карандаши графитовые. Первое описание графитового карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского естествоиспытателя Конрада Гейслера. К тому же времени относится открытие месторождения графита в Англии, в Кемберленде где графит распиливали на карандашные стержни. Но у графитовых стержней было два существенных недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. Было предложено обматывать стержни по всей длине тесьмой, которую следовало разматывать по мере того, как исписывался графит. Только в 1761 году Каспар Фабер разработал способ укрепления графита путем смешивания растертого порошка графита со смолой и сурьмой, в результате чего получалась густая масса, годная для отливки более прочных и одинаковых графитовых стержней.

В конце XVIII века чех И. Гартмут стал делать стержни для карандашей из смеси графита и глины с последующим обжигом. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Меняя количество добавляемой глины, можно было получать стержни различной твердости.

Одновременно с усовершенствованием  графитовых стержней французским ученым Н. Контье было предложено вклеивать их в деревянные пеналы. И вскоре во многих странах Европы открылись карандашные фабрики, изготовлявшие карандаши известного нам типа.

Подсчитано, что карандашом со стержнем длиной 18 см можно провести линию в 55 км или написать 45000 слов.

В конце концов карандаш стал технически совершенным инструментом. В 1846 году стали выпускать карандаши семнадцати степеней твердости.

Рисунки графитным карандашом имеют  сероватый тон с лёгким блеском, в них не бывает интенсивной черноты.

В настоящее время карандаши  выпускаются трех основных групп: черные графитовые, копировальные (иначе- химические) и цветные. Они дифференцируются по твердости (и мягкости), обозначаемой буквами Т, MТ, М (Н, НВ, В) с цифровым показателем перед буквой. Всего выделяется 15 групп.

По  целевому назначению установлены карандаши  школьные, канцелярские, чертежные  и рисовальные (вообще же в мире производится почти 370 различных типов и видов карандашей, более 70 различных цветов).

Степень мягкости карандашей обозначают буквой М (мягкий) или 2М, ЗМ и т. д. Большая  буква перед М указывает на большую мягкость карандаша.

Твердые карандаши обозначают буквой Т (твердый). 2Т тверже, чем Т, ЗТ тверже, чем 2Т, н т. д.

Обычно рисунки начинают карандашом средней мягкости - ТМ или М - и  затем переходят к более мягким номерам» - 2М и ЗМ.

Выбор карандашей зависит от качества бумаги и от творческой задачи, которую ставит перед собой художник. Например, быстрые наброски удобнее делать мягкими карандашами, а при работе над рисунком длительное время на бумаге типа полуватман можно начинать легкими штрихами карандашами Т или ТМ. На гладкой бумаге лучше ложится мягкий карандаш, на более шероховатой удобен карандаш средней мягкости - 2М.

Кроме обычных графитовых карандашей выпускается карандаш «Ретушь» (эти карандаши мало пригодны для длительной работы, так как плохо ложатся на стертые резинкой места. Острие стержня этих карандашей затачивается на мелкозернистой наждачной шкурке), напоминающий итальянский карандаш. Карандаш «Ретушь» бывает четырех номеров: № 1 - очень мягкий, №2 - мягкий, № 3 - средне-твердый, №4-твердый. Стержни карандаша «Ретушь» изготовляются из тонкомолотого березового угля, глины и небольшого количества газовой сажи. Карандаши «Ретушь» дают интенсивную, жирную черту черного цвета, которая хорошо растушевывается. Рисунки, выполненные карандашом «Ретушь», могут не закрепляться фиксативом. Помимо черного карандаша «Ретушь», выпускается еще карандаш «Живопись» с маркировкой 2М-4М.

В художественной практике при создании картонов (вспомогательных  рисунков для исполняемой композиции) иногда пользуются также карандашами  «Маркированными», выпускаемыми для маркирования по дереву, а также «Столярными». Для этой работы «Столярный» карандаш удобен из-за своей длины и толстого грифеля.

Итальянский карандаш представляет собой один из видов вольных карандашей. Отличительной особенностью его является, глубокий матовый бархатистый черный цвет, легко растушевываемый на бумаге. Итальянский карандаш используют при выполнении портретов, а также рисунков обнаженного человеческого тела. Итальянские карандаши известны с XV века. Они бывают твердые, средние и мягкие. Для изготовления итальянских карандашей применяется в массовых частях (м. ч.):

графит  – 1

сажа  газовая – 1

нейтральная черная – 1

гипс  – 13

крахмал или декстрин в виде 8-процентного клеевого раствора - 7

Пигменты для изготовления карандаша  очень тонко измельчают путем размалывания в коллоидной мельнице. Из полученной массы прессуют карандаши обычно прямоугольного сечения и обжигают при температуре 150-250 °С в течение 2-4 часов. 
В зависимости от длительности обжига получают карандаши различной твердости.

3 Уголь для рисования

 

 

 Уголь для рисования приготавливают из высушенных очищенных от коры прутков  ивы или бересклета путем обжига без доступа воздуха. Для обжига применяют тигли, в которые вертикально  закладывают прутки. Тигли закрывают  крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300 °С в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке.

Уголь для рисования можно изготовлять  и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха в банке и 6oлee равномерного обжога. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3 - 5 часов. После обжига банка должна сутки остывать.

Если уголь будет обожжен  не полностью, то он будет оставлять  на бумаге слабый серый след, к тому же слабообожженный уголь царапает бумагу. Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло-серого цвета.

Уголь рисовальный  прессованный. Его изготовляют из смеси тонкомолотого древесного (березового) угля (от 50 до 72%), глины (от 26 до 50%), сажи газовой (от 3 до 8%) и небольшого количества ультрамарина (от 3 до 5%). Обжиг производят при температуре 500-800° в течение 2-4 часов, что дает возможность получать уголь различной твердости. Тон угля изменяется в зависимости от соотношения взятых компонентов. Уголь прессованный дает более черный цвет, нежели натуральный. Уголь рисовальный затачивается лишь с одной стороны под углом 45°, что дает возможность проводить тонкие и толстые линии. Длина палочек прессованного угля 100 мм, диаметр 8 мм. Уголь прессованный выпускается в коробках по 10 штук.

При работе углем пользуются резинкой - "клячкой", прокатывая ее по бумаге. Втирать уголь в бумагу нельзя. Со временем рисунки углем темнеют. Для работы "углем следует пользоваться шероховатой бумагой, лучше удерживающей уголь.

 

4 Соус, сангина  и пастель

 

 

 Соус. Соус выпускается трех цветов: черный, серый и коричневый; он обладает интенсивной красящей способностью. Приготовляется соус из пигмента, часов-ярской глины, мела и препарата ОП-7. Соус дает бархатистый тон, он легко разносится по поверхности бумаги. Рисунок соусом выполняют и мокрым, и сухим способом. Обычно непосредственно стержнем соуса не пользуются, так как он пачкает руки (хотя и обернут алюминиевой фольгой), поэтому пользуются бумажной растушевкой с острым концом. 
Соусом пользуются и как акварелью, работая кистью. При этом он похож на черную или цветную тушь. Соус выпускается в виде стержней длиной 56 мм, диаметром 11-13 мм в коробках по 10 штук.

Сангина. Сангина представляет собой карандаш интенсивного коричневого цвета 
Сангина изготавливается из тонкоперетертой жженой сиены и часов-ярской глины. 
Карандаши сангины дают теплый красноватый или темно-коричневый цвет. 
В работе сангиной применяются те же приемы, что и с углем. Сангина хороша при технике "гризайль" (выполнение работы в различных оттенках одного цвета). Сангину можно растирать ваткой по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоев. 
Сангина выпускается в виде круглых стержней диаметром 7-8 мм в коробках по 20 штук.

Пастель. Пастель, по существу, представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков. В состав ее входят спрессованные пигмент, каолин, бланфикс, мел, часов-ярская глина, белая сажа.

Характерной особенностью пастели является бархатистость и матовость цвета, получить которые в живописи невозможно никакими другими материалами.

Пастель очень плохо удерживается на бумаге, даже при незначительных толчках она осыпается, Поэтому пастелью работают на шероховатой бумаге (например, фильтровальной).

Для закрепления рисунков, выполненных  пастелью, применяют фиксативы-закрепители, но тогда пастель теряет свою бархатистость, а рисунок свою колористику.

Для изготовления пастели применяют светоустойчивые пигменты: белила цинковые, стронциановую желтую, кадмий красный, желтый, оранжевый, английскую красную, изумрудную зеленую, окись хрома, кобальт зеленый (темный и светлый), кобальт синий, церулеум, ультрамарин, берлинскую лазурь, кобальт светлый, темный фиолетовый, охры (красную, золотистую и светлую), сиену и умбру (натуральную и жженую), марс коричневый, персиковую черную, виноградную черную, звенигородскую черную.

Информация о работе Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве