Экспрессионизм. Изображение человека, нестандартными вы-разительными средствами, на основе работ Эгона Шиле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть историю возникновения и развития направления «экспрессионизм», выявить особенности выразительных средств Эгона Шиле, при передачи пластики и образов человека
Задачи:
 раскрыть сущность экспрессионизма;
 познакомиться с наиболее яркими представителями экспрессионизма;
 рассмотреть особенности творчества Эгона Шиле;
 исследовать особенности изображения человека, различными выразительными средствами на основе работ Эгона Шиле;
 разработать серию работ отображающих мое видение человека в стиле экспрессионизм.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................3
Глава I. Понятие экспрессионизма
1.1. Сущность экспрессионизма………….............................................6
1.2.Художники экспрессионисты. Эгон Шиле, как наиболее яркий представитель экспрессионизма………………......................................12
Глава II. Особенности изображения человека.
2.1.Выразительные средства в изображение человека Эгона Шиле................................................................................................................20
2.2.Женский и мужской образ в творчестве Эгона Шиле…………....23
2.3.Мое видение человека в стиле экспрессионизм………………......28
Заключение……………………………………………………………….…....29
Список литературы…………………………….………………………….…31
Приложение

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 2.79 Мб (Скачать файл)

Какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов. Эгон Шиле с помощью линий и цвета передает очень ярко и иронично пластику человеческого тела. Как более выразительное средство линия выступает в качестве штриха, который на одном и том же рисунке может быть толще, тоньше, короче, длиннее, идти не сплошной линией, а прерываться или, наоборот, ложиться близко друг к другу, создавая впечатление тени. Например, Э.Шиле интересно изображает своеобразную фактуру одежды модели.  При помощи линий художник передает положение предмета в пространстве и изменение его формы в разных ракурсах.

Линия помогает ярко выделить одну часть предмета, а другую его часть словно растворить, сделать малозаметной и т. д. Эгон Шиле использует агрессивные, ломанные линии для передачи движения и пластики человеческого тела. Не стандартные ракурсы раскрывают зрителю новый взгляд на тело человека. Художник, изображая на рисунке соотношение света и тени, может лучше передать объем и особенности формы. Цвет используется художником и с целью вычленения главного. Э.Шиле применяет контрасты цветовых сочетаний, чтобы еще ярче показать главное. Цвет является средством реального отображения действительности, но действует не изолированно, а в общей совокупности с композицией, линией рисунка, раскрывая и усиливая при этом содержание картины.

В основном в работах Эгона Шиле обнаженные модели. Для Шиле нагота является наиболее радикальной формой самовыражения, не потому что тело выставлено напоказ, а потому «я» выявлено полностью. Это с одной стороны демонстрация, а с другой изоляция собственного телесного «я» сопровождает отказом от обозначения в пространстве в автопортрете. Шиле как бы увечит тело, изображая только торс, руки без кистей, ноги без ступней, видно насколько мало его как портретиста занимает внешняя физическая форма. Глядя на некоторые автопортреты Шипе, сделанные после 1910 года, становится ясно, что художник рассматривал их как конкретную художественную реализацию духовной субстанции. Хотя, конечно, было бы неправильно, рассматривая обнаженные автопортреты, не отметить момента самолюбования и эксгибиционизма. Обнаженный художник, в конце концов, выставляет себя на обозрение как сексуальное существо. Однако, это объяснение не кажется полностью исчерпывающим в отношении его обнаженных автопортретов.[1,c.23] Друзья Шиле вовсе не описывают его как разнузданного эротомана; и в его частой неприглядной, вымученной наготе чрезмерное выделение эротического начала было бы ошибкой. Что кажется более важным (и что находит подтверждение в его письмах и стихах) - это тот факт, что Шиле придавал большое значение пониманию и изучению своего «я». Исследовать свое «я» всегда означает представить себя как двойственность, так как субъект, производящий исследование, одновременно является и объемом. Шиле старался противодействовать чувственной фрагментации собственного «я», передавая его множественность. Таким образом, это постепенно сформировалось в визуальную концепцию, которая помогла ему восстановить единство с миром.

 

 

 

 

 

2.2.Женский и мужской образ в творчестве Эгона Шиле

 

Один из самых увлекательных и, как ни странно, новых сюжетов современного человековидения, - человеческое тело. Всего лишь несколько десятилетий тому назад его изучали только биологи, да и те интересовались не столько телом как целым, сколько его отдельными органами и их природными функциями. Быть голым - значит быть самим собой, натуральным, без прикрас. Быть нагим - значит быть выставленным напоказ. Чтобы голое тело стало нагим, его нужно увидеть как объект, объективировать. "Голое открывает себя. Нагота выставлена напоказ, голое обречено на то, чтобы никогда не быть нагим. Нагота - это форма одежды" (Джон Бергер).[12,c.152]

Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы, но и содержание. Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность и на личность. Своеобразное преломление образа женщины двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Эгона Шиле. Художник пытается не только изобразить современного человека, но и найти свой идеал. Отсюда возникает серия блистательных автопортретов, образы роковых женщины, постоянная смена стиля и поиск чего-то нового. Э.Шиле пишет портреты. Портрет Валери Нойцель, (1912).[см.Приложение 7]. С одной - стороны легкость и невинность, которую придают портрету нежно-розовые тона, но с другой - тревожность и задумчивость, которая чуть заметно прослеживается, открывает галерею портретов Э.Шиле , которым будут присущи эти черты.

Картина «Сидящая женщина», (1917). [см.Приложение 8] символична. Это образ "роковой женщины".

Тему "роковой женщины" продолжают картины: «Обнаженная» (1910); «Женщина в зеленых чулках»(1917); «Женщина на корточках» (1910); «Сидящая обнаженная » (1914); «Лежащая женщина » (1917). Они - губительницы мужчин. Автор показывает, что от "роковой женщины" исходит мощная губительная сила.

Одним из самых ослепительных портретов считается «Сидящая женщина, с левой рукой в волосах» (1914)[см.Приложение 9]. Я бы назвала его воплощением идеала Шиле - уверенная в себе, немного самовлюбленная, но в то же время очаровательная и милая, она потрясает своей глубиной.

Попытка осознания женской сущности отражена на полотне «Переплетенные женщины».[см.Приложение 10]. Две сплетенные девушки представляют собой единое целое, куда нет входа мужчине. Они кружат в бесконечном потоке сознания автора. Чувствуется спокойствие и чувство гармонии, нежели экстаз. Эта картина, скорее всего, говорит о состоянии души автора. Женщины этого сюжета - отражение скрытого, бессознательного, сексуального желания мужчины (Фрейдовского Оно). А сплетение женских тел говорит об их загадочности и непознанности.

Вызывающим и интересным взглядом, отражающим суть женской природы, является картина «Молодая мать»(1914).[см.Приложение 11]. Орнамент картины с черными, квадратными вставками в верхних углах говорит о неполноте бытия всей слабой половине человечества. Дитя прижимается к груди матери. Их тела полны жизни и свежести.

Другое известное творение – «Любовь»(1917).[см.Приложение 12]. Если раньше мужчина отсутствовал или представлял собой отрицательный заряд: нечто контрастирующее и несовместимое с женским началом, то теперь автор показывает гармонию, слияние двух противоположностей. Мужчина и женщина слиты воедино, между ними трудно провести грань. Это не только физическая, но и духовная близость двух людей, которые способны противостоять злу, порождая добро, любовь и новую жизнь.

Как говорилось выше, Эгон Шиле часто писал автопортреты. Немалая часть его произведений он сам. Серия портретов 1910 года[см.Приложение 13] ,наполнена тревогой, строгостью, движения тела резки, неожиданны . Э.Шиле показывает себя в различных эмоциональных состояниях. Картина «Автопортрет с заломленными руками» (1910), олицетворяет спокойствие, задумчивость героя, исходит процесс осознания себя.

Но в основном Э.Шиле представляет себя с более яркими эмоциями, такими как: злость, гнев, возмущение, ненависть, обида, сердитость, досада, раздражение, мстительность, оскорбленность, воинственность, бунтарство, сопротивление, одиночество.

Практически все произведения Шиле пронизаны лучами чувственной, а порой, по выражениям многих, слишком откровенной эротикой. Э. Шиле нередко обвиняли в откровенности или даже в порнографии, в том, что он выносит на широкий круг зрителя то, о чем многие не осмеливались даже заговорить. В его автопортретах гораздо больше общечеловеческого, чем личного. Автопортрет для Шиле, современника Фрейда, был не зеркалом, фиксирующим внешнее отражение, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания. Шиле-художник соотносится с Шиле-моделью как психоаналитик с пациентом, болезненно и скрупулезно изучая каждую черточку того, что составляет неуловимый образ нашего «Я». В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен - очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже современного зрителя.  
С такой же яростью и экспрессией, с таким же исступлением и проникновением в скрытую суть натуры он рисовал портреты женщин и обнаженную женскую натуру.  
Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Он всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же поражает и привлекает взгляд. Люди на картинах Шиле не только без одежды - они без кожи. Их тела с вывернутыми руками, открытые для мира и для боли, изломанны, скручены внутри и снаружи. Внутри человека даже в разгар лета - осеннее дерево. Изломанность веток у дерева снаружи, у человека - внутри. Ветви - трещины в небе и камне. Нервы - трещины в теле. Некоторые искусствоведы считают, что все произведения Шиле, включая ландшафты и городские виды, выражают душевные переживания художника и невероятным образом «автопортреты».  
Так Шиле создает новый идеал красоты ХХ века, в корне отличающийся, например, от сецессиона и символизма, - это красота уродливого. С обретением ее Эгон продвинулся вперед и стал одним из столпов модерна, наряду с немецкими экспрессионистами и австрийцем Кокошкой.  
Будучи еще совершенно молодым человеком, Эгон Шиле приходит к убеждению, что смерть и болезнь, страдание и бедность, дистрофия обостряют ощущение ценности жизни и красоты.  
В экспрессивной манере у Шиле стираются границы между здоровьем и болезнью, между жизнью и приближением смерти. Красота наивысшая, наиболее проникновенная загорается на границе жизни и смерти. Судьба красоты в том, чтобы отцвести, заболеть, и свой триумф она справляет в тот момент, когда «искажается». «Alles ist lebend tot» («живя, все мертво») – смысл этих слов Эгона Шиле в том, что в живом гнездится смерть. Но смерть внутри жизни усиливает яркость последней. Было время, когда по разрешению знакомых докторов художник делал рисунки даже в гинекологической клинике, ибо беременные это для него - символ единства между жизнью, даже удвоенной жизнью матери и плода, и угрозой смерти. С 1913 года в своих многочисленных зарисовках Шиле разрабатывает глубоко индивидуальную манеру изображения обнаженных или полуобнаженных женских моделей, которые ныне считаются лучшими его работами. [см.Приложение 14]Для этих работ характерна сложная, эксцентрически выстроенная поза модели, которую художник видит на очень близком расстоянии сверху или снизу. Женщины Шиле, недвусмысленно демонстрируют себя под поднятыми одеждами. К тому же Шиле любил не дорисовывать некоторые части тела, что усиливает у зрителя шокирующие ощущения.

В 1918 году Шиле был приглашен для участия на 49-ой выставке венского Сецессиона. Для нее Шиле разработал эмблему, напоминающую сюжет Тайной вечери, с собственным портретом вместо Христа. Работы художника были выставлены в главном зале и имели огромный успех. Несмотря на войну, цены на картины и рисунки Шиле рвались вверх, а с ними росло и число заказов, особенно на портреты. К тому времени художник почти отказался от экспериментов с формальной живописью. Его картины приблизились к классическим нормам прекрасного: человеческие тела на картинах стали более пластичными и гармоничными, цвета более мягкими «Семья»(1918).

 

 

       2.3.Мое видение человека в стиле экспрессионизм

 

Быть художником – это большой вызов, и это означает, что у тебя есть миссия в жизни, ты должен всё время исследовать, изучать, пребывать в поиске. Мои работы искажают привычное видение души и тела. В процессе создания работ моё первичное усилие направлено на то, чтобы сохранить правильное соотношение моего видения и личности.  Так же считаю, что мое творчество – это интерпретация, способ передачи фантазий, переживаний на холст посредствам изображения человека. Обнаженная человеческая фигура всегда привлекала мое внимание. Думаю потому, что в этом могу непосредственно выразить свои чувства и взгляды, и придать телу любую форму. На мой взгляд, нет "уродливой" или "красивой" обнаженной натуры. Каждый находит свое прекрасное, порой даже в том, что  большинство считает безобразным.

Постоянное сомнение и поиск идеала и есть суть моих работ.  В основном это и является целью искусства – сомневаться, видоизменять реальность, создавая новую чувственную действительность, свободную от общепринятых взглядов. Пытаюсь выразить, воплощении беспорядочного состояния человеческой природы, с помощью собственного характерного способа. Искажаю, обезображиваю и вытягиваю нормальную форму в пространстве, тем самым придавая этому свое измерение, призму. Фигуры находятся внутри времени в подвешенном состоянии, строго замерев и пребывая в различных эмоциональных состояниях. Пытаюсь передать стрессовый крик отчаяния, который вливаю в свои образы, показать различные эмоциональные состояния души человека. Создавая работы стремлюсь выработать нереалистичный стиль, с элементами экспрессионизма: серия работ «Лабиринт души»[см.Приложение 15]

 

Заключение

 

Подводя всему вышеизложенному итоги, представляется возможным сформулировать следующие выводы.

 

  • Экспрессионизм - модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период – в преддверие первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура.

 

  • Экспрессионизм ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью эмоциональных переживаний. Среди распространенных приемов – различные смещения, преувеличения, упрощения, использование пронзительных, воспаленных красок и напряженных, острых контуров.

 

  • Эгон Шиле - австрийский художник, один из лучших мастеров экспрессионизма.  Пастозные, резкие, нервные мазки и дисгармоничные, изломанные линии отличают работы Э.Шиле. Нестандартными выразительными средствами, Э.Шиле представляет человеческое тело и душу. Очертания фигуры неправильны и угловаты. Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Он всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же поражает и привлекает взгляд. Люди на картинах Шиле не только без одежды - они без кожи. Их тела с вывернутыми руками, открытые для мира и для боли, изломанны, скручены внутри и снаружи.

 

  • Была разработана серия работ, отражающая, мое личное представление образа человеческого тела и души. Образ представляет собой сложный и многомерный процесс. Образ складывается из получаемых представлений, которые формируются на основе получаемых впечатлений, включают в себя накопление и переработку их. Образ формируется на основе восприятия, чувственного познания, эмоционального состояния, воображения. При  формировании образа в сознании, и передачи информации на холст, происходит глубокое осмысление и духовная переработка восприятий и представлений, в соответствии с взглядами, идеалами. В дальнейшем, представленная серия, будет разрабатываться, для практической реализации дипломной работы.

 

 

Список литературы

 

  • 1. Erwin Mitsch .Egon Schiele ,.Phaidon, 1993.

  • 2. Эшли Басси . Экспрессионизм. БММ.,2007.

3. Ришар Лионель .Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. М.2003.

4. Павлова Н. Экспрессионизм : В 5 т. Т. 4: 1848-1918. М.: Наука, 1968.

  • 5. Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма. М., 1990.

  • 6. Экспрессионизм. М., 1966.

7. Райнхард Штайнер. Эгон Шиле. Арт-Родник.2002.

8. Барбара Хесс. Абстрактный экспрессионизм. Арт-Родник.2008.

9.  Русский авангард 1910—1920-х  годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М.: Наука, 2003.

Информация о работе Экспрессионизм. Изображение человека, нестандартными вы-разительными средствами, на основе работ Эгона Шиле