Художественно-творческое развитие детей раннего возраста в процессе самостоятельной изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Исследования педагогов, психологов Е.А Флериной, Н.П. Сакулиной, Е.И Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни в возрасте от одного года до одного года двух месяцев. Эта деятельность носит характер манипуляций. Ребенок проявляет интерес к новым материалам (карандашам, бумаге, пластилину). Он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, двигая его по столу.

Файлы: 1 файл

1.1.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)

    Глава I.  Теоретические основы развития художественного творчества в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей раннего возраста (третьего года жизни)

   1.1 Творческие проявления детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

     

         Исследования педагогов, психологов Е.А Флериной, Н.П. Сакулиной, Е.И Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни в возрасте от одного года до одного года двух месяцев. Эта деятельность носит характер манипуляций. Ребенок проявляет интерес к новым материалам (карандашам, бумаге,  пластилину). Он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, двигая его по столу. При этом ребенок прислушивается к возникающим звукам и стремится много раз повторить свои действия. Изображения предметов пока еще нет, так как ребенку незнакомо назначение карандаша, бумаги. Его действия напоминают игру. И, даже если в процессе ее на бумаге случайно появляются какие–нибудь штрихи и точки. Такая деятельность ребенка может продолжаться довольно долго, в течение всего второго года жизни, если отсутствует руководство со стороны взрослых.

     На втором году  жизни (особенно в первой половине) дети еще не могут преднамеренно  изображать какие-либо определенные предметы и явления. Однако данный период деятельности важен, так как от манипуляций с карандашом они постепенно переходят к изображению форм предметов, явлений окружающей действительности.

        Анализируя изобразительную деятельность детей 3-го года жизни можно                                       отметить некоторые различия в процессах рисования у детей двух лет – двух  лет шести месяцев и двух лет шести месяцев – трех лет. Дети от двух лет – двух лет шести месяцев с интересом и удовольствием рисуют, лепят, однако не все еще могут находить сходства в линиях, штрихах, так как в этом возрасте отсутствует преднамеренность в изображение.

      В изобразительной деятельности детей раннего возраста возникают творческие проявления. Это вызывает у ребенка разнообразные эмоции. Воспитание у детей интереса, эмоционального отношения к изображаемому необходимо, так как процесс рисования - не только передача отдельных черт, свойств,  предметов и явлений, но и момент активного «вхождения в образ», когда перед ребенком как бы «оживают» мазки, линии, формы.

В процессе рассматривания окружающих предметов, иллюстраций в книгах у детей 2-х лет проявляется способность видеть в них образы различных предметов, животных.

      В раннем возрасте непосредственность детских реакций, их яркость, эмоциональность свидетельствуют о первоначальных этапах развития эстетического восприятия. Поэтому важно, чтобы в процессе рисования ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавать образы предметов, явлений окружающего ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен.

 Пространственно-двигательный  ритм как наиболее простое  выразительное      средство  помогает детям раннего возраста  передать в рисунке что-то конкретное.  Цвет является одним из наиболее ярких изобразительных средств. В процессе рисования ребенок может самостоятельно воспроизводить яркие цветовые пятна, очертания, в аппликации вырезанных воспитателем цветовых форм, силуэтов.[5]

       Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем в рисовании карандашами. Это объясняется тем, что карандаш оставляет слабые следы на бумаге, яркое пятно краски воспринимается ребенком с радостью и восхищением. Композиция в изобразительной деятельности детей раннего возраста претерпевает изменения. Изображение предметов, персонажей приобретают пространственное соотношение, не всегда понятное взрослым.

На третьем году жизни  ребенка ведущим типом его  отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использование.  Предметно-орудийная деятельность, в которой в основном и реализуется это отношение, становится более развитой: расширяется круг интересующих и освоенных предметов, к ним относят и предметы природы, предметы духовной и материальной культуры. Малыш с помощью взрослых открывает для себя функции предметов.  При переходе от совместного действия к самостоятельному за взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия, которые составляют содержание общения ребенка и взрослого по поводу предметных действий. Когда малыш становится более самостоятельным, более независимым от взрослого, он сравнивает свои действия с действиями взрослого, убеждается что он действует как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а сам. [3]

        Итак, в раннем возрасте, овладевая изобразительно-выразительными    средствами, дети в то же время приобщаются к элементарной творческой деятельности, они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изобразительная деятельность детей раннего возраста проходит сложный путь развития от простых движений карандашом, кистью по листу бумаги, манипуляцией с комком глины к образному воспроизведению очертаний, форм реальных предметов. Образ в рисунке, лепке становится все более узнаваемыми благодаря тому, что дети приобретают навыки изображения простейших форм. Возникает сюжет, который дополняется словом. Этот процесс протекает неодинаково даже у детей одного возраста и зависит от развития сенсомоторной сферы восприятия, речи, мышления, эмоциональных проявлений ребенка.


Информация о работе Художественно-творческое развитие детей раннего возраста в процессе самостоятельной изобразительной деятельности