Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:35, доклад

Описание работы

Эпоха Возрождения -- время зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, период глубоких социальных конфликтов: крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции, буржуазной революции в Нидерландах.

Файлы: 1 файл

Ведение.docx

— 43.49 Кб (Скачать файл)

 

Макиавелли оправдывает  насилие во имя государственного блага. Мудрый правитель, по его мнению, должен сочетать в своей личности и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым  из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. "Государь, если он желает удержать в повиновении  подданных, не должен считаться с  обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку  его потворствует беспорядку. Ибо  от беспорядка, который порождает  грабежи и убийства, страдает все  население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные  лица".

 

Политика предполагает вопрос о средствах достижения целей. Бесполезно преследовать благую политическую цель при помощи обреченных на неудачу  методов. Макиавелли фактически принимает  в качестве принципа государственной  морали правило: "Цель оправдывает  средство". Например, "разумный правитель  не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же". А благовидный предлог для отказа от выполнения обещания всегда найдется. Макиавелли так говорит о политическом деятеле: "Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши".

 

Макиавелли подчеркивал, что цель политики -- не личный интерес  правителя, а "общее благо" -- создание сильного и единого национального  государства. Но впоследствии на это  не обращали должного внимания и говорили о макиавеллизме как о беспринципной  политике, допускающей любые средства во имя достижения любой, в том  числе и не направленной на достижение "общего блага" цели. Советы и рекомендации Макиавелли правителям в соответствующей  интерпретации благосклонно принимались  в абсолютистских и тоталитарных режимах.

 

Томас Мор (1478-1535), происходивший  из зажиточной лондонской семьи, предпринял попытку охарактеризовать противоречия эпохи (периода "первоначального  накопления капитала") и предложить идеал общественного устройства.

 

В 1516 г. была опубликована "Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове  Утопия..." Первая часть книги представляла собой критическое описание современной  Мору Англии. Именно Мору принадлежит  известная фраза о том, что  в Англии во время "огораживания" овцы "съели людей". Он говорит  о современном ему государстве  как о "заговоре" богачей. Люди, занятые необходимым трудом, без  которого "ни одно общество не просуществует  и года", живут в таких условиях, по сравнению с которыми "положение  скота представляется более предпочтительным". С другой стороны, жизнь тунеядцев "протекает среди блеска и роскоши". В руки немногих хитрых и бесчестных людей попадают все блага, на долю же скромной и трудолюбивой массы  остается беспросветная нужда. В  чем же корень зла?

 

Причину всех народных бедствий Мор видит в существовании  частной собственности. Правильное общество должно основываться на общественной собственности. Необходимость такого общества Мор обосновывал и ссылками на Священное писание. "Господь  провидел многое, когда постановил, чтобы все было общим, и многое провидел Христос, когда снова пытался  отвратить смертных от частного интереса к общему".

 

Во второй части книги  рассказывается о жизни на острове  Утопия. Здесь нет частной собственности. Отсутствие собственности подчеркивается тем, что здесь нет денег. Золото и серебро, которые выполняли  функцию денег, утопийцы не используют даже для изготовления украшений. Более  того, именно из этих металлов изготавливаются  ночные горшки и другие сосуды для  нечистот, а также цепи для тех, кто опозорил себя каким-нибудь преступлением  и стал в результате этого рабом.

 

Идеальное государство основано на общности имущества, на всеобщем и  обязательном участии всех граждан  в производительном труде, на ликвидации паразитического существования  привилегированных слоев и групп, на справедливом и равном распределении  общественных богатств.

 

Мор высоко оценивает не только умственный, но и физический труд. Он неодобрительно отзывается о  тех правителях, которые не заботятся  о людях физического труда. В  Утопии труд обязателен для всех. Основное занятие каждого гражданина -- то или иное ремесло. Но, кроме того, периодически граждане обязаны заниматься сельскохозяйственным трудом. Даже начальники, избираемые жителями, трудятся, показывая  пример всем остальным.

 

В идеальном обществе Мора присутствует институт рабства: это  наиболее гуманный способ разрешить  проблему "неприятных" работ.

 

В Утопии нет противоречия между частным и общим. Всеобщий и свободный труд обеспечивает жителей  Утопии достаточным для удовлетворения их потребностей количеством продуктов  и вещей. Вся продукция доставляется на общие склады, откуда каждый получает ее по потребности. Среди утопийцев  нет бедных; когда "все принадлежит  всем", "хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты".

 

Живут утопийцы в одинаковых домах, меняя их каждые десять лет. Одеваются  они также одинаково; различия имеются  только в одежде мужчин и женщин, женатых и неженатых. Работают и  мужчины, и женщины по б часов  в день. Некоторые лица отбираются для ученой деятельности и освобождаются  от другой деятельности, если оправдывают  возлагаемые на них надежды. Все  высшие должностные лица избираются из числа ученых. Во главе государства  стоит князь, который избирается утопийцами и правит пожизненно.

 

Цель идеального общества -- не только обеспечение материальных потребностей граждан и общества в целом, но и свободное развитие личности. Идеал человека у Мора антиаскетичен. На первом месте у человека -- здоровье, которому вредит религиозный аскетизм. При этом подчеркивается, что не следует увлекаться радостями еды и питья; они должны быть умеренными и не вредить здоровью.

 

Свободное время, остающееся после 6-часового рабочего дня, "предоставляется  личному усмотрению каждого, но не для  того, чтобы злоупотреблять им в  излишествах или лености, а чтобы  на свободе от своего ремесла, по лучшему  уразумению, удачно применить эти  часы на какое-либо другое занятие. Эти  промежутки большинство уделяет  наукам".

 

Цель человеческого существования -- счастье. Счастье же -- в "честном  и благородном" удовольствии. Жизнь  в счастье и добродетели предполагает помощь другим людям; она исключает  индивидуалистический эгоизм.

 

Для жителей Утопии характерна веротерпимость; каждый волен мыслить  Бога в соответствии со своими понятиями. Даже безбожников "не подвергают никакому наказанию, в силу убеждения, что  никто не властен над своими чувствами". Однако хотя атеистов и не подвергают наказанию, им запрещено выступать  со своими взглядами перед народом.

 

Представитель натурфилософии Томмазо Кампанелла (1568-1639) относился  с глубоким интересом к социальным и политическим вопросам своего времени.

 

Кампанелла считал, что  мир ждет гибель и обновление в  огне. Концу света должно предшествовать установление справедливого общества -- "Царства Божьего" на земле.

 

Кампанелла призывал к  изменению социальных порядков, унижающих  человека. Главную причину всех бедствий и неустройств современного ему  мира Кампанелла видел в социальном неравенстве, существовании богатства  и нищеты. По его мнению, власть денег  приводит к господству в обществе частного интереса, к погоне за наживой, к разрушению нравственности.

 

В книге "Город Солнца" (1602) Кампанелла изложил свою социальную программу. Народ, бежавший на остров, "решил вести философский образ  жизни общиной", создав такое государственное  устройство, которое исходит не от Бога, а представляет собой прямой результат деятельности человеческого  разума. В жизни соляриев большую  роль играют различные технические  изобретения и усовершенствования -- в земледелии, при передвижении на судах и повозках при помощи механизмов. Они изобрели подзорные трубы, дающие возможность видеть скрытые звезды, и слуховые трубы, позволяющие слышать небесную гармонию.

 

Жизнь в этом государстве  основана на отсутствии частной собственности. У соляриев нет ни бедных, ни богатых.

 

Ликвидация частной собственности  связана с упразднением моногамной семьи, с общностью жен, поскольку  Кампанелла считал, что "собственность  образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное  жилище и собственных жен и  детей", а "отсюда возникает себялюбие". Общность жен должна служить "научному" государственному контролю за деторождением  и воспитанием детей. Сразу же после вскармливания дети передаются назначенным государством воспитателям, "занимаются, играючи, азбукой, рассматривают  картины, бегают, гуляют и борются; знакомятся по изображениям с историей и языками... На седьмом году они переходят  к естественным наукам, а потом  к остальным, по усмотрению начальства, затем к ремеслам" Для выявления  наклонностей детей их "водят  в мастерские к сапожникам, столярам, живописцам и т. д.". Затем юноши  и девушки "получают должности  в области тех наук и ремесел, где они преуспели больше всего".

 

В Городе Солнца труд является не только обязанностью, но и жизненной  потребностью всех граждан. Солярии  уже с детства привыкают относиться с уважением к труду. Нет пропасти между умственным и физическим трудом, всякая работа одинаково почетна. Рабочий  день продолжается четыре часа; остальное  время проводится "в приятных занятиях науками", "развитии умственных и телесных способностей"; при  этом "все делается радостно". Высвобождение свободного времени  достигается благодаря применению технических новшеств и изобретений.

 

Во главе государства  стоит верховный правитель, он же первосвященник ("Метафизик"). Он имеет трех соправителей-помощников: это -- "Мощь", ведающий вопросами  войны и мира, ремеслами, связанными с обслуживанием военных нужд, "Мудрость", ведающий свободными искусствами, науками, учебными заведениями, и "Любовь", занимающийся вопросами  контроля за деторождением и воспитанием  младенцев, медициной, земледелием  и скотоводством. У каждого из них в подчинении находятся еще  более узкие специалисты. Дважды в месяц собирается Большой совет -- народное собрание, которое может  сместить правящих лиц (за исключением  большой четверки, которая избирается пожизненно; но и они обязаны уступить свои руководящие места, как только появляются лица, превосходящие их своими способностями и познаниями).

 

Принцип жизни соляриев -- евангельское правило: чего не хотите самим себе, не делайте этого другим, и чего вы хотите, чтобы делали люди вам, делайте и вы им. Кампанелла выдвинул идею всемирного единения людей. Именно в нем он видел залог  избавления человечества от войн, голода, эпидемий. 
Заключение

 

Философию эпохи Возрождения  отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек  рассматривался не сам по себе, а  только в рамках своих отношений  с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители  этой эпохи по-прежнему ставили в  центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а  человеку. Человек рассматривался как  деятельная творческая личность -- будь то в искусстве, политике, технике  и т. д. Феодальному аскетизму, авторитету церкви, вере в потусторонний мир  противопоставлялись светские интересы и полнокровная земная жизнь. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения.

 

Культура Возрождения  была ориентирована не только на человека, но и на новое истолкование мира. Средневековье в первую очередь  продолжило концепцию Аристотеля (которая  основывалась на представлении о  пассивной материи и налагаемой на нее формы). Впрочем, некоторые  философы Средневековья полагали, что  формы содержатся в потенции в  самой материи. Но эта точка зрения была скорее исключением, чем правилом. Для натурфилософии Возрождения  характерны следующие основные особенности:

 

- пантеизм, идея взаимопроникновения  природы и Бога;

 

- идея тождества микро-  и макрокосма и вследствие  этого своеобразное органистическое  мировоззрение, трактующее природу  по аналогии с человеком;

 

- гилозоизм, убеждение  в оживленности и даже одушевленности  всего бытия;

 

- качественная интерпретация  природы.

 

В эпоху Возрождения складываются новые социально-политические воззрения. Одним из видных мыслителей того времени  был Никколо Макиавелли (1469--1527). Макиавелли -- апологет мощного централизованного  национального государства, власть в котором должна принадлежать зажиточному  сословию ремесленников и торговцев.

 

 

Список литературы

 

1. Балашов Л. Е. Философия  : учебник. - М., 2004

 

2. Ильин В. В. История  философии : учебник для вузов. - СПб., 2003.

 

3. История философии : учебник для высших учебных  заведений / отв. ред. В. П.  Кохановский, В. П. Яковлев. - 2-е  изд., перераб. и доп. - Ростов-на/Д, 2004.

 

4. Скирбекк Г., Гильс Н.  История философии: учеб. пособие  для студентов высших учебных  заведений. - М., 2003.

 

5. Философия : учебник  / под ред. Э. Ф. Караваева,  Ю. М. Шилкова. -М., 2004.

 

6. Философия (полный курс) : учебник для студентов высших  учебных заведений / под ред.  А. Н. Ерыгина. - М., Ростов-на/Д, 2004.

 

7. Философия / под ред.  В. Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб.  и доп. -М., 2004.

Информация о работе Эпоха Возрождения