Императорские театры XIX века. Щепкин. Мочалов. Каратыгин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение творчества М. С. Щепкина, П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина, их основных принципов актерской игры.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
– выявить основные этапы становления Императорских театров в России;
– рассмотреть творчество М. С. Щепкина;
– выявить основные этапы в творчестве П. С. Мочалова;
– обозначить основные вехи творчества В. А. Каратыгина.

Файлы: 1 файл

Императорские театры XIX века. Щепкин. Мочалов. Каратыгин..doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Введение

XIX век в истории России был  наполнен множеством событий,  оказавших сильнейшее влияние  не только на жизнь современников  и дальнейшую историю страны, но и на культурное развитие.

Одновременно с тем, как складываются политические идеи декабризма, формируются и созревают свободолюбие Щепкина и Мочалова. Выходцы из крепостной среды, крупнейшие русские актеры воспринимают либеральные веяния времени через призму собственного социального опыта. Именно в театре стихийный демократизм народной интеллигенции сливается с возросшим на общеевропейской почве демократизмом  передовой русской литературы. В этот – внутренняя сила театра, причина его быстрого творческого роста, его всевозрастающего значения в национальной культуре.

 Одно из важнейших явлений, характеризующих художественную жизнь этого периода, - формирование русского романтизма, широко влияющего на театральную практику. Романтизм в театре породил великих актеров: Щепкина, Мочалова, Каратыгина. Творчество этих актеров произвело огромное влияние на становление современной науки о театре, способствовало написанию теоретических трудов.

Таким образом, актуальность темы обусловлена большим влиянием творчества М. С. Щепкина, П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина на развитие современных систем актерской игры и теории современного мирового театра.

Среди работ, изученных мной в процессе исследования, следует особо выделить следующие: Алперс Б.В. “Театр Мочалова и Щепкина” и “Театральные очерки” - это литературное наследие представляет собой синтезированные критические заметки начала XIX века. Также стоит отметить труды Беньяш Р. “Павел Мочалов”, “Михаил Семенович Щепкин, Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине” и записки актера Каратыгина. Именно эти работы содержат информацию о театральной жизни эпохи и творчестве актеров того времени.

Объект исследования:  театральное искусство XIX в.

Предметом – эстетика императорских театров, творчество М. С. Щепкина, П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина.

Целью курсовой работы является  изучение творчества М. С. Щепкина, П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина, их основных принципов актерской игры.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

– выявить основные этапы становления Императорских театров в России;

– рассмотреть творчество М. С. Щепкина;

– выявить основные этапы в творчестве П. С. Мочалова;

– обозначить основные вехи творчества В. А. Каратыгина.

В основу работы положен принцип системности, который определил выбор соответствующих методов: описательный, аналитический, сравнительный.

Лoгикa иccлeдoвaния oбуcлoвилa структуру рaбoты, cocтoящeй из ввeдeния, четырех глав, зaключeния, и cпиcкa иcпoльзованных источников.

 

 

  1. Императорские театры XIX века

Первый государственный  драматический общедоступный театр  в России был открыт в С. Петербурге 30 сентября 1756 Указом императрицы Елизаветы Петровны об учреждении «Русского для представлений трагедий и комедий театра». Директором театра назначается первый русский драматург А. П. Сумароков, во главе труппы – создатель первого постоянного русского театра, актер – Ф.Г.Волков. После смерти Ф.Г.Волкова, в 1763 труппу возглавил И. А. Дмитриевский – старейший русский актер. Александринский театр получил свое название в 1832 в честь жены императора Николая II, Александры Федоровны. В том же году, ранее не имевший постоянного помещения, театр был размещен в новом здании, построенном по проекту архитектора К.И.Росси [3; 56].

История Александринского театра теснейшим  образом связана с историей русской  театральной культуры. В начале своего пути русский театр ориентировался на европейские образцы, избирая пьесы такого направления, как классицизм, выражающий идеологию абсолютизма (П.Корнель, Ж.Расин). Это не могло не сказываться на исполнительской практике. О ней словами великого артиста М.С.Щепкина сказано следующее: «С 1805 года я на сцене, я застал декламацию, сообщенную России Дмитриевским, взятую им во время своих путешествий по Европе в таком виде, в каком существовала на европейских театрах, которая состояла в громком, почти педантическом чтении с страшным ударением на каждую рифму и с ловкой отделкой полустиший, и это все росло, так сказать, все громче и громче, и последняя строка монолога произносилась, сколько хватало сил у человека» [13; 303]. В игре актеров преобладали «жесты» и декламация, особенно в трагической части репертуара. Немногие актеры пытались преодолеть созданные подражанием каноны, поскольку публика первого театра, ставшего в 1759 придворным, поощряла исполнителей к громким выкрикам и условным, заученным, как по картинам, телодвижениям. Исключением в этом ряду мог быть только сам Ф.Волков, обладавший мощным темпераментом, яркой эмоциональностью и универсальной техникой, позволяющей играть, как в трагедиях, так и в комедиях.

В дальнейшем именно комедийный репертуар  позволит актерам театра приблизиться к более реалистической манере исполнения. В репертуар театра во второй половине XVIII в. входили произведения Я.Б.Княжнина, сатирические комедии В.В.Капниста, И.А.Крылова, из европейских –Ж.Б.Мольера. Большую роль в истории театра сыграло творчество Д.И.Фонвизина, создавшего в своих комедиях полноценные реалистические образы [6; 269]. Это давало актерам настоящий современный материал, требующий более глубокого подхода, наблюдательности, живого разнообразия в мимике и пластике.

Исполнительское искусство  театра рубежа XVIII-XIX вв. характеризовалось преодолением условных приемов классицизма, усилением эмоционально-психологического начала, стремлением к жанрово-бытовой конкретизации образа. В труппе состояли: С.Н.Сандунов, А.М.Крутицкий, П.А.Плавильщиков, Я.Е.Шушерин. Возникновение в репертуаре таких новых жанров, как «мещанская трагедия» и «слезная» драма (в литературе это направление называется сентиментализмом) также повлияет на стиль актерского исполнения. В нем постепенно исчезает ложный пафос, схематизм, псевдогероические «котурны», появляется все больше искренних интонаций [2; 121].

В период Отечественной  войны 1812 на сцене большое значение приобрели патриотические трагедии В.А.Озерова с участием великолепных трагических артистов –  Е.С.Семеновой и А.С.Яковлева. Это был могучий всплеск трагедии классицизма, когда старая, жестко регламентированная форма наполнилась новым содержанием, подлинным патриотическим подъемом. Творчество Е.Семеновой впоследствии получило высокую оценку в статье А.С.Пушкина “Мои замечания о русском театре” (1820). «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только о ней. Одаренная талантом, красотой, чувством живым и верным, она образовалась сама собою».

Этот период характеризуется и  расцветом легких жанров – водевиля и комедии. Их сочиняли такие театралы, как М.Н.Загоскин, Н.И.Хмельницкий  и А.А.Шаховской, упомянутый в Евгении Онегине: «Там вывел колкий Шаховской своих комедий шумный рой». На сцене театра были поставлены ранние комедии А.С.Грибоедова – Молодые супруги (1815) и Притворная неверность (1818). Среди исполнителей комедийного репертуара – М.И.Вальберхова и И.И.Сосницкий [9; 108]. Пройдя школу водевиля, актеры совершенствовали свою пластику, оттачивали внешнюю технику до блеска, учились мастерству пения и танца. Эти качества петербуржцев вскоре были отмечены, как самые сильные их стороны. Москвичи же по большей части поражали содержательной стороной своего искусства. «…Вообще в сценическом отношении Петербург отличается от Москвы большим умением, если не быть, то казаться удовлетворительным со стороны внешности и формы. Словом, сцена в Петербурге больше искусство, в Москве же она – талант», –писал критик В.Г.Белинский. Сравнивая исполнение М.С.Щепкина с И.И.Сосницким (актеры играли роли одного плана), предпочтение отдавалось Щепкину, светящемуся лиризмом и теплотой. Сосницкий был менее характерным.

В 1820-е театр обратился к романтическому репертуару. Инсценировались поэмы Пушкина, В.А.Жуковского, романов В.Скотта, и др. Под их воздействием сложились принципы романтического, эмоционально-наполненного актерского искусства [14; 200].

1830-е знаменуют собой следующий  этап в истории петербургского театра, связанный с началом деятельности его собственно «александринского периода», уже в новом здании (Площадь А.Н.Островского в настоящее время).

Начало деятельности Александринского театра совпало со временем николаевской реакции. Непосредственная близость театра к царскому двору накладывала свой отпечаток. В репертуаре преобладали пьесы официального или откровенно развлекательного характера. В сценическом мастерстве процветали элементы внешнего блеска, парадности, пышных эффектов. Главным трагическим корифеем театра, безусловно, признан исполнитель всех исторических лиц, титанов и героев – В.Каратыгин. Любимец петербуржцев, в Москве он подвергся строгому анализу. Как Моцарта и Сальери, будут сопоставлять исполнителей двух Гамлетов, Мочалова и Каратыгина, одновременно сыгранных актерами на разных сценах. Трагик в официальном мундире – таким и нам видится Каратыгин с его скульптурно-торжественной пластикой, громким декламационным голосом. Москвичи, конечно, предпочитали ему мятущегося, пусть неровного, но истинно переживающего Мочалова. На этом ярком примере часто объясняют отличия школы представления (творчество В.Каратыгина) и школой переживания (творчество С.Мочалова). Это тот редкий случай, когда школы представлены в своем чистом виде [1; 508].

«Каратыгин удивительно шел николаевскому времени и военной столице его», – отмечал А.И.Герцен, называя актера «лейб-гвардейским трагиком… у которого все было до того заучено, выштудировано и приведено в строй, что он по темпам закипал страстью, знал церемониальный марш отчаяния и, правильно убивши кого надобно, мастерски делал погребение» [2; 463].

Период 1840-х глубочайшим образом  отразился на актерском мастерстве всего Александринского театра, в том числе и на творчестве его корифея В.Каратыгина. В театр пришли такие авторы, как Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, И.С.Тургенев, А.В.Сухово-Кобылин, драматурги «натуральной школы». В водевилях и комедиях засверкали молодые таланты, рано ушедшие из жизни, но оставившие свой неповторимый след в искусстве – В.Аксенова и А.Е.Мартынов. Необыкновенная теплота и человечность объединяла эти дарования, которым было тесно во многих малосодержательных ролях того времени. А.Е.Мартынову удалось раскрыться в образах Островского и Гоголя. Заметным общественным событием стал спектакль Гроза (1859), где актер исполнил роль Тихона. Творчеству Мартынова был свойствен реалистический метод. Его роли отличались всегда жизненной конкретностью, а игра наполнена живым, подлинным чувством. Эволюционировало и мастерство Каратыгина – в сторону простоты, отсутствия «эффектов», большей естественности и психологической глубины.

Малый театр — один из старейших театров России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр…». Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии. (Первым русским публичным общедоступным профессиональным театром по праву считается Волковский театр в Ярославле).

На основе университетского театра был создан драматический Большой  Петровский театр в Москве, где 15 января 1787 прошла первая русская постановка «Женитьбы Фигаро» в переводе А. Лабзина под названием «Фигарова женитьба» — до этого пьеса шла на русской сцене, но в исполнении французской труппы [14; 399].

Репертуар состоял из лучших произведений русской и мировой литературы, ставились пьесы самых известных авторов: Д.Фонвизина, И. А. Крылова, Ж. Б. Мольера, Бомарше, Р.Шеридана и Карло Гольдони). На сцене блистали такие выдающиеся актеры своего времени как В. П. Померанцев и А. А. Померанцева,Я. Е. Шушерин, П. А. Плавильщиков, чета Сила Николаевич и Елизавета Семёновна Сандуновы.

В начале царствования императора Александра I, вместе с общим подъемом общественной жизни ожило и совсем было упавшее при Павлетеатральное искусство. В эти годы труппа пополнялась актёрами крепостных театров. В 1805 году здание сгорело. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров, куда поступили артисты бывшего Петровского театра. В 1806, театр приобрел статус казенного, войдя в систему императорских театров. Таким образом, актёры, поступившие в труппу из крепостных театров, сразу освобождались от крепостной зависимости, как например, С. Мочалов — отец знаменитого трагика, Мочалова П.[3] Своего помещения у труппы ещё долго не было. Сама политическая обстановка в стране к этому не располагала. Страну сотрясали нестабильность и военные конфликты (со Швецией, Турцией). В 1812 году была война с Наполеоном. Прошло ещё несколько лет, когда архитектор Бове был приглашен на строительство в Москве театрального здания. Ещё в 1803 году произошло разделение трупп на оперную на драматическую. В этом разделении огромную роль сыграл Катерино Кавос, ставший по сути дела, основателем русской оперы. Однако на самом деле опера и драма ещё долго соседствовали рядом. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: единая дирекция, одни и те же исполнители, но ещё и долгое время после этого театры были соединены даже подземным ходом, были общие костюмерные и т.  [14; 144].

Информация о работе Императорские театры XIX века. Щепкин. Мочалов. Каратыгин