Художники Урала. Династия Худояровых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Художественная культура Урала является составной частью истории культуры России. Вместе с тем она представляет собой не просто провинциальный вариант общенациональной культуры, а самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития. В этом заключена особенность существования такого феномена, как региональная культура.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………….3
2. Основная часть……………………………………………………………………..5
2. 1. С Урала в Онежский монастырь?........................................................................8
2. 2. Семейный секрет Худояровых…………………………………………..……10
2. 3. Загадка без отгадки…………………………………………………………….11
2. 4. Из династии Худояровых…………………………………………...…………13
3. Заключение………………………………………………………………………..16
4. Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная Искусство Урала.doc

— 3.05 Мб (Скачать файл)

    Возможно, Худояров - Федоров и не возвращался в 1840-х готах в Россию, а присоединился к группе русских стажеров прямо в Риме, где он точно находился, как следует из документов, в 1846 году и где работал автор программы подготовки русских мозаичистов Кривцов. Присоединение к группе позволило нашему земляку поправить свои материальные дела - занятия стажеров финансировались Академией художеств. В 1851 году он вместе с товарищами вернулся в Россию, овладев техникой мозаичной живописи под руководством профессора Барбери и Д. Бонафеде. В качестве отчета о приобретенных знаниях художники привезли в Петербург выполненные в Италии мозаики: "Образ Св. Николая", копию мозаичного пола в античном доме Отриколи, мозаику голов четырех евангелистов, набранную с оригинала К. Брюллова (в настоящее время эти работы находятся в Эрмитаже).

    Ко времени возвращения русских мастеров в Петербург созданное при Академии художеств мозаичное заведение было передано в ведение стекольного завода в начале 1852 года. Следовательно, деятельность Степана Худоярова-Федорова как мозаичиста прошла на петербургском стекольном заводе, в художественном отделе мозаичного заведения. Кроме того, он принимал непосредственное участие в работах по отделке Исаакиевского собора. Они представляли собой воспроизведение мозаичной техникой оригиналов, выполненных масляными красками, в написании которых принимали участие известные художники Нефф, Вениг, Дузи, Чистяков, Бруни и другие.

    Первые четыре мозаики Исаакия выполнены со станковых произведений профессора Т.А. Неффа. Они предназначались для нижнего ряда главного иконостаса и назывались: "Спаситель на престоле", "Богоматерь на престоле", "Святой Исаакий", "Святой Александр Невский". Мозаики набирались первыми русскими специалистами, вернувшимися из Италии, в том числе и нашим Степаном Худояровым. Набор велся одновременно несколькими мастерами. Поэтому выявить, что именно сделал наш земляк в Исаакиевском соборе, видимо, не удастся. Но, несомненно, мы можем гордиться вкладом его в возрождение русской мозаики, в осуществление первого, наиболее сложного этапа работ в Исаакиевском соборе.

    Степан Худояров-Федоров состоял художником мозаичного отделения Академии художеств по 1860 год. В 1865-м его не стало. Как прожил он последние пять лет своей неспокойной жизни, мы не знаем. Документов не выявлено. Творчество С. Худоярова-Федорова не изучено, его оригинальные произведения не найдены. В нашем музее-заповеднике хранится несколько копий, выполненных художником в Риме. Единственная оригинальная работа: портрет Ивана Сусанина - собирательный образ народного героя, - подаренная автором М.И. Глинке, в настоящее время находится в Москве в музее музыкальных инструментов имени композитора.

    "Крепостные художники Худояровы", - так называется монография доктора искусствоведения, профессора Б.В. Павловского, ушедшего из жизни в ноябре 1989 года. Его памяти посвящено это небольшое сообщение, в котором использованы документы, впервые выявленные В.В. Павловским в результате напряженной работы в архивах страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

Увлеченность мастеров XVIII в. лаковой росписью в последующее столетие переросла в высокий профессионализм. XX век стал временем переосмысления накопленного наследия и лучших традиций уральской школы живописи. Современность смогла сохранить и развить достижения прошлого. Доказательством тому служат коллекции тагильской росписи, хранящиеся в лучших музейных собраниях страны и зарубежья. Визитной карточкой Нижнего Тагила стала сегодня прекрасная роза с расписного подноса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список использованной литературы

1. Газета "Тагильский рабочий" от 26.06.1990.

2. Павловский Б.В. Крепостные художники Худояровы. Свердловск, 1963.

3. Первые по таланту и искусству: династия художников Худояровых// Большой Урал: ежегодник. - Екатеринбург: Наука, 2003. - 523с.
4. Родословие крепостных художников Худояровых / Н. П. Худоярова // Уральская родословная книга: Крестьянские фамилии. - Екатеринбург: Академия, 2004. - 628с.
5. Силонова О. Н. Худояров (Федоров) Степан / О. Н. Силонова // Календарь знаменательных и памятных дат. -Свердловс: Наука, 2005. - 534с.
6. Стравинская Л.Ф. Нижнетагильская роспись по металлу. - Екатеринбург, Сфера, 2006. - 396с.
7. Уральская Историческая Энциклопедия. - Екатеринбург: Гердарика, 2003. -1260 с.

8. Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. 184 с.

9. Барадулин В. А. Уральский букет: Народная роспись горнозаводского Урала, Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. 128 с.

10. Павловский Б. В. Камнерезное искусство Урала. М: Искусство, 1953. 152 с.

11.Павловский Б. В. Каслинский чугунный павильон. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1979. 110 с.

12. Павловский Б. В. Крепостные художники Худояровы. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1963. 64 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Приложение

 

 

Дом Худояровых на улице Береговой.

 

 

Вонифатий Худояров

 

 

...и Василиса Михайловна Худояровы.

 

 

Семья Худояровых.

 

Художник П.Ф. Худояров. 1830-е годы.

 

 

 

 

 

 

Худояров. Император Петр I за работой.

 

 

Училище живописи. Худояровы.

 

 

Худояровы Ф.А. и В.А. Столик для хранения жалованной грамоты на дворянство Демидовых. 1785 г.

 

Худояров И.Ф. Шкатулка…

 

 

1-я пол.ХIХ века. И.Ф.Худояров.

21

 



Информация о работе Художники Урала. Династия Худояровых