Искусство Беларуси в составе ВКЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:21, доклад

Описание работы

Литература этой эпохи небогата, в основном религиозной тематики. Самый значительный жанр- летописи(летописец ВкнязейЛ, бел-лит летопись 1446).Сымон Будный –издал на бел языке «Катехизис», «Новый завет». Говорил о необходимости развития бел культуры и языка. Микола Гусовский написал на латыни «Песнь про зубра»- ценный источник для изучения эпохи, первая поэма про наш край адресованная европейскому читателю. Василий Цяпинский организовал типографию, где издал Евангилие на бел языке- пример бел публицистики.

Файлы: 1 файл

скульптура.docx

— 26.96 Кб (Скачать файл)

Искусство Беларуси в составе ВКЛ. \13 – 16 вв.\   11-11-2011, 21:18 |

Литература этой эпохи  небогата, в основном религиозной  тематики. Самый значительный жанр- летописи(летописец ВкнязейЛ, бел-лит летопись 1446).Сымон Будный –издал на бел языке «Катехизис», «Новый завет». Говорил о необходимости развития бел культуры и языка. Микола Гусовский написал на латыни «Песнь про зубра»- ценный источник для изучения эпохи, первая поэма про наш край адресованная европейскому читателю. Василий Цяпинский организовал типографию, где издал Евангилие на бел языке- пример бел публицистики. 
Вторая половина 13 – 14 вв. – начало нового этапа в развитии бел. архитектуры. Она объединила традиции древнебел. и зап-евр архитектуры в лице романского и готического стилей. 
Романский стиль. Были свойственны суровость внешнего вида с массивностью стен, большими башнями, узкими окнами-бойницами с мин. декоративности.  
Готике было свойственно ощущение стремления вверх, интерьеры хорошо освещались, были оснащены легк. каркасами, колонами, витражи на окнах. 
В 14 – 15 вв. в светской архитектуре – новый вид замки-крепости. Их появление было вызвано необходимостью обороны от внешнего врага. В это время целый пояс замков возник вдоль сев-зап. границы ВКЛ, образовал оборонительную систему. Одним из первых каменных замков на нашей территории был Лидский (возведен в 20-е годы 14 в.). Представлял трапецию (80х93 см) Толщина стен – 2м, на стенах – боевая галерея с бойницами, в 2-х углах замка – башни. 
В архитектуре – смесь романского стиля и готики. К др. наиболее ранним памятникам относится замок в Креве. Построен в 30-е годы 14 в. Был большим по размерам. Длина стен – 108 м, толщина – 2,75 м. Новое в замке – башня Кейстута, кот. была вынесена за территорию замка , чтобы улучшить его защиту. Замки в Лиде и Креве заложили основу развития замковой архитектуры буд. столетий. 
Одним из самых мощных сооружений являлся Гродненский замок. После пожара 1398 г. замок сгорел и на его месте – каменный с 4-мя башнями, толщина 2-3 м., высота 10 м. 
В начале 15 в. в системе оборонительных построек в Гродно сущ. 3 замка – верхний и нижний. Из замков, составлявших гордость, следует назвать замок в Мире и Новогрудке. 
Бел. архитекторы 15 в. создали новый тип православного храма и новый стиль в архитектуре, белорусскую готику. Характерный представители – Сынковичская и Маломожейковская храмы – крепости, построенные на зап. Беларуси в 15-16 вв. Прямоуг. в плане с двустатной крышей и 4мя башнями. Эти храмы представляли из себя крепости-замки в миниатюре. 
В живописи 14-16 вв. господствующим направлением была иконопись. Самые известные образ матери Божьей «Замилованые» (из Манориты 14-15 вв.), «Матерь Божья Иерусалимская» (Пинск 15 в.), «Знамение» (дер. Именины) Эти иконы позволяют говорить о высоком развитии средневеков. ис-сва на Беларуси. 
В это время развивалась и светская живопись и скульптура. После Кревской унии на Беларуси строятся костелы и монастыри (в Минске, Бресте), в кот. появляется деревянная скульптура.

 

 

 

Живопись в 14-16 веке

Беларусь является хранительницей поздневизантийской художественной традиции 15 века, представленной греческой византийской или итало-критской школой, по определению  ведущих представителей русской  византинистики начала 20 века Н.П. Кондакова и Н.П. Лихачева. В 15 столетии эта традиция была хорошо известна на белорусских землях и оказала влияние на формирование местной школы иконописи. Параллельно похожий процесс взаимовлияния византийской традиции и русского иконописания наблюдался в Московской Руси. Для современников "критская манера" была высшей оценкой иконописного произведения. Об этом говорилось в одном из самых значительных руководств по технике иконописи Дионисия из Фурны. Диакон Павел Алеппский, сын сирийского патриарха, совершавший вместе с отцом путешествие по славянским землям в 17 веке, по старой памяти использовал это понятие, когда надо было похвалить иконы.

В иконописи Беларуси традиции византийско-русского искусства, получившие преломление в культуре древних  городов (IX-XIV вв.) органично слиты  со стилистическими особенностями  западноевропейского искусства - романского, готики и Ренессанса (IX-XVI вв.), барокко (конец XVI-XVIII вв.) и классицизма. Причины этого явления коренятся в особенностях исторического развития Беларуси. Расположенная на стыке латинского Запада и православного Востока, она входила в состав Великого княжества Литовского (XIV-XVI вв.) и Речи Посполитой (XVI-XVIII вв.). В этих условиях происходило формирование белорусской народности, языка, культуры (XIV-XVI вв.) [4].

Формирование белорусской  иконописной школы относится  к XV-XVI вв. когда местные изографы, усвоив византийско-русскую технологию, обрели свой индивидуальный почерк, нашли  типы, характеры, свое понимание колорита, агиографии. В это время появилось  немало местночтимых икон "Богоматери Одигитрии" в Жировицах, Минске, Супрасле, Новом Свержене, Вильно и др.

В церковных интерьерах (по документам 1549, 1556, 1571, 1579, 1588, 1590 гг.) утвердился иконостас, система которого была разработана крупными художниками  Древней Руси - Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Симеоном Черным, Прохором из Городца. "Царские врата" XVI в. из Ялова (Национальный художественный музей Республики Беларусь, далее НХМ РБ) - редкий пример традиционной иконографии с приматом графического начала в его художественном решении.

Связи с древнерусской  культурой прослеживаются в искусстве  Беларуси и ранее. Например, икона "Дмитрий  Солунский" ХIV в. из Щорсов, по мнению Н.Н. Померанцева, тяготела к памятникам новгородской живописи ХII в. Они хорошо были ощутимы в иконописи ХV-ХVI вв. В традициях древнерусского искусства выполнена изумительная по своей выразительности "Богоматерь Одигитрия Иерусалимская" в Пинске, которая перекликается с работами великого Дионисия (1430/1440-1500/1508), "Богоматерь Одигитрия" из Губинки. Одновременно в живописи обнаруживаются контакты с западноевропейским искусством: в иконах, известных по фотографиям конца ХIХ - начала ХХ в., - "Онуфрий с припадающим мстиславским князем Ю.Ю. Лугвеничем" (1407), "Богоматерь Умиление Жировицкая" (1470), последняя, по характеристике Н.П. Кондакова, сохранила итальянский характер более, чем все греко-итальянские переводы данного типа. Этот же ученый считал, что она в числе большой серии икон в ХV в. перешла с "Балканского полуострова через Южную Россию (вовсе не из Польши) в Вильно (Остробрамская), Минск, Гродно, Жировицы". Убедительным примером может служить икона "Богоматерь Одигитрия" из Слутчины (конца ХV - начала ХVI в.), в которой одновременно с усвоением традиций древнерусского искусства прослеживаются связи с итальянской и так называемой итало-критской школой живописи конца ХV - начала ХVI в., проявляющиеся в орнаменте лепного нимба. Те же черты присущи "Богоматери Одигитрии Смоленской" (ХVI в.) из Дубенца. Следовательно, в живописи Беларуси ХIV-ХV вв. усваиваются достижения древнерусского и западноевропейского искусства [2].

Немалое значение для развития культуры Беларуси имели контакты белорусских  ремесленников с народами, населявшими  Балканский полуостров, что отмечали Н.П. Кондаков, Г.В. Штыхов, В.И. Пичета. Последний писал, что Украина и Беларусь в этот период национально-культурного Возрождения находятся в тесном культурном общении со всеми славянскими странами, явление очень важное и интересное, на которое наши историки сравнительно мало обращали внимание. Именно в это время целый ряд рукописей на Украине и в Беларуси появляются на сербском языке. В ХVI в. в Беларуси работают и сербские художники.

Сильным, как уже говорилось выше, было влияние итало-критского, итальянского ренессансного искусства, которое компромиссно сплавлялось  со средневековым мышлением. Наиболее ярко эти черты прослеживаются в  деятельности выдающегося белорусского первопечатника, просветителя, философа, уроженца Полоцка - Франциска Скорины (ок.1490 - не позднее 1551 г.).

В белорусских городах  периода расцвета гуманизма, реформационного  движения, развития книгопечатания работали живописцы: пинский маляр Новоша; в Гродно в 1539-1540-х гг. - Афанасий Антонович, в 1570-1580-х гг. Была известна целая группа живописцев из Могилева - Исаак Иванович, Макар Окулинич, Ломако Федорович, Семенович, Дмитрий Иванович, Макар Маляр, Макарова Малярова, что свидетельствует о существовании в этом городе цеха живописцев.

В иконописи второй половины XVI в, например, иконах "Христос Вседержитель" из Бытени, "Параскева" из Слутчины ощутимы черты позднего Ренессанса (маньеризма), в недрах которого происходило формирование барокко - нового стиля, определившего культуру Беларуси XVII-XVIII вв. В "Параскеве" из Слутчины наряду с традиционными приемами письма доличного видны реалистические тенденции, выраженные в светотеневой моделировке лика, в стремлении к передаче глубины. Они же наблюдаются и в решении позолоченного резного фона.

Прием украшения фона орнаментом был заимствован белорусским  изографом из итальянского искусства. Ренессансный орнамент в этом памятнике, как и в работах XVI в. "Богоматерь Одигитрия Минская" в Минске (еще не раскрыта реставраторами), "Христос Вседержитель" в Бытени имеет аналогии в итальянском и немецком ткачестве XV-XVI вв. Иконографическая схема "Параскевы" восходит к гравюре "Петка" из книги "Минея избранная", изданной колонией сербов в Венеции (1538), что позволяет датировать икону серединой - второй половиной XVI в. Белорусский мастер, сохранив пропорции и абрис фигуры, значительно переосмыслил эту гравюру. "Параскева" имеет огромное значение для характеристики белорусской иконописи середины - второй половины XVI в. Она - яркий пример творческих поисков мастеров Беларуси XVI в., работавших над созданием своей манеры письма, соответствующей духу времени.

Культура и искусство  этого времени развиваются под  знаком борьбы белорусского народа против усиления католицизма после государственной  Люблинской (1569) и религиозной Брестской (1596) уний. В результате последней, рядом с православной церковью появилась униатская. Верность белорусского народа исконным традициям в этот период приобрела особенно важный политический смысл. Именно эта борьба спасла культуру Беларуси в период вхождения Великого княжества Литовского в состав Речи Посполитой от "размытия" ее мощными влияниями извне. Ведущая роль в борьбе против иезуитской пропаганды, за белорусскую культуру, язык, принадлежала братствам, созданным во многих городах, местечках. Они содержали на свои средства шпитали, монастыри, при которых были школы, типографии, ремесленные мастерские. Объединение иконописцев, резчиков, печатников, граверов при братствах способствовало созданию тесных контактов между ними и благоприятствовало дальнейшему развитию искусства Беларуси [6].

В живописи барокко присутствует аллегоризм, патетика, передача жизненных  наблюдений, народный юмор, мажорный колорит. Насыщение реалиями канонических схем превращало иконы в жанровые картины  на библейский сюжет, что разительно отличает белорусскую иконопись  от искусства Древней Руси.

 

 

Архитектура в 14-16 веке

В зодчестве Белоруссии 14-17 вв., как и на Украине, большую  роль играло сооружение замков, крепостей  и других построек оборонного назначения.

Хотя большинство каменных строений возводилось для литовско-польских магнатов, белорусские строители  всегда вносили черты своего национального  искусства. Продолжались и развивались  характерные признаки зодчества  западнорусских земель: ярусность, композиционная собранность, почти узорчатая декоративная нарядность.

Архитектурная композиция замка  в Мире (начало 16 в.) - резиденции крупного белорусского феодала Ильинича - сложилась не сразу, а путем перестроек и достроек укреплений и самого дворца, находившегося внутри крепости. В свое время подходы к замку были преграждены рвами, валами и бастионами, и он выглядел более сурово. Однако в архитектуре Мирского замка надежность крепости сочеталась с нарядностью светского сооружения. Прямоугольный в плане, с массивными угловыми и одной надвратной башней, он сходен с распространенными в то время крепостными постройками Литвы, Украины и Руси, но отличается от них своеобразием декоративного убранства.

Рисунок 1 - Замок в Мире. План.

Основным мотивом декора служат изящные пояса кладки и  многочисленные, расположенные ярусами  неглубокие, плоские побеленные ниши. Членение стены нишами, уподобленными  многочисленным окнам, и граненые объемы башни способствуют общему живописному  впечатлению. Наиболее богато украшена фасадная сторона замка. Интересно  отметить подчеркнутое разнообразие башен (ни одна из них не повторяет другой) при сохранении единого конструктивно-композиционного  принципа - перехода четырехгранного  нижнего основания в восьмигранный  верх.

Как и на Украине, характерным  типом средневековой монументальной архитектуры Белоруссии был храм, приспособленный к оборонным  нуждам. Известны три белорусских оборонных храма, датируемые концом 15 - началом 16 в.: в Сынковичах, Маломожейкове и Супрасле. Это прямоугольные в плане здания (повторяющие планы древнерусских четырехстолпных церквей) с четырьмя башнями по углам, с высоким чердачным помещением, одной или тремя абсидами и разделенным на три нефа внутренним зальным пространством. Особенностью их является не только строгое разграничение собственно оборонных пунктов храма и места молитвы, но и умышленная маскировка расположения внутренних помещений, сокрытие бойниц и стрельниц в богатом наружном декоре (прием, использованный и строителями Мирского замка).

Наибольший интерес представлял  Супрасльский храм (1509-1510 гг.; разрушен фашистами во время Великой Отечественной войны), значительно разнящийся от двух других наличием больших фронтонов, уподобленных ложным закомарам, выходящих на все четыре стороны здания, и куполом с восьмигранным сильно вытянутым барабаном. Во внешнем облике собора видно стремление зодчих к ясности и четкости архитектурных членений, в чем можно видеть не только развитие местной традиции, но и воздействие тенденций западноевропейского Возрождения. Повторность основных частей и декора фасадов вносит в архитектуру здания строгий ритм, в котором устремление вверх линии башен и купола умеряется горизонталями цоколя, карниза и многочисленных поясков над окнами. На кирпичном фоне стен красиво выделяются белые наличники окон, закомары, оживленные нишами, широкие карнизы, образуемые навесными бойницами. Богатый декор, компактное соотношение масс Супрасльской церкви с ее плотно примыкающими к основанию угловыми башнями и абсидой делают ее, подобно скульптурным памятникам, обозримой со всех сторон и наделяют архитектурный образ большой эмоциональной силой.

Рисунок 2 - Церковь в Супрасле. Продольный разрез.

Внутри здания барабан  купола покоится на четырех подпружных арках. Опорой арок являются восьмигранные  и четырехгранные широко расставленные  столбы, делающие свободным внутреннее пространство. Богатая светотеневая игра разнообразных готических сводиков (крестовых, звездчатых и сетчатых) облегчает невысокие потолки.

В середине 16 столетия храм был расписан. По характеру фрески имеют аналогии в поздневизантийском искусстве (подчеркнуто изящные, удлиненные фигуры, изысканное разнообразие драпировок, иконографический тип персонажей, тяготение  к графической, линейной разделке форм). В колорите преобладает воздушный  синий, фон. Фигуры написаны в светлых, легких тонах, чаще розоватых.

Информация о работе Искусство Беларуси в составе ВКЛ