Художественная культура Приангарья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Сибирь. Коренные народы.
Географическое положение региона. Традиция протяжных песен на Ангаре.
«Сижу за решеткой» (протяжная) с.Кежма. Кежемского района. Красноярского края.

Файлы: 1 файл

Курсовая..doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Сибирь. Географическое положение. Коренные народы.

Село Кежма: Географическое положение.Население.

Традиция протяжных  песен на Ангаре.

«Сижу за решеткой» (протяжная) с.Кежма. Кежемского района. Красноярского края.

Географическое  положение региона

Сиби́рь — обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России (Казахстана, Монголии, Китая). Сибирь подразделяется на Западную и Восточную. Также иногда выделяют Южную Сибирь (в горной части), Северо-Восточную Сибирь, Среднюю Сибирь.

Коренные народы Сибири

Сибирь — малонаселённая территория, но при этом здесь исторически  проживали представители многих языковых групп. Согласно Всероссийской переписи населения (2010), самыми многочисленными из коренных народов Сибири являются:

Тюркские народы: Якуты, Тувинцы, Алтайцы, Хакасы, Шорцы, Долганы, Сибирские татары, Телеуты, Тофалары.

Монгольские народы: Буряты.

Тунгусо-маньчжурские народы: Эвенки, Эвены, Нанайцы, Ульчи, Удэгейцы, Орочи, Негидальцы.

Самодийские народы: Ненцы, Селькупы, Нганасаны.

Финно-угорские народы: Ханты, Манси.

Самую малочисленную группу аборигенов Сибири представляют потомки древнейшего населения региона - носители так называемых палеоазиатских языков. Близкородственные чукчи, коряки и ительмены насчитывают в совокупности чуть более 27 тысяч человек; юкагиры 1603 человека; кеты 1219 человек.

Село Кежма.

Кежма - село в Кежемском районе Красноярского края Район относится к числу старожильческих, освоенных русскими засельниками в 50-60 годы XVII века. Село Кежма ведет отсчет с 1665 года. До прихода русских здесь обитали эвенки (тунгусы). Ангарцы довольно мирно уживались с аборигенами, многому научились у них. Суровый край выковал в течение веков людей выносливых, крепких, трудолюбивых. Засельники обживали новые места по – русскому обычаю: рубили избы, пахали землю, разводили скот, занимались домашними промыслами. Важное место занимали охота и рыболовство.

Сопредельные территории: на западе он граничит с Богучанским районом Красноярского края; на юге и востоке с Чунским, Усть-Илимским районами Иркутской области, а на севере – с Тунгусско-Чунским районом Эвенкийского автономного округа.

Приангарье заселилось русскими из разных бывших европейских губерний, преимущественно северных. Но север, являясь основным районом выселения, не был единственным. Поморье давало поток вольных переселенцев. Поволжье, юг, запад и центральные губернии – ссыльных. Из торговых и промышленных людей Вычегорской, Великого Устюга, пашенных крестьян Архангельской, Вологодской, Вятской и Пермской губерний формировалось старожильческое население Сибири.

Длительное совместное существование  различных вариантов северного наречия на сибирской территории привело к тому, что возник некий средний тип говора своего рода северно-русское койнэ, в котором можно найти, черты северно-русского происхождения, но не во взвешенном состоянии, а в сложившейся системе, в своеобразном сплаве, который и характеризует собой речь старожилов-сибиряков. Одновременно устанавливались языковые контакты русских с нерусскими (аборигенами). Многие черты быта, способы охоты, рыболовства были освоены и закреплялись в языке.

Богатая песенная традиция – одно из прекраснейших проявлений духовной культуры Приангарья. В районе сохранились старинные мелодии, редкостные в наши дни, так как сюда не доходили новейшие городские романсы и песни. А пришедшая на Ангару в ХIХ веке поэзия каторги и ссылки не вытеснила старых песен, а звучал наряду с ними. В этих старинных ангарских песнях давался выход горю и радости.

Песня занимала почетное место в  жизни ангарцев, сопровождая их от рождения до смерти. До сих пор живет  обряд исполнения похоронных песен.

ТРАДИЦИЯ ПРОТЯЖНЫХ ПЕСЕН НА АНГАРЕ.

Фольклор, записанный в Кежемском  и Богучанском районах, представляет яркую и самобытную русскую старожильческую  традицию. Особое своеобразие придает  ей песенный пласт школы мастеров протяжного пения. Это делает местную  певческую культуру в определенном смысле уникальной.

Опираясь на полевые  материалы и учитывая суждения коренных жителей, установили характерную для  всего региона неоднородность певческой  культуры. Удалось выделить стилевые «очаги», среди которых ведущую  роль играли группы традиций с так называемой пологой манерой пения. «Очаги» с «крутой» манерой пения имели, по-видимому, периферийное значение. Центральное место в группе «пологих» традиций в Кежемском районе занимала традиция деревень Недокурского сельсовета — Заимка, Алешкина и Недокура. В Богучанском районе значение центра приобрели деревни Пинчуга Пинчугского сельсовета, Иркинеева Артюгинского сельсовета и Ярки Богучанского сельсовета, находящиеся неподалеку друг от друга.

Обе традиции имеют много  общих черт. Ведущую роль в них играли лирические, свадебные песни и «походячи» (песни зимних собраний молодежи). Помимо них, звучали хороводные, календарные и колыбельные песни. Была и существует в настоящее время лишь в Богучанском районе культура похоронного причета. Сейчас свадебные песни и обряд сохранились только в памяти немногих женщин преклонного возраста, забыты «походячи» и хороводные песни, не исполняются календарные песни. В наши дни поют лишь лирические. Таким образом, сейчас протяжная песня является центром местной жанровой системы.

Лирическая песня отделяется в сознании певцов ото всех других жанров. Это песни «бравущие», «баские», «настоящие» — так отзываются о них исполнители. Хороводные песни, свадебные, «походячи» считаются здесь  легкими — «их всяк мог петь». Не считают за песни колыбельные и календарные «заклички».

Повсеместно протяжная  песня бытует в двух разновидностях. Песни традиционного мелодико-ритмического склада отличаются от более поздних  кругом сюжетов, особенностями формы, тембрами и др. В Кежемском районе песни делят на «старинные» и «молодые», в Богучанском — на «проголосные» и «протяжные».

Ядро пласта лирических песен составляют «старинные» и  «проголосные», их обычно поют на реке, при возвращении с поля, на улице, в доме во время гулянья. Большое значение в ангарской традиции имело пение за столом, в «кумпании».

Помимо основной функции, протяжные песни выступали и  в других функциях. Так, некоторые  были приурочены к пасхальным «качулям», другие — пели во время катания  девушек старшей возрастной группы на Масленицу.

Общей для обоих районов  является связь группы традиционных песен с семейно-бытовыми обрядами. В Кежемском районе «старинные»  протяжные употреблялись в свадебном  и похоронном обрядах (обычай сохранился в несколько измененном виде и в наши дни).

Традиционные песни, имевшие  «прощальные» сюжеты, звучали и во время свадебного застолья. В Кежемском  районе эти же песни исполняли  и в погребальном обряде и выполняли  функцию отсутствующей там причети. Для пения на похоронах приглашают знатоков старинных песен. Манера пения «у гроба» отличается от обычного пения. «У покойника баса не добавляют, поют тихо; поют чтобы легче было плакать». Важно, что песни, принятые в похоронном обряде, не поют в гулянье. Давний обычай пения на похоронах имеет и определенное развитие. Изменения коснулись репертуара «похоронных» песен. Они вобрали в себя большую часть традиционного пласта. Сейчас на похоронах поют «девишные» свадебные песни, певшиеся раньше в доме невесты. Исполняют и романсы.

Группа протяжных песен, поющихся на похоронах, довольно развита. Так, например, в деревне Заимке основу «похоронных» составляют около двадцати песен. Они делятся на подгруппы в зависимости от возраста и пола умершего. «Енисей» — сиротскую свадебную песню — поют только умершей матери, «Счастливая путь-дорожка» — пожилому мужчине, «Потерялася у нас потерячка» — умершему мальчику или юноше и т. д. Есть и такие песни, которые можно петь любому умершему. Иногда певицы отказываются петь именно «похоронные», так как с каждой из них связаны тяжелые воспоминания.

В Кежемском районе, по данным исполнителей, протяжные песни подразделялись на «мужские» и «женские». К женским относили «похоронные», певшиеся на «качулях» и в Масленицу. Особенно значительной была группа «мужских» песен. К ним причисляли: «Под славным городом Орешком», «Копчевич наш военный гинарал», «Чесал Ваня кудерцы», «Ехал казак с Дону», «Ночи темные, разосенные» и мн. др. В настоящее время последние можно записать в основном от женщин. В создании местных школ мастеров ведущую роль сыграли ансамбли. Раньше существовали женские, мужские и смешанные певческие группы. Теперь преобладают женские, редки — смешанные, совсем нет мужских певческих коллективов. Повсеместно излюбленной формой ансамблей является дуэт, где создался тот особенный стиль, который выделяет «очаги» с «пологой» манерой пения.

Детальный анализ музыкально-поэтических  текстов местных протяжных песен  включает изучение ритмического склада (ритмики стиха, напева, форм их координации) и звуковысотной организации (фактуры, лада, мелодической композиции) в связях и взаимовлияниях ритмики и мелодики, с опорой на сложившиеся в современной фольклористике методы системно-структурного исследования.

Обратимся к проблеме фактуры. Функциональное двухголосие характерно как для  старинной, так и для поздней  лирической песни. Исполнители четко разделяют функции внутри многоголосия. Основной является нижняя партия — ансамблевая, верхняя — всегда вспомогательная, только сольная. Петь нижнюю партию по местной терминологии означает «петь на толстый голос», петь верхнюю — «на тонкий голос». Нижняя партия складывается из «зачина», переходящего в пучок структурно однородных мелодических линий, развивающихся по принципу вариантной гетерофонии. Эта партия исполняется большей частью певцов. Если среди певцов не оказывается в данный момент человека, который мог бы спеть подголосок — «вывести», то участники ансамбля заранее договариваются о «переходе» из партии в партию: «Если одна зачнет, другая подхватит сразу, а потом уже сходит к концу, потому что голос у ней «не стижет» (т.е. певица не может исполнить сольный подголосок по каким-либо причинам:.). Тогда первая выводит, «возвышает голос».

Традиционные и более поздние  песни выдерживаются в низком регистре. Высокое женское пение  не встречается. Начинать в любых  ансамблях принято «грубым» голосом. Считается, что для «зачина» лучше подходит мужской голос («тятя был песельник, голос грубый, зачинал»).

Для песен характерны и отличия  в громкости. Традиционные песни  поются не «во весь голос», «спотишка», «мама громко не пела, мягонький  голос». Песни второго типа надо петь «на бас», т. е. в полную силу. Еще отмечают, что такие песни «в помещении труднее петь, а на улице — легче». В традиционных песнях подголосок звучит мягко, в «молодых» и «протяжных» — резко, звонко, пронзительно, звук форсирован. «Когда поем, звук весь наверх выходит, сколь есть сил, столь и ведешь! Ударят! В лоб ударят!» — рассказывали песельницы. В деревнях записали особые термины, обозначающие подголосок и отмечающие своеобразие его тембра. Там говорят — «петь на отдор», «бакланить», «баглить» (орать). В традиционных песнях всегда подголосок завершается унисонным сочетанием с основной партией. Унисонные «узлы» характерны и в завершении отдельных построений. Второй вид подголоска в каденционных точках отмечен октавирующим звуком.

«Пологое» пение связывается с чрезвычайной продолжительностью как самой мелодической строфы, так и всей песни в целом. В качестве иллюстрации приведем данные о звучании «старинных» протяжных песен в деревне Заимке Кежемского района. Там самые короткие песни длятся не менее четырех-пяти минут, самые длинные — около десяти минут. «Молодые» песни наследуют все признаки стиля и оказываются столь же протяженными. Показательно, что локальные песни из деревни Заимки иногда звучат и в других деревнях, тогда их продолжительность существенно меняется.

Дело здесь в особой манере «протягивать голос». Дело здесь в особой манере «протягивать голос» (Кежемский район) и «водить голосом» (Богучанский район). Умение правильно петь «голос»(напев), выбрать верный напев.Это ценится в протяжном пении выше всего. Настоящие художники владеют искусством «начать» (Кежемский район) и «зыбать» (Богучанский район) песни. Есть поговорка, характеризующая данную манеру пения «От Кежмы до Заимки можно на одном слове доехать».

В каждой из традиций «растягивание» напева происходит по-разному. В Кежемском районе ведущее значение имеет расширение за счет повторения слов, вставок и междометий. Большую роль в пении «кежмарей» играют огласовки и добавления опор во время распевания гласных.

Ритмическая организация местных протяжных песен, по наблюдениям, обладает специфическими особенностями. Для Кежемского ареала типичны протяжные песни со вторичной ритмической композицией, в которых напев координируется со стихом расширенной структуры. В песнях Кежемского ареала обязательно многократно используются словообрывы. Нам говорили, что в «старинных» песнях положено «три-четыре раза приговаривать» (обрывать слова). Анализ формы напева и стиха в протяжных песнях выявляет разнообразные виды словообрывов и различные виды сочетаний их внутри строфы. Внутренний и формообразующий словообрывы есть в большинстве традиционных песен.

«Сижу за решеткой» (протяжная) с.Кежма. Кежемского района. Красноярского края.

Семейный ансамбль из старейшего русского села Кежма (центр Кежемского района Красноярского края), расположенного в среднем течении знаменитой сибирской реки, был записан в Москве в 1983 году во время работы Экспедиционной сессии Комиссии музыкального фольклора Союза композиторов РСФСР.

Художественная культура Приангарья имеет ярко выраженную северную основу, проявляющуюся в певческой терминологии, в типе свадебного обряда и формах традиционных собраний молодежи, а также в диалекте, в одежде, в облике жилых построек. В центре региона находится группа певческих традиций с так называемой пологой манерой пения. К нем относится и песенное искусство село Кежма.

Песни, характерные для данного  места, можно разделить на две  группы: приуроченные и неприуроченные. Первая представлена календарными(детскимй репертуар), календарно приуроченными (молодежный репертуар), разделяющимися на весенние, исполнявшиеся на «полянке», и осенне-зимние, составлявшие основу материала ,звучавшего на «игрищах».

Наиболее интересны «походячи» песни, сопровождавшиеся обязательным парным хождением. Особую часть  этой же группы представляют семейно-бытовые песни (свадебные и колыбельные).

Вторая группа включает в себя лирическую неприуроченную песню и существует в двух разновидностях: «старинная»  и «молодая». К этой же группе относятся плясовые песни и частушки.

Информация о работе Художественная культура Приангарья