Массовый театрализованный праздник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. А для того чтобы лучше организовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершенно необходимо понять основные закономерности этого рода искусства, которые реально существуют, поскольку в течение тысячелетий создавалась и развивалась народная театральная культура.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Глава 1 Театрализация как основной метод проведения праздников на современном этапе
1.1 Этап процесса активизации участников праздника
1.2 Этапы работы над сценарием театрализованного массового действия.
1.3 Культурно-досуговые формы театрализации
Глава 2 Истоки театрализованных праздников
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2.docx

— 31.07 Кб (Скачать файл)

Таким образом, удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение действия должно иметь так же сюжетный ход, красной нитью проходящий через все действие и цементирующий воедино отобранный сценарный материал.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера. Поиски такого хода являются специфичными для сценариста и режиссера массового действа.

Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым и радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля, кинофрагмент. Они чередуются с публицистическими выступлениями, массовым действием участников.

Когда выбрана тема сценария, определены идея и конфликт, драматургический ход и найден сюжет, речь идет о композиции. Под ней понимается реализация конфликта, сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а, значит, соответствующее расположение материала . Если сюжет рождает действие, то композиция определяет его логику, темп, ритм, т.е. вносит в действие четкую организацию, дисциплинирует его.

Еще Аристотель выражал требование к драме, композиционной структуре произведения. Он писал, что в нем должны присутствовать как начало, середина, так и конец. Это и сегодня главное требование к композиции любого драматического произведения, в частности сценария массового праздника.

В сценарии нужна экспозиция - действие, которое рассказывает о событиях, предшествующих возникновению конфликта. Оно обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно лаконичными, они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредотачивают внимание зрителей, подготавливают его к восприятию, настраивают на определенный лад.

Следующая часть – основное действие, т.е. изображение процесса борьбы, ее перепитии, цепей событий, столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчиняться следующим требованиям:

1.  Строгая логичность построения  темы.

2.  Нарастание действия.

3.  Законченность каждого эпизода.

4.  Контрастность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, так как наивысшей точкой является именно она. В момент кульминации находит выражение основная идея театрализованного представления. После кульминации должна наступить развязка, финал. Это то же важная часть композиции, ее отсутствие или нечеткость оставляют ощущение незавершенности. Распространенной формой финала являются объединенные выступления исполнителей, коллективное исполнение песни.

Возросший в наши дни интерес к народным театральным традициям проявляется в стремлении использовать их в современных массовых праздниках, гуляньях, развлечениях. Фольклорные драматические и исполнительские приемы многопланово входят в спектакли самодеятельных коллективов, любительского и профессионального театров.

Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях. Знакомя детей со сказками, мы приобщаем их тем самым к общечеловеческим нравственным ценностям, сохраняя особенные черты русского характера, это представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии.

Особо важными представляются следующие два момента.

·  Эмоционально-образное воздействие на личность, дополняющее средствами театрализации преимущественно информационно-логическое, характерное для учебной деятельности.

·  Уникальная воспитательная важность праздника, состоящая в обеспечении им широкой разнообразной самодеятельности и способствующая активному самовыражению личности ребенка, подростка, вызванному эмоциональной реакцией на конкретное событие.

1.3 Культурно-досуговые формы театрализации

- обрядовые действия,

- митинги,

- шествия,

- парады,

- представления,

- инсценировки и другие формы  театрализации.

спортивно-игровые формы:

- викторины,

- лотереи,

- дискотеки,

- конкурсы;

фольклорные формы.

Выбор формы, а затем жанра театрализации в первую очередь соотносится с его тематическим и идейным замыслом и целью. В любом случае форма - это структура мероприятия, организация материала и аудитории.

 

2. Истоки театрализованных  праздников

Истоки праздников лежат в глубокой древности, в ранних языческих обрядах и ритуалах. Сикретическое сознание древнего человека воспринимало мир, как нечто единое, неразделимое; явления природы, животные и растения, – все, что окружало человека, – наделялось им душой и персонифицировалось в том или ином божестве. Каждое божество следовало задобрить – тогда и охота будет удачной, и зима теплой и земля плодородной. Отсюда возникли обряды и ритуалы, в которых изображались, разыгрывались, т.е. – инсценировались, подавались в театральной форме, – те или иные сцены, связанные с ключевыми, жизненно важными событиями общества. Главную «роль» в них исполняло божество, управлявшее конкретным событием: Сатурн, в Древнем Риме управлявший течением времени и плодородием; Коляда, в славянской мифологии олицетворяющий середину зимы; Купала, у тех же славян заботящийся о лете и полевых плодах, и т.д. Однако, в отличие от традиционных видов театра, уже в обрядовых действах установилась главная видовая особенность театрализованных праздников: отсутствие разделения на исполнителей и зрителей. Все участники праздника – активны, все включены в действие.

 

Практически все праздники связаны с явлениями календарного цикла, т.е., с циклической темой умирания и обновления природы. Отсюда же, из неразделимого восприятия рождения и смерти, пошли и т.н. личные праздники – дни рождения, дни основания, юбилеи и т.п. В силу своей обрядово-ритуальной природы праздники по определению носят коллективный или массовый характер.

 

Второй, очень серьезный аспект праздников – идеологический. Властные структуры (будь то ранне-языческие жрецы и шаманы, клерикальные власти или современные государственные правители) широко использовали праздники (и продолжают использовать) в своих интересах, формируя нужную им систему политических, правовых, религиозных и т.п. взглядов общества. Массовый характер праздников и принципы их театрализации обусловливают высокую степень эмоциональной включенности окружающих; в этом состоянии люди наиболее подвержены внушению. Вот почему в истории праздников, как в капле воды, отражается вся история государственности и цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение

В искусстве массового театрализованного праздника оригинальность, неповторимость сценария - первый залог успеха и заинтересованности участников праздника, обряда. Зрелищность является в них именно тем ключом, который открывает путь к сердцу каждого, превращает зрителей в соучастников действия.

Искусство массового театрализованного праздника обладает необычайно большим зарядом действенности, предполагает активный контакт со зрителем, ищет эффективные пути воздействия на эмоции. Главным компонентом здесь выступает замысел сценария. Именно с него начинается выстраивание целостной драматургии театрализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Список используемых источников

  1. Генкин Д.М. Массовые праздники. / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба./ Д.М. Генкин.- Л., 1978.
  3. Конович А.А. Театрализация как метод активизации участников массовой культурно-просветительской работы. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук./ А.А. Конович- Л., 1980.
  4. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР./ А.А Конович- М.: Наука, 1990.
  5. Станиславский К.С. Собрание сочинений./ К.С. Станиславский – М.: Искусство, 1954.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Массовый театрализованный праздник