Художественное образование детей в России первой половины ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - охарактеризовать основные концепции художественного воспитания в России первой половины XX века и место творчества детей и подростков в культурной жизни, разработать современную концепцию изучения истории художественного воспитания в контексте художественной культуры.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по педагогике, художественному воспитанию, а также данных истории культуры и искусства обосновать и разработать метод исследования художественного воспитания в контексте культуры России первой половины ХХ века.
2. Выявить и проанализировать как закономерные события, факты в отечественной культуре и воспитании, раскрывающие государственную политику в отношении к художественному творчеству подрастающего поколения в России в первой половине XX века.

Файлы: 1 файл

ТИПХО курсовая.docx

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Интернет-ресурсы

 

    1.  Фомина Н.Н. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины XX в. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. – URL: http://www.dissercat.com. Дата обращения: 26.09.2013.
    2. Теория и история развития художественного образования. – URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=2305. Дата обращения: 12.10.2013.
    3. Прыскина Е.А. История становления и развития художественного воспитания в России во второй половине XIX - начале XX веков. – URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-hudozhestvennogo-vospitaniya-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vekov#ixzz2oN9unjy. Дата обращения: 18.11.2013.

Терминологический словарь

Эстетическое  воспитание – 1) это такое педагогическое ценностное взаимодействие учителя – ученика через общение с искусством, природой  и всем чувственным миром, которое ведет к восхождению личности на основе ее самоценности; 2) это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Наивное искусство - условный термин, которым обозначают стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Историческая база "наивного искусства" - народное художественное творчество. Как особое направление, оно окончательно оформляется лишь в 20 в., когда всемерно возрос общеэстетический и коллекционерский интерес к таким художникам, как А. Руссо, Н. Пиросманашвили, М. А. Примаченко, И. Генералич.

Примитивизм - стиль живописи, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен. Наиболее известные представители примитивизма: Анри Руссо, Нико Пиросмани, Катя Медведева.

Популяризация - изложение научного или вообще сложного вопроса в доступной форме художественно-эстетическое воспитание предусматривает образованность и воспитанность личности. Воспитывая у молодежи эстетические взгляды, вкусы, которые основываются на народной эстетике и на лучшие достижения цивилизации, необходимо выработать умения собственноручно приумножать достижения культуры и искусства.

эстетическое сознание - это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала. Объектом отражения эстетического сознания, как и всех других форм общественного сознания, является природная и социальная действительность, уже освоенная социально-культурным опытом человечества. Субъектом отражения выступает общество в целом через конкретных индивидов, социальных групп.

Эстетический  вкус - способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. В процессе эстетического восприятия и деятельности эстетический вкус проявляется чрезвычайно широко. Он дает о себе знать в любой творческой деятельности, в быту, в поведении людей.

Эстетический  идеал - исторически конкретное, чувственное представление или понятие о должном как прекрасном, материализуемое в искусстве, в практике общественной жизни и производственной деятельности людей. Эстетический идеал, как правило, органически связан с теми или иными сторонами и чертами исторически изменчивого общественного идеала, противоречивого в разделенном на классы обществе.

Эстетическая потребность  - потребность человека как биосоциального существа в оптимальной и гармонической деятельности всех его уровней и систем, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе в искусстве.

Геометральный метод - при геометралъном методе обучение рисунку основывалось на геометрии. Согласно этому методу, все предметы окружающей действительности рассматриваются с геометрической точки зрения: в основе формы каждого предмета обнаруживается геометрическая фигура или тело.

Натуральный метод - заключался в том, что ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы.

Формализм - концепция, согласно которой художественная ценность произведения искусства всецело зависит от его формы, то есть от способа изготовления, наблюдаемых аспектов и среды, в которой оно помещено. В изобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание. Одним из принципов формализма является сосредоточение всего необходимого для произведения в нем самом и абстрагирование от какого бы то ни было контекста, в том числе от причин создания данного произведения, исторического контекста, обстоятельств жизни создателя и т. д. Формализм доминировал в современном искусстве с конца XIX до середины XX века.

Свободное воспитание - направление в педагогике 2-й половины 19 - начала 20 вв., отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее ничем не ограниченное саморазвитие ребенка.

 

 

Приложение 1


 


 



 

 

 

 

Приложение 2



Информация о работе Художественное образование детей в России первой половины ХХ века