Искусство бальзамирование в Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 22:25, доклад

Описание работы

В течение раннего до династического периода истории Египта погребальный обряд египтян был очень прост. Когда кто-либо умирал, не забальзамированное тело укладывали в позе эмбриона (руки согнуты у груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к подбородку), заворачивали в ткань или соломенные циновки и укладывали в неглубокую могилу, вырытую в песках пустыни к востоку от Нила. Вместе с телом в могиле оставляли несколько предметов домашнего обихода. Благодаря почти полному отсутствию влаги тело высыхало и тем самым сохранялось.

Файлы: 1 файл

доклад бальзомирование в Египте.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                

 

                                                           Доклад

 

         Искусство бальзамирование в  Египте.

 

    С древнейших времен человек стремился остановить время, увековечить память о близких. Так зародилось искусство портрета. Но еще сильнее было желание сохранить тело умершего как вместилище его души. Это религиозно-мистическое чувство воплотилось в искусстве древнего Египта - бальзамировании, которому, по преданию, научил древних египтян Анубис, бог - покровитель мертвых.

   В течение раннего до династического периода истории Египта погребальный обряд египтян был очень прост. Когда кто-либо умирал, не забальзамированное тело укладывали в позе эмбриона (руки согнуты у груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к подбородку), заворачивали в ткань или соломенные циновки и укладывали в неглубокую могилу, вырытую в песках пустыни к востоку от Нила. Вместе с телом в могиле оставляли несколько предметов домашнего обихода. Благодаря почти полному отсутствию влаги тело высыхало и тем самым сохранялось. Захоронения знатных и богатых египтян отличались от могил простолюдинов только ценностью положенных в могилу предметов и тем, что яму облицовывали изнутри досками или каменными плитами.

   Постепенно природное мумифицирование перестало удовлетворять египтян и появились методы искусственного бальзамирования в древнем Египте, которые становились все изощренней. 
   Сохранились свидетельства четырех древних авторов о методах бальзамирования в древнем Египте. Первое, самое раннее, принадлежит греческому историку Геродоту (484 г. до н. э.), второе - Диодору Сицилийскому (45 г. до н. э.), третье - Плутарху (между 50 и 100 гг. н. э.) и четвертое - Перфрию (около 230-300 гг. н. э.). Современные египтологи считают отчеты Перфрия и Плутарха ненадежными, но признают достоверность отчетов Геродота и Диодора.

  Из переводов Геродота говорится, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:

 сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея). Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота.

    Второй, более дешёвый, представляет из себя следующее:

с помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.

    Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: в брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным.

  Диодор, посетивший Древний Египет около 40 г. до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним "мастером" (так его называет Геродот), а целым коллективом.

   Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.

    Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами 4-х богов — сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф, имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф - желудок, Кебексенуф - кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

    Современные исследования основанные на переводах Гиродота и Диодора и научных изучений мумий достаточно точно восстановили процесс бальзамирования в Древнем Египте, который подразделялся на несколько стадий. 
   Сначала из тела извлекался мозг. Делали это специальным крюком или ложкой через ноздри. Иногда мозг доставали из черепа через глазницы. Есть запись о случае, когда мозг вычищали через большое затылочное отверстие после удаления первого шейного позвонка.

Далее наступала очередь внутренностей. Их удаляли через разрез на левом боку трупа. Впрочем, место и характер разреза в течение истории египетского бальзамирования неоднократно менялись. Разрез делался ритуальным каменным ножом. Извлекались все внутренности за исключением почек и сердца. Они тщательно промывались и погружались в пальмовое вино.

   Следующая стадия - обработка тела натроном - солью, получаемой из высохших озер в пустыне. Она состояла из хлорида, карбоната и сульфата натрия, нитратов натрия и калия. Из-за его разъедающего действия на ткани тела бальзаматорам приходилось прикреплять ногти к пальцам покойного нитью, медной или золотой проволокой. Иногда на пальцы рук и ног с той же целью надевали металлические наперстки. 
   Ранние египтологи полагали, что тела клали в водный раствор натрона, как это описывает Геродот. Современные исследователи, изучая труды Геродота и другие источники, обнаружили ошибки в текстах переводов. Оказывается, добиться обезвоживания тела для его сохранения можно только погружением в сухую концентрированную соль. Эксперименты с растворами натрона различной концентрации были неудачными и не предотвращали разложения. К концу двадцатого дня пребывания в натроне тело обмывалось водой и высушивалось на солнце. Тогда же череп набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Один автор рассказывает об извлечении из черепа мумии восьми метров бинта. Иногда череп наполняли жидкой нагретой смолой через воронку. 
   Тело внутри и снаружи покрывали слоем смолы или смеси смолы и сала. Внутренности, когда их изымали и не возвращали обратно в тело, помещали в четырех сосудах-канопах, крышки которых были увенчаны головами четырех детей бога Гора. В сосуде, увенчанном человеческой головой, изображающей бога Имсета, была печень. Сосуд, покрытый крышкой с головой шакала, изображающей бога Дуамутефа, содержал желудок. Кувшин с обезьяньей головой, олицетворяющей бога Хапи, содержал легкие. В четвертом сосуде с головой ястреба Кабек-Сневефа хранился кишечник. Нигде не упоминается о том, куда помещались селезенка, поджелудочная железа и тазовые органы. Канопы были разного размера и изготовлялись из различных материалов - алебастра, известняка, базальта, глины. Когда внутренности помещались в эти кувшины, миниатюрные изображения каноп вкладывались в полости тела, которые потом набивались соломой, пропитанными смолой бинтами или мхом и лишайником. Канопы ставили в деревянный ящик и хранили рядом с телом. 
    Если внутренности возвращали в тело, то их обычно заворачивали в четыре отдельных свертка, которым придавались образы указанных выше богов. Разрезы на теле вначале не зашивали, а просто притягивали их края друг к другу. Иногда края разрезов склеивали воском или смолой, однако существуют записи времен 18, 20 и 21-й династий (1700, 1250 и 1000 гг. до н. э.) о случаях, когда разрезы сшивались. Зашитый или нет, разрез покрывался пластиной из воска или металла. 
   Большинство современных бальзаматоров считают, что восстанавливать изменившиеся черты лица умершего стали сравнительно недавно, но это не так. Древнеегипетские бальзаматоры производили эту операцию уже во времена 20-й династии (1288-1110 гг. до н. э.). При этом они не ограничивались только лицом. Все тело набивали каким-либо материалом, чтобы вернуть ему прежние формы. Рот заполняли опилками для восстановления наполненности щек, в веки вставляли льняные прокладки. Затем, начиная от разреза на животе, проникали под кожу туловища во всех направлениях, проталкивая набивочный материал (льняные бинты или смесь сливочного масла с содой) в образовавшиеся каналы. Иногда для этой операции делались дополнительные разрезы. В более поздние времена щеки и виски заполняли смолой, вводимой в отверстия перед ушами. Смолу вводили в теплом состоянии, застывая, она придавала лицу нужную форму. Глаза иногда заменялись сделанными из камня или маленькими луковками. 
Случалось, тела знатных египтян золотили. При этом золотом иногда покрывали всю мумию, а иногда только отдельные части тела (лицо, ногти пальцев рук и ног, гениталии). 
    Далее приступали к пеленанию мумии. Считается, что бальзама-торы специализировались на бинтовании определенных частей тела - пальцев рук, ног, головы и т. д. Каждый палец ноги или руки сначала бинтовался отдельно, затем каждая конечность целиком. Тело сначала покрывали своего рода туникой, а лицо - квадратным куском бинта, за которыми следовали ровные спиральные витки. Между бинтами располагалась набивка для сохранения контуров тела. 
    В течение последнего тысячелетия египетского бальзамирования методы постепенно сместились с подготовки хорошо обработанных тел, способных многие века противостоять разложению, на все более тщательно создаваемый внешний вид мумии. Бинтование усложняется, используются гипс и картонаж, из-за чего внешний вид спеленутого тела становится все более причудливым. Поверх голов мумий начинают прикреплять написанные на плоских поверхностях портреты умерших, довольно верно передающие их внешний облик. 
   Мумии после пеленания обычно упаковывались в ящики. Дополнительная упаковка, получившая у археологов название "картонаж", изготовлялась из 20-30 льняных или папирусовых простыней, пропитанных смолой, гипсом или соком акаций. Эти простыни влажными накладывались на запеленутое тело. Чтобы материал туго обтягивал мумию, его стягивали на спине шнуром. Высыхая, картонаж становился крепким, как дерево. Его покрывали тонким слоем штукатурки и расписывали красками. Картонажный футляр клали в два или более деревянных ящика из кедра или сикаморы, входивших один в другой. Гробы в форме человеческого тела получили название антропоидов. Если покойник происходил из знатной семьи, его мумию заключали в каменный саркофаг из мрамора, известняка, сланца или гранита.

   В наши дни также применяют бальзамирование, но очень редко. Современная технология бальзамирования значительно отличается от древнеегипетской традиции. Сегодня существует несколько способов сохранения тела от разложения. Естественным способом считается замедление процесса разложения при помощи хранения тела в специальных условиях. Для этого используются холодильные камеры в моргах(поскольку при низкой температуре замедляются процессы тления). Искусственным или химическим способом бальзамирования называют долгосрочное бальзамирование.


Информация о работе Искусство бальзамирование в Египте