Иоганн Себастьян Бах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:41, реферат

Описание работы

Иоганн Себастьян Бах сын бедного городского музыканта, Иоганн Себастьян Бах родился в эпоху тягчайшего разорения Германии после тридцатилетний войны. Разрушенные города, опустошенные поля, разоренные крестьянские хозяйства были результатом этой войны (1618 – 1648 гг). Предки Баха были крестьянами, но одному из них удалось получить образование и стать музыкантом, положив начало целой плеяде музыкантов. Известность этой семьи была такова, что одно время всех городских музыкантов называли «Бахами».

Файлы: 1 файл

Иоганн Себастьян Бах.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Иоганн Себастьян  Бах

 

Иоганн Себастьян  Бах сын бедного городского музыканта, Иоганн Себастьян Бах родился  в эпоху тягчайшего разорения  Германии после тридцатилетний войны. Разрушенные города, опустошенные поля, разоренные крестьянские  хозяйства  были результатом этой войны (1618 – 1648 гг). Предки Баха были крестьянами, но одному из них удалось получить образование и стать  музыкантом,  положив начало целой плеяде музыкантов. Известность этой семьи была такова, что одно время всех городских музыкантов называли  «Бахами». 

Иоганн Себастьян родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где прожил до  десятилетнего  возраста. Осиротев, он переехал в Ордруф, к своему старшему  брату  Иоганну  Христофу, органисту  и ученику Пахельбеля. Брат стал его первым учителем на клавире.

В 15 лет, чтобы не быть в  тягость брату, он перебрался в Люнебург, где поступает в местную гимназию и становиться  певчим  в  хоре,  что  дает  ему

возможность прокормиться. В то время в Люнебурге органистом был  Георг  Бем, и Бах многому  научился у него, познакомился с произведениями Адама  Рейнкена – знаменитого тогда органиста. Дважды Бах отправлялся в  Гамбург, чтобы послушать его игру. Удалось ему послушать и светскую французскую музыку в исполнении отличного оркестра крошечного   герцогства Целлле. Музыка Куперена «великого» оказала большое влияние на клавесинный стиль. В 19 лет Бах стал органистом в городке Арнштадт, где написал первые дошедшие  до  нас произведения.

Отсюда он прошел 350 км пешком, чтобы  услышать  в  Любеке  Дитриха Букстехуде, оказавшего на творчество Баха огромное влияние. Интересно,  что здесь он очутился  почти одновременно с Генделем, своим   гениальным

современником, родившимся, как и Бах в 1685 г. Но оба великих  музыканта  так и не встречались.

В 1708 г. Бах возвратился в  Веймар,  откуда  предпринимая поездки в качестве виртуоза на органе и клавесине по северу Германии.

В 1717 году, после конфликта  с герцогом и месячного ареста, он перешел на службу в Кетен, где  создал сборник «Прелюдий и фуг» для  темперированного клавира, оркестровые концерты, сюиты, сонаты, сюиты для скрипки  и  клавира, виолы да-гамба и скрипичные концерты.

В 1723  году,  чтобы  дать  образование  сыновьям,  Бах  переезжает  в Лейпциг,  поступив на службу в  качестве  кантора  в  местной  гимназии   св. Фомы.

Эта должность считалась  почетной, и до Баха ее занимал ряд  выдающихся композиторов. Кантор должен был преподавать ученикам пение, латинский  язык, писать музыку для 4х лейпицигских церквей. Кроме этого, с 1729 года Бах был музикдиректором Лейпцигского университета  и руководил   студенческим музыкальным обществом.

В Лейпциге Бах написал  огромное количество произведений. Произведения его можно играть целый год, даже если исполнять их ежедневно.

К 1740 году достиг наибольшей  известности,  но  стал  вести наиболее замкнутый образ жизни, отдавая все свое  время своим высокоталантливым детям, чья слава в дальнейшем  затмила  славу  отца.  Последние  годы  своей жизни Бах страдал  болезнью  глаз,  перенес операцию, ослеп.  Скончался  в возрасте 65 лет, 27 июля 1750 года.

Число произведений Баха очень  велико. Они разбиваются на пять групп.

Наиболее  обширная  –  церковных  кантат  (350).  Вторая   –   крупные художественные культовые композиции – пассии, оратории, торжественная  месса и 4 неполных мессы.

Третья группа – произведения для органа и клавесина.

4 группы – произведения  для различных инструментов –  скрипки,  виолы, флейты, лютни.

Последняя, пятая группа включает произведения для оркестрового состава.

В лице Баха завершается  огромный исторический процесс, основывающийся, с одной стороны, на связи музыки с культом, а с другой – на  могущественном развитии бытовой музыки – танца, народной  песни,  музыки с драматическим представлением. Обе эти струи слились в творчестве Бах и делают  его самым всеобъемлющим музыкантом времени.

Особенность исторического  положения заключается в том, что он был самым передовым  художником своего времени. Трагическое  историческое положение Германии (крестьянская война, тридцатилетняя война, Вестфальский мир, окончательно закрепивший раздробленность страны) дало Баху наилучшую возможность почувствовать трагические противоречия своего времени. Бах поднимается до высокого обобщения духовной жизни, искусства на новом историческом этапе в концепциях общечеловеческого значения. Социальная природа его музыки народная, «певец крестьянских и городских низов» (Розеншильд), церковная.

Бах апеллирует не только к эмоциям, но и прежде всего к  разуму, интеллекту. Могучее, кристально ясное интеллектуальное начало —  один из устоев его искусства. Его идеал — мир светлый и разумный. Для Баха характерна эмоциональность и импровизационность, скорбность, трагичность, пафос, высшая трагедийная концепция в пассионах, предельная возможность обобщения в мессе.

Черты стиля:

1) мелодия — опора  на риторику, на сложившиеся формы, на схемы и символы церковной музыки, на народные мелодии;

2) предельная концентрация  и мелодическая нагота тем; 

3) ритм разнообразен. Бах непревзойденный мастер разнородных  и в то же время органичных  ритмических сплавов и контрастов, переключений и сопоставлений («Хроматическая фантазия и фуга», «Органная фантазия» g-moll).

Бах работал во всех жанрах (кроме оперы) и везде достиг небывалых  вершин.

2. Оратории 

Ораториальные жанры  наиболее значительная область творчества: пассионы — возвышенно-философское воплощение евангельской темы. Идея страстей трактована гуманистически — нравственно. Его герой смиренно, бестрепетно и непреклонно идет на жертвенный подвиг. Следуя традициям, Бах в рамках цикла свободно объединяет повествовательный речитатив, церковный хорал четырехголосного склада, хоры, арии, ариозо. Все это синтезировано с богатой оркестровкой, тонко, изобретательно и поэтически расцвеченной по тембровому колориту, с развитыми концентирующими соло и органом.

3. Мессы 

Мессы. Бах отходит от обрядовой традиции, развернув освященный церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати четырех номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены картины жизни, повествования. Сфера Мессы — человеческие идеалы в их эстетически и этически обобщенном выражении. Впервые идея восхождения от страданий к радости получила обобщенную форму. Две образные сферы — страдания и действия, радости — в развитии стремятся в противоположных направлениях, композиция построена как цикл циклов, в основе которого находится избранный круг музыкальных образов. Это значит, что содержание глубоко и многообразно, как часть баховской картины мира.

4. Инструментальная музыка 

Большинство инструментальной музыки — произведения чисто светские (исключение — музыка для органа). В инструментальной музыке протекает процесс взаимодействия и взаимообогащения различных областей, жанров, типов изложения. Центральное место занимает музыка для клавира и органа.

Клавир — творческая лаборатория. Бах раздвинул рамки репертуара, предъявляя предельные требования к инструменту. Клавирный стиль отличается энергичным и величавым, сдержанным и уравновешенным эмоциональным строем, богатством и разнообразием фактуры, интонационной насыщенностью. Бах ввел новые приемы игры. Произведения: пьесы для начинающих (маленькие прелюдии, фугетты), прелюдии и фуги (ХТК), сюиты, концерты (Итальянский), токкаты, фантазии (свободная импровизация, патетически приподнятый тон, виртуозная фактура), «Искусство фуги» (создал классическую фугу).

Великая роль в творчестве Баха принадлежит органу. Органный стиль наложил отпечаток на все  инструментальное мышление композитора. Именно органу принадлежит жанр, связывающий  инструментальную музыку с духовными  кантатами и пассионами — обработки хоралов (более 150). Органные сочинения тяготели к отстоявшимся формам, традиционным жанрам, которым Бах дал качественно новую интерпретацию: прелюдия и фуга (разграничил две композиционные сферы, усовершенствовал их, воссоединив в новом синтезе).

Писал Бах и для  других инструментов: виолончельные  сюиты, камерные ансамбли, сюиты для  оркестра, концерты, сыгравшие огромную роль для дальнейшего музыкального развития.

Огромное наследие Баха оказывает нравственное воздействие. Он шагнул далеко за рамки одного стиля, одной эпохи.




Информация о работе Иоганн Себастьян Бах