Икебана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:23, реферат

Описание работы

Не думайте, что икебана означает просто аранжировку цветов в вазе. Искусство икебана отличается каноничностью, и в то же время в нем природа и человечность сливаются воедино. Вопреки представлениям о цветочной композиции как о наборе пестрых разноцветных растений, в составлении икебана часто уделяется внимание стеблям и листьям, а также формам, линиям и очертаниям. Хотя икебана - это творческое самовыражение, она имеет определенные правила составления. Замысел художника в каждой композиции проявляется через сочетание цветов, природные формы, изящность линий, и обязательно присутствие внутреннего смысла композиции.

Файлы: 1 файл

Этимология.docx

— 18.20 Кб (Скачать файл)

Этимология

Слово «Икебана» происходит от японского ikeru (生け る, размещать, расставлять, жизнь, рождение") и hana (花, «Цветок»). Существуют следующие переводы: "дать жизнь цветам" и "расставить цветы".

Подход

Не думайте, что икебана  означает просто аранжировку цветов в вазе. Искусство икебана отличается каноничностью, и в то же время  в нем природа и человечность сливаются воедино. Вопреки представлениям о цветочной композиции как о  наборе пестрых разноцветных растений, в составлении икебана часто  уделяется внимание стеблям и  листьям, а также формам, линиям и  очертаниям. Хотя икебана - это творческое самовыражение, она имеет определенные правила составления. Замысел художника  в каждой композиции проявляется  через сочетание цветов, природные  формы, изящность линий, и обязательно  присутствие внутреннего смысла композиции.

Другой аспект икебана  заключается в ее склонности к  минимализму. То есть, композиция должна состоять из минимального числа цветов с вкраплениями стеблей и листьев. В основу построения японской икебана  положен равносторонний треугольник, разбитый ветками на три основные части. Некоторые школы утверждают, что треугольник символизирует  небо, землю и человека, другие - солнце, луну и землю. Ваза является ключевым элементом композиции, в их создании могут быть использованы различные  стили керамики.

Духовные аспекты

Духовный аспект искусства  икебана считается чрезвычайно  важным. Во время составления икебаны  молчание - важная составляющая. Это  время посвящается попытке оценить  красоту вещей в природе, что  люди часто упускают из-за динамичного  ритма жизни. Человек становится более терпеливым и терпимым к  различиям, не только в природе, но и  в целом. В процессе составления  человек чувствует близость к  природе, которая дарит отдых  для ума, тела и души. Искусство  икебана позволяет увидеть красоту  во всех видах искусства.

История и стили

Историю развития японского  искусства аранжировки цветов можно  проследить до шестого века, в то время буддизм был привнесен  в Японию из Кореи. Украшение алтаря цветами в честь Будды стало  частью богослужения. Также прослеживается связь искусства икебана с  буддийским ритуалом предложения цветов духам умерших. Первый из классических стилей икебаны зародился в середине пятнадцатого века. А первыми учениками  и преподавателями этого искусства  были буддийские монахи. Прошло время, появились другие школы, поменялись стили, Икебана стала традиционным видом искусства в японском обществе.

Происхождение школ икебана: Икэнобо

История икебана насчитывает  около 500 лет, а Икэнобо известна как старейшая из школ икебаны. Эта школа была названа в честь священника из храма Роккакудо (六角 堂) (официальное название Сиун-дзи или Храм фиолетовых облаков 紫云 寺) в Киото. Храм располагался на берегу озера, что по японски звучит как "Икено бо" 池 坊 ", поэтому священника называли Икэнобо. Монах был искусен в мастерстве составления цветочных композиций и давал уроки.

Храм Роккакудо был возведен в 587 г. Принцем Сетоку (圣 徳 太子). Говорят, что принц странствовал в поисках материалов для строительства Шитенно-дзи (四 天王寺). Однажды, когда он отправился купаться в пруду, где увидел буддийский амулет висящий на дереве. Закончив омовение, он попытался снять амулет, но был не в силах это сделать. В ту же ночь принцу во сне явился Будда и поручил возвести храм неподалеку от пруда и кедрового дерева под фиолетовыми облаками. Так появился "Храм фиолетовых облаков".

Эволюция стилей

В конце 15 века искусство  икебана широко распространилось по всей Японии, а также было оценено  по достоинству простыми людьми, а  не только императорской семьей и  ее окружением. В начале аранжеровка икебана была очень простой, использовались лишь несколько стеблей цветов и вечнозеленые ветви. Такой стиль икебана называют кугэ (供 华). Стили икебаны изменялись и в конце 15 века стали приобретать художественную форму с четкими канонами, которые были прописаны в книгах. Седеншо - старейшая из них, охватывает период с 1443 до 1536. Икебана стала неотъемлемой частью традиционных фестивалей и выставок, проводившихся в то время.

Отличительной чертой первых стилей было использование высокого, центрального стебля, который сопровождали два коротких. В период Момояма с1560 по1600 были построены великолепные замки. По мнению дворян и королевской свиты большие декоративные цветочные композиции Рикка наиболее всего подходили для их украшения. Стиль Рикка (досл. стоящие цветы) являл собою буддийское выражение красоты природы. Икебаны такого стиля составлялись из семи веток, представляющих холмы, водопады, долины и другие природные объекты, расположенных определенным образом.

С возникновением чайной церемонии  зарождается особый стиль икебана, используемый для украшения церемонии, который получил название Чабана. Стиль Чабана является противоположностью стилю Момояма, в нем подчеркивается деревенская простота. Простота стиля Чабана положила начало стиля Нагэире, что дословно можно перевести как "брошеный в". В Нагэире нет жестко-зафиксированного узора, что привело к развитию Сэйка или Шока стилей. Для создания композиций используются несколько жестких стеблей, которые образуют треугольник асимметричной формы, что было принято за эталон данного стиля.

В композициях стиля Сэйка или Шока используются всего три основных ветки, символы неба (тэн), земли (ци) и человека (джин). Красота стиля заключается в его простоте, а создавался он, чтобы подчеркнуть неповторимость и уникальность самого растения. Стиль Дзиюка отличается творческой составляющей. Здесь используются цветы и разнообразные материалы по желанию автора.

Современные стили

С приходом модернизма в 20 веке три классические школы икебана  частично уступили место так называемому  Свободному стилю. Стиль Морибана (вертикальный) рассматривают как основополагающий. Морибана буквально означает "нагромождение цветов". Для создания композиций используются неглубокие вазы или суибане, или корзины. Морибана крепится на кэнзан или остроконечные держатели, которые также называют металлическими лягушками.

В Морибана (наклонный) используется противоположная по стилю техника. Здесь композиция зависит от положения и формы растений. Для данного стиля специально подбираются стебли, которые выглядят наиболее красиво под наклоном. Стиль отличает мягкость. При создании икебана в стиле Нагэире (вертикальный) используется высокая ваза с узким горлышком, а внутри кэнзан или остроконечные держатели. Нагэире буквально означает "брошенный в". Это простая аранжеровка, в которой может быть использован даже один цветок. Нагэире (наклонный) сочетает в себе нежное прикосновение и гибкость. Это идеальный стиль, чтобы начать изучение искусства составления икебаны. Композиции в стиле Нагэире (каскадный стиль) отличаются тем, что главный стебель свисает за край вазы. Гибкий материал, гармонируя с цветами, создает красивые, нежные линии.

Икебана в современной  японской культуре

Икебана и по сей день остается одним из самых ярких  видов искусства в японской культуре. О нем рассказывают по телевидению, ему обучают в школах и им восхищаются. К примеру есть телевизионное шоу, посвященное икебана, - Сэикей Бизин (Искусственная красота). В шоу подчеркивается важность природной красоты. Старейшая международная организация Икебана Интернэшнл была основана в 1956 году.


Информация о работе Икебана